Маслова Екатерина Ивановна, 29.11.2009 0

Личностно – ориентированное воспитание младших школьников

lehrerin_om@mail.ru

Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг… Иначе говоря, каждый школьник интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, характерологические особенности к тому или иному виду деятельности.
Ярко выраженная подражательность детей младшего школьного возраста, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих товарищей – такой далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми встречаемся мы, учителя начальных классов, при работе с коллективом, поступающим в 1 класс.
Как помочь детям с наибольшей пользой для развития сильных и слабых сторон, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию?

В. В. Зеньковский утверждал, что «задача воспитания не только труднее, но важнее, чем задача обучения». Ребенок является ценностью воспитания.
В процессе воспитания с первых дней поступления ребенка в школу я стараюсь учитывать возрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, каким он есть, обеспечивая ему зоны развития.
Для организации детского коллектива большое значение имеет установление дежурства по классу. Дети с обязанностями дежурного знакомы из практики детского сада. Дежурство начинаем со 2 го дня, объясняю детям, что одной очень трудно приготовить класс к уроку, поэтому мне будут помогать дежурные по классу. Объясняю, что входит в обязанности дежурных, помогаю в установлении отношений: дежурные выступают в роли руководителя детского коллектива, и каждый ребенок должен уметь принимать их законные просьбы и распоряжения (дежурит каждая парта по одному дню).

В конце первого месяца, когда дети адаптируются, организую выборы классного актива: старосты, санитаров, хозяйственников, цветоводов, физрука, игровиков, библиотекарей и т. д., заранее подбирая кандидатуры ребят. Известно, что дети лучше и охотнее выполняют ту работу, которую они выбрали, поэтому при распределении поручений я учитываю не только возможности, но и желания каждого ребенка.
При распределении поручений придерживаюсь правил:

  1. каждому ребенку должно нравиться его поручение;
  2. каждый ребенок должен чувствовать важность своего поручения и ответственность за выполнение;
  3. каждый ребенок должен иметь поручение;
  4. эпизодически (перед сменой поручений) рассказываю, какую роль играет каждое поручение и что должен делать ответственный.

Например, : цветоводы: ухаживают за растениями: во время поливают, рыхлят почву, протирают пыль, если это делать часто – редко - растение погибнет т. к. можно залить или засушить и т. д.
Поручения в 1 классе в 1 полугодии даю на 1 неделю, т. к. они могут надоесть ребенку, затем меняем на классном часе. Во втором полугодии поручение дается на две недели.
Подбираю каждому ученику поручение, независимо от его поведения и успеваемости, что должно обеспечить комфорт детей, удовлетворенность от приложения их умственных и практических усилий.
Бывают случаи, когда ребенок не хочет выполнять поручение; выясняю причину отказа, стараюсь убедить ребенка в необходимости его работы для класса.

Правильно организованное воспитание должно способствовать развитию ребенка.
С первых дней учения у первоклассников начинает формироваться общественное мнение: что такое хорошо и что такое плохо. Мнение каждый выражает в рисунках : :вначале лица ( веселое – грустное ), а к концу первого класса - выпускаем классную газету. Конечно, заметки, как правило состоят из одного - двух предложений, например: Аня со мной почитала после уроков. Спасибо. Или: Андрей обидел Инну. Стыдно ! и.т.п. Важно то, что дети учатся оценивать свои поступки и поступки своих товарищей. Газета выходит на протяжении всего обучения в начальной школе. Ежемесячно проводим классные собрания, на которых ребята учатся распределять поручения, рассказывать, что они сделали для класса, обсуждать, что было хорошего, а что не удалось, ищем пути, как можно исправить неудавшееся, выбираем из предложенных вариантов наиболее приемлемый. Например: Витя, Сережа, Илья бегают на переменах, шумят, не играют в игры. Как быть? Наказать? Посадить на перемену за парту или оставить в классе? Написать замечание в дневник или организовать подвижные игры? Остановились на последнем: разучили после уроков несколько подвижных игр – и на следующий день на перемене все дети с удовольствием играли. Основной задачей в первый год обучения считаю: найти у каждого ребенка сильные стороны, на которые можно было бы опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть перед окружающими то хорошее, что в нем уже есть, помню, слова Е.В.Бондаревской, «что каждая личность универсальна, никто не должен чувствовать себя обделенным.». Во втором классе продолжаю эту работу, стараюсь активизировать самоуправление и поддержать хорошие предложения, по - прежнему уделяя основное внимание вопросам нравственных взаимоотношений между детьми. При планировании отрядных дел, стараюсь действовать тактично, не подавляя инициативы детей. Вместе обсуждаем, кому можно поручить то или иное мероприятие, кто будет помогать, как конкретно и. т. д . Например: генеральная уборка класса. Ксюша, Таня, Женя - протирают пыль с цветов, горшки, рыхлят почву, убирают сухие листья. Алена, Аня - протирают пыль со шкафов, подоконников, моют доску. Андрюша, Антон, Витя, Сережа - носят воду и. т. д. Очень важно, чтобы соблюдалась справедливость при распределении работ: менее умелых объединять с более умелыми, по очереди делать неинтересную и интересную части работы. Важно, чтобы все вместе трудились, никто не был в стороне. Оценка результатов работы осуществляется самими детьми. Это отражается и в заметках газеты. Главная задача в первом – втором классах - рассказывать перед классом, а в третьем- четвертом- приучить детей отчитываться перед классом, а коллектива - высказать свое отношение к работе группы, отдельных ребят, справедливо оценить их труд. Оценка работы игровиков, санитаров, цветоводов, физорга и.т.д. производится два раза в месяц. Оценка работы дежурных дается в момент сдачи дежурства, т. е. каждый день.
При обсуждении итогов работы и ее оценке внимание ребят обращаю не только на результат, но и на процесс выполнения, отношения между детьми. Помогаю детям осмыслить реальные отношения, которые возникли между ними, увидеть и отметить проявления требовательности, доброжелательности, справедливости.

Считаю необходимо научить детей видеть и отрицательные явления, которые возникают в отношениях между ними: зависть, злорадство, тщеславие, хитрость, несправедливость, приучить детей бороться с этими явлениями.
В ходе выполнения поручений постепенно вырабатываем критерии оценки.
Пример.

  1. Отношение к своим обязанностям (как выполняет, что делает, старается ли, проявляет инициативу)
  2. Взаимоотношение в коллективе (справедлив ли в распределении поручений по отношению к другим, помогал ли другим, как, ведет себя, не злоупотребляет ли своей «властью»)
  3. Результаты общей работы: класс дает оценку работы каждого ребенка, которая выражается в словах, а в уголке – все это отражается в стенной печати.

В четвертом классе дети уже имеют богатый опыт в выполнении поручений. Поэтому более ответственно их выполняют, чувствуя ответственность не только за себя, но и за общие дела класса. На этом этапе происходит значительное расширение детского самоуправления, оно постепенно переходит из рук учителя в руки самих школьников. Перед детьми встает задача самим организоваться для совместного мероприятия, праздника, работы. Самоуправление создает четверокласснику новую роль: он не только исполнитель, но и организатор, инициатор каких – либо дел. Эта роль требует самостоятельных решений и личной ответственности, помогает самоутверждению личности не только благодаря успехам в учении, но и успехам в других полезных видах деятельности. Участие в самоуправлении требует от ребят организаторских способностей и навыков: умело организовать своих товарищей для выполнения задания, уметь распределить работу, следить за ее ходом и оценивать результат (оценки по критериям п.1-3).

Самоуправление ввожу постепенно: вначале дети организуют самостоятельно перемены и свободное время до урока без моей помощи ( зарядка, игры), затем при ведении классных собраний, часов, советов отряда привлекаю постепенно старосту, заместителя и т. д., т. е. постепенно стараюсь «отходить» от дел, наблюдая со стороны, помогая в подготовке мероприятия, вовлекая пассивных ребят, чтобы не перегружать активных.
Стараюсь не влиять на решение ребят, пусть сами пройдут этот путь «проб и ошибок», принимая важное решение, пусть почувствуют, что их решение важно для класса, разумно, что учитель с ним согласен. Главное в этот момент не навязывать своего мнения, не решать за детей, т. к. вся работа сведется к нулю. Ведь общие суждения, совместно принятые детьми решения сплачивают детский коллектив. Дети видят, что существует несколько мнений в решении конкретного вопроса, эти мнения порой противоположны, отличны. Стараюсь научить детей доказать, обосновать свою мысль, но и выслушать мнения других, совместно выбрать наиболее приемлемый вариант. Такие обсуждения воспитывают в детях чувство ответственности за себя и за класс в целом, формируя чувство долга, ответственности за порученное дело перед коллективом. Учителем закладываются новые представления ребенка о собственном «я», об отношениях с окружающими людьми. Поэтому, особое внимание обращаю на то, что нужно усвоить детям, как сделать это с наибольшей пользой для них, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию. А это возможно в том случае, если воспитывать у уч-ся такие качества как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.

В заключении хочу сказать, что наш класс - сплоченный дружный коллектив. Работая, дети вместе научились жить, принимать совместные решения, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Каждый учащийся попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности, сделал для себя какие-то выводы. Считаю, что такая организация деятельности классного коллектива имеет большие возможности для личностно- ориентированного воспитания учащихся.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?