Доклад "Воспитание толерантной личности школьника"


"Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав", — писал Эрих Мария Ремарк. Основная задача школы воспитать человека, который жил бы в гармонии разума и чувств. Вот тогда мы можем смело повторить слова Д.И. Менделеева: "Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян".


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В основе понятия "гармония разума и чувств", несомненно, лежит толерантность — слово, которому дается несколько определений. Но мне больше нравятся слова персидского философа Омара Хайяма, который дает очень емкое объяснение этому слову:

"Не делай зла — вернется бумерангом,

Не плюй в колодец — будешь воду пить,

Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

А вдруг придется что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,

И не теряй любимых — не вернешь,

Не лги себе — со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаешь".

На мой взгляд, толерантная личность — это че­ловек, хорошо знающий себя и понимающий дру­гих людей.         Воспитание толерантной личности — процесс сложный, требующий определенных условий.

В каких условиях воспитывается толерантная личность:

  • окружающая действительность;
  • взаимоотношения в семье;
  • общение со сверстниками;
  • общение с учителями и старшими.

Реализовать эти условия можно на тематических классных часах. Например, "Семья — это та среда, где человек учится делать добро".

Все морально-этические качества закладываются в семье. Семейную атмосферу легко определить по поступкам и взглядам ребенка, ведь

Семья — это крохотная страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовленный грунт бросают

Лишь самые добрые семена!

В выпускных классах целесообразно проводить различного рода тестирование, которое может определить место ребенка в семье: является ли он центром ее жизни или отделен от нее и живет обособленно.

Нельзя воспитать толерантную личность без здорового образа жизни. Поэтому классные часы, посвященные последствиям вредных привычек и результату здорового образа жизни должны быть частым явлением в выпускных классах.

Приятно видеть, когда ученики, вступая в самостоятельную жизнь понимают всю пагубность вредных привычек и с позитивным настроем выбирают свою дорогу в жизни.

А я

Люблю людей в прекрасном настроении,

Когда в глаза смеется доброта,

А в сердце то незримое свечение,

Той синевы простор и высота.

А такая тема классных часов как "Эгоизм и альтруизм" учит ребят, пользуясь словами Цицерона, чаще заглядывать в самого себя.

Пускай поможет нам Всевышний

Внутри гордыню усмирить,

Друг друга, наконец, услышать,

По-человечески простить!

Анализируя свои поступки, ученики приходят к понятию разумного эгоизма, оценивают альтруистические наклонности в разумных пределах.

Такие уроки помогают ребятам понять, что нравственные качества человек приобретает только в обществе.

Французский психолог Пьер Жане высказал как-то мысль о том, что "личность человека развивается в сотрудничестве с другими людьми". Только в контактах с другими людьми человек может доподлинно узнать и развить самого себя.

Большую часть времени учащиеся проводят в общении со своими одноклассниками, со сверстниками.

Наша страна многонациональная, и мы к этому уже давно привыкли. Наверное, в каждом классе есть дети разных национальностей. Приятно осознавать, что ребята не акцентируют внимание на цвете кожи.

Антуан де Сент Экзюпери говорил: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю".

Ведь, действительно, общаясь между собой, ребята изучают культуру других народов, их национальные особенности, тем самым обогащают себя, становятся терпимее друг к другу.

"Мы разные — в этом наше богатство,

Мы вместе — в этом наша сила".

Толерантный человек должен уметь общаться с людьми разного возраста, младшему поколению передавать свои знания и опыт, у старших — с учиться.

Работа в школьном музее "Истоки" — это замечательная возможность познакомиться с историей родного края, ведь без знания своих корней не может вырасти гармонично развитая личность. Учащиеся старших классов проводят экскурсии для ребят начальной школы, воспитывая в них любовь к своей Родине.

"Родной край, его история, — писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества".

Воспитание у школьников гуманного отношения к ветеранам войны, к старикам помогает им понять, что значит быть патриотом своей родины.

Мы только начинаем жить,

Вы в наши годы воевали…

Вы шли на фронт, стране служить,

Вы на войну детьми бежали.

Каждый год, 9 мая, в День Победы мы приглашаем в нашу школу ветеранов войны, чтобы выразить им свое чувство благодарности, за победу, которая позволила быть нашей стране.

Благодарим вас за победу!

За верность Родине своей!

Сегодня мы под мирным небом

Живем и радуем детей!

Спасибо, наши ветераны,

Что дали детство без войны,

Спасибо вам! Вы были правы –

Сильней России нет страны!

И наши ученики должны быть в этом уверенны.

Итак, какую же личность мы получаем на завершающем этапе обучения? На протяжении многих лет мы воспитывали в своих учениках нравственные качества: милосердие, доброту, гуманное отношение к людям, терпимость. Да и наше государство ждет от нас молодое поколение, способное неординарно мыслить, быстро ориентироваться в современном мире, находить верные решения в сложных ситуациях.

Конечно. Нам хотелось бы, чтобы наши выпускники сохранили эти качество надолго. Прощаясь, с ними мы говорим им напутственные слова:

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

 Пусть все в свой час считаются с тобой.

 Наполни смыслом каждое мгновенье,

 Часов и дней неумолимый бег,

 Тогда весь мир ты примешь во владенье,

 Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

 Р. Киплинг

Об авторе: Рагулина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа №2083 СП "Ерино".


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: