Светлана Руш, 06.07.2016 0

Развитие языковой компетенции младших школьников


Когда-то в древности Великий учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал легкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Мы, как Великий учитель, должны дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни.

С точки зрения образовательного результата личность можно представить, как совокупность ряда компетентностей выступающих как мера способностей человека включится в деятельность мира социальной зрелости.

Ключевые компетентности многомерны и многофункциональны. В младших классах они реализуются в следующих качествах:

  • наблюдательность;
  • устойчивый интерес к учению;
  • осведомленность;
  • применение знаний на практике;
  • инициативность;
  • самоуважение;
  • умение согласовывать личное и общественное и др.

Языковая компетенция предполагает знание языка и его норм, соответствующих языковым уровням.

В программе развития языковой компетентности младших школьников существует 5 уровней.

Первый уровень овладения считается базовым.

Например, работа над пересказом (изложением), рассказом (сочинением), которая заключается в составлении плана высказывания.

Здесь наиболее эффективным будет синтезирование знаний:

  • составление плана учебного текста и его отдельных частей;
  • осуществление речи некоторых персонажей, ее цель.

Каждый последующий уровень характеризуется каким-то усложнением действий, который должен выполнить учащийся в каждой работе относящейся к данной компетентности. Одной из перспективной задач речевой работы является обучение созданию высказываний. Для этого я использую следующие задания творческого характера:

  • закончи текст несколькими предложениями;
  • запиши начало текста и его предложение;
  • распространи предложение с помощью второстепенных членов предложения;
  • составь текст по аналогии с прочитанным;
  • поставь предложения в нужном порядке, чтобы получился текст;
  • поставь в правильном порядке части рассказа;
  • составь рассказ по его началу (концу);
  • продолжи раскрытия сюжета;
  • составление рассказа по серии картинок.

Сочинения и рассказы являются лучшим средством развития языковой компетенции учащихся. Они оживляют уроки, увлекают учащихся на деле, показывают им богатейшие возможности языка и необходимость его изучения.

Дети наблюдают, накапливают материал, обобщают, сопоставляют и делают выводы. Если на первом уровне овладения компетентности учащихся должны пересказать простые по сюжету тексты, то постепенно переходят к сжатым изложениям от лица рассказчика или плана с творческими и грамматическими заданиями.

Высокохудожественные тексты, написанные выдающими мастерами слова, а затем письменно пересказанные детьми способствует развитию речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивает языковое чутье. Развивать самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умение передавать свои мысли и знания не возможно, если проводить лишь изложения. Нужны условия, чтобы выражать свои мысли самостоятельно. К.Д. Ушинский писал, что дети более всего учатся, подражая, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность.

Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, не требуя дополнительного времени, не только повышает культуру речи учащихся, но и помогает им глубже усвоить грамматические понятия, подводит к осознанию роли изучаемых грамматических единиц в речи, в живом общении между людьми.

Необходимо обучать детей самопроверке и простейшему редактированию. Первоначально оно носит характер коллективного редактирования текста. Дети заменяют слова, устраняют повторы, изменяют порядок слов, связывают предложения с союзами, иногда меняют последовательность изложения или делают композиционные изменения. Обучение изложению является для учащихся ответственным делом. Развивается дисциплина, внимание, память, мышление и конечно, речь.

Коммуникативная компетентность развивается в ходе дискуссии:

На первом уровне

Разобраться в теме и собрать нужную информацию (дети больше слушают и отвечают, чем проявляют инициативу).

На втором уровне

Ребенок вносит свой опыт в дискуссию и помогает ее продвижению сообразно с целями и ситуацией. Кроме того, на этом уровне он должен сделать короткое выступление. Подготовить заметки и отобрать нужнее иллюстрации.

На третьем уровне

Учащиеся способствуют развитию темы, создавая возможность для того, чтобы и другие участники дискуссии помогали ее продвижению.

На четвертом уровне

Необходимо выработать коммуникативные умения в ходе достижения намеченных результатов.

На пятом этапе

Прочитать и подытожить информацию.

Особое внимание я уделяю внимание заданиям, посвященных исследованию комплекса умений, связанных с анализом и пониманием текстов — «компетентность чтения». Эту компетентность можно также назвать компетентностью понимания.

При работе с текстовым материалом учащимся нужно продемонстрировать следующие умения:

  • уметь определять цель текста;
  • уметь определять основную мысль, содержащуюся в тексте;
  • уметь определять, кому предназначен текст;
  • уметь найти в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание;
  • уметь найти в тексте предложение, наиболее точно отражающее человеческое качество — чувство, переживание, мысль.

Важнейшее место в развитии языковой компетенции младших школьников уделяю вопросу «решение проблем».

Это связанно с тем, что в условиях реальной жизни компетентность в решении проблем является основой для дальнейшего обучения, для эффективной профессиональной деятельности, участия в жизни общества, для организации своей личной жизни.

Например, при работе с текстами, диаграммами, таблицами учащемуся требуется проявить следующие умения наиболее общего интеллектуального характера:

  • уметь приводить доводы;
  • уметь выбирать свою собственную точку зрения;
  • уметь извлекать нужную информацию, анализировать и сравнивать ее;
  • уметь определять причины поступков людей.

На уроках обязательно провожу речевые разминки, использую скороговорки, чистоговорки, считалки, пословицы поговорки с целью обогащения словарного запаса, памяти, мышления. Включаю работу в паре, в группе, например: составить из слов карточек готовое высказывание. Постепенно появляются стихотворные попытки, проба пера. Стихи — узор в душе ребят. Дать почувствовать богатство, красоту, выразительную силу языка — это ли не воспитание развитие речи?!

Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное.

На уроках чтения мои дети превращаются в театральных актеров, и даже слабый ученик принимает участие в этом действии, раскрывая свои скрытые способности, которые он не всегда может показать на обычном уроке.

Надо чтобы на уроках чтения дети осваивали то, что важно в жизни каждого человека:

  • умение передавать информацию;
  • поддерживать беседу;
  • устанавливать контакты;
  • пересказывать, рассказать ситуацию;
  • написать письмо, поздравление;
  • красочно оформить речь.

Принципиально меняется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Фактически он создает условия, в которых становится возможным выработка учащимся на уровне развития его интеллектуальных способностей и компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложений усилий.

Меняется также и смысл термина «развитие». Индивидуальное развитие каждого человека, связано, в первую очередь, с освоением умения, к которым у него уже есть предрасположенность, «способность», а не усвоение тематической информации, которая не только никогда не понадобится в практической жизни, но и, по сути, не имеет никакого отношения к индивидуальности данного человека.

 3. Результативность.

Успех в работе по развитию языковой компетентности не возможен, если ученик отвечает на уроке только по необходимости. Успех в данной работе будет возможен только в том случае, если она будет проводиться регулярно и в системе.

Стараюсь, чтобы ребенок не огорчался из-за первых трудностей, которые, несомненно, возникают на его пути. Зажигаю в ребенке искру надежды на дальнейшие успехи. В листе индивидуальных достижений учащихся фиксирую его маленькие победы, где сравниваю ребенка только с ним самим: каким он был и каким он стал, что нового узнал и чему научился.

2011 г.

Об авторе: Руш Светлана Салимовна, учитель начальных классов, МБОУ "Началовская СОШ".

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?