Анна Хорькова, 20.11.2015 560 0

Сотрудничество с общей целью: опыт организации сотрудничества родителей, школы и учеников


Образование как услугу стали рассматривать сравнительно недавно, поэтому педагогам, которых общество десятилетиями возводило в ранг полубогов, исключительных людей, трудно воспринимать себя как «предоставляющих услугу». Как рассматривать отношения «заказчиков» (родителей) и «исполнителей» (себя)?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

ФГОС второго поколения требует от нас, чтобы воспитание и обучение школьников проходило со следующими целями: 

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования, ориентация в мире профессий, формирование устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничество со сверстниками;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • понимание особенностей разных культур и воспитания уважения к ним.

Автор статьи Хорькова Анна АдольфовнаЭти требования ФГОС ООО относятся более к самим детям, чем к педагогическому воздействию, которое на них оказывается. Однако контингент учащихся, поступающих в образовательные организации, наряду с такими качествами, как самостоятельность, владение некоторыми информационными технологиями, быстрая ориентация в информационной среде, в большинстве своем имеет качества, присущие членам общества потребления. Это и опора на родителей в материальном плане, и зависимость в принятии решений, стремление тратить как можно меньше собственных сил на достижение целей. Да и постановка, определение и формулирование самих жизненных целей и позиций не всегда является сильной стороной растущего поколения.

Если понимать образование как развитие, идущее от потребностей самой личности, то логично предположить, что создание и формирование этих потребностей и есть задача педагогов. А результатом этой работы  была бы самоактуализация обучающихся, то есть осознание человеком самого себя в окружающем мире и свободный личностный выбор собственного жизненного пути. Таким образом, предоставляемые системой образования учащимся образовательные услуги — это процесс обучения и воспитания, который имеет своим результатом образованность ученика, причем процесс получения услуг и его результат — имеют свою качественную оценку со стороны учащихся и их родителей, а также социума, который получит адаптированного к нему выпускника.

При этом следует иметь в виду, что учащимся система образования предоставляет услуги, а остальным потребителям — организациям, предприятиям и государству в целом — продукцию, то есть в той или иной степени подготовлено для них своего выпускника. Эти две группы потребителей предъявляют разные требования к системе образования по характеристикам качества образования.

Поняв систему оказания образовательных услуг и требуемый результат, вернемся, однако, к первоначальной ситуации, когда первичные заказчики услуги — родители — выбирают образовательную организацию для своего ребенка. В первую очередь, их интересует именно процесс предоставления услуги, частично они интересуются и результатом. Но поколения меняются вместе с их исходными характеристиками, и определить итоговый результат для конкретного ребенка, даже зная условия предоставления услуги практически, невозможно.

Изначально ребенок всецело зависит от родителей, их мировоззрения, целей, мотивации и поступков. В большинстве случаев родители, независимо от их образования и жизненных позиций, инстинктивно стараются максимально оградить своего часто единственного ребенка от трудностей жизни, даже от тех, которые ему положено и необходимо пройти самому. В последующий период, констатируя явные отклонения от заданных образовательных и воспитательных целей, большой процент родителей переносят ответственность на образовательную организацию или самого подростка.

Таким образом, гипотетически принимая процесс и результат предоставляемой образовательной услуги, сами заказчики противоречат поставленным образовательным и воспитательным задачам. Надо понимать, что этот процесс столь же естественен сколь и постоянен, поэтому решение задачи формирования  мотивации и активной позиции обучающихся для саморазвития логично и неизбежно ложатся на образовательную организацию и педагогов, тем более что ответственность за результат несут именно они и обязаны предъявлять этот результат по окончании оказания услуги, то есть выпускника, отвечающего требованиям ФГОС.

В таком случае попытаемся обозначить хотя бы некоторые пути выхода из ситуации, в которой оказываются более или менее все педагоги и управленцы.

Важно, чтобы педагоги признавали главенствующую роль семьи как первого воспитателя ребенка,  предоставляя родителям возможность участия во всех аспектах образовательной программы. В таком случае родители совместно с педагогами берут на себя обязательство действовать сообща, развивая дух сотрудничества. Общение, взаимное уважение, принятие различий и, прежде всего, признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного взаимодействия. Создание общего контекста жизни детей и взрослых есть причастность к ответственности за их образование и воспитание, что особенно важно на начальном этапе обучения ребенка в школе, когда участие родителей еще просто необходимо и эмоционально позитивно.

В нашем опыте это познавательные семинары для родителей, образовательные игры вместе с детьми, открытые уроки и практические занятия не только по основным, но и дополнительным программам, праздники и конкурсы, творческие мастерские, где создаются условия, при которых ребенок не может выполнить учебную задачу без участия родителя.

Эмоционально-психологический фон таких мероприятий резко позитивный, что создает основу для мотивации сотрудничества педагогов и родителей. Одно дело, когда родитель с умилением наблюдает за деятельностью своего ребенка, и совсем другое, когда он делит его трудности и радости.

Отдельный вариант совместной деятельности всех членов школьного сообщества это проектная деятельность, так как это более глубокая и насыщенная работа над достаточно серьезной темой. Педагоги привлекают  к выбору и обработке тематики семью учащегося, определяют задачи работы над проектом так, чтобы родители помогали ребенку, однако не заменяли его работу. В данном случае не страшно, что родитель делает часть работы. Он делает ее не ЗА него, а ДЛЯ него, что направлено на создание системы сотрудничества всех членов сообщества. Проектная деятельность как вид совместного творчества применяется на всех возрастных этапах, и опыт работы показывает, что результаты совместной деятельности участников гораздо успешнее по содержанию и по психологическому состоянию обучающихся, привыкших к помощи семьи и педагогов. Они чувствуют себя уверенно, легко самостоятельно определяют цели, задачи  и направления работы, демонстрируют коммуникативную компетенцию практически в любой ситуации.

Немаловажно и само образование родителей. Являясь заказчиками образовательной услуги как процесса, родителям необходимо получать сведения о целях образования как результата, а также презентовать средства, которые для этого используются образовательной организацией. В целом сам принцип «чем больше информации, тем лучше» здесь работает постоянно, так как отсутствие информации непременно заменяется вымышленной или взятой из недостоверных источников. Такие формы работы с родителями как консультации администрации, педагогов-психологов, специалистов из высших учебных заведений, работников профцентров и других важны, прежде всего, именно для родителей, так как именно в семье ребенок обсуждает свои мотивы и планы, переживания и сомнения, при этом ожидая четкого квалифицированного ответа на свои вопросы.

Отдельно стоят по значимости индивидуальные консультации с ведущим педагогом, основанные на подробном детальном мониторинге продвижения учащегося по всем образовательным направлениям. В такой форме сотрудничества сочетаются научные, исследовательские, психолого- педагогические средства, соотнесенные с индивидуальным подходом к данному ребенку. Мониторинг ведется на постоянной основе, что дает информацию о его динамике, позволяет строить краткосрочные и пролонгированные прогнозы, выбирать средства педагогического воздействия исключительно для данного ребенка.

Таким образом, исходя из требований ФГОС, одним из ведущих средств формирования у обучающегося и выпускника сознательного отношения к собственной позиции в жизни, его самосознанию и саморазвитию, является совместная деятельность и сотрудничество семьи и образовательной организации, с единой целью успешности ребенка.

Об авторе: Хорькова Анна Адольфовна, учитель английского языка, г. Екатеринбург.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: