Метод пректов на уроках информатики

Anna-Baronina@rambler.ru

Применение технологии проектного обучения при изучении информатики очень эффективно. Ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы и объекты , проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
В методе проектов очень важно показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо рассматривать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, проблему, для решения которой учащемуся необходимо применить не только полученные знания, но и новые, которые предстоит приобрести. Поэтому я стараюсь применять метод проектов при изучении различных тем. Так, например, изучая тему «Графический редактор» ученики могут создать не только поздравительную открытку, но и создать обложку на компакт-диск или магнитофонную кассету, при изучении темы «Табличный редактор» создать электронный журнал, или рассчитать свои биоритмы на месяц или на один день.

Классификация проектов

Давайте остановимся на классификации проектов. Можно выделить несколько критериев для классификации.
  1. По доминирующей в проекте деятельности:
    • исследовательские;
    • творческие;
    • ролевые, игровые;
    • ознакомительно-ориентировочные (информационные);
    • практико-ориентированные (прикладные). 
  2. По предметно-содержательной области:
    • монопроекты — в рамках одной области знаний (литературно-творческие, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные и т.д.);
    • межпредметные — на стыке различных предметных областей.
  3. По характеру координации проекта:
    • с открытой, явной координацией — непосредственная коорди¬нация (жесткая или гибкая);
    • со скрытой координацией — неявная координация, координа¬тор имитирует участника проекта (характерно для телекомму¬никационных проектов).
  4. По характеру контактов:
    • внутренние или региональные (в пределах одной страны);
    • международные (участники проекта являются представителями разных стран).
  5. По количеству участников проекта:
    • индивидуальные (личностные);
    • парные;
    • групповые;
    • коллективные;
    • массовые.
  6. По продолжительности выполнения:
    • краткосрочные (несколько уроков) — для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы;
    • средней продолжительности (от недели до месяца);
    • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Этапы работы над проектом
При выполнении любого проекта ученики проходят следующие этапы:

  1. Этап ориентирования:
    • индивидуальное и коллективное обсуждение. Здесь важно по¬казать, что в отличие от традиционного школьного обучения при работе по методу проектов совмещены приобретение нового опыта, возможность сделать «продукт» и получение новых знаний;
    • создание групп общения, в которых обсуждаются различные темы и могут быть введены новые формы работы. От педагогов требуется проведение интенсивной коллективной работы для создания атмосферы доверия;
    • анализ личного опыта. 
  2. Этап разработки проекта:
    • разработка индивидуальных задач;
    • анализ личного опыта учащегося;
    • разработка коллективных задач;
    • определение целей;
    • определение ресурсов. 
  3. Этап реализации проекта:
    • обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;
    • самостоятельная работа учащихся над задачами;
    • промежуточные обсуждения достигнутых результатов;
    • оформление проекта.
  4. Этап презентации результатов проекта:
    • подготовка презентации;
    • защита проекта.
  5. Этап оценивания проекта:
    • значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;
    • корректность используемых методов исследования и получаемых результатов;
    • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
    • коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
    • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
    • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
    • привлечение знаний из других областей;
    • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
    • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
    • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов. 


Примеры задач 


Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. как-то оформлены (доклад, компьютерная газета, видеофильм, альбом и т. д.). Вашему вниманию предлагаются проекты выполненные учащимися с 7 по 11 класс. Это различные ребусы, кроссворды, игры, презентации, буклеты, открытки.

Рассмотрим все этапы работы над проектом на примере 9 класса. Нужно составить игру для одной из задач. Задачи берутся обычно по логике, так как такие задачи могут решить школьники любого возраста.

Пример разработки проекта
Рассмотрим ход выполнения проекта.

Типология проекта.
По доминирующей в проекте деятельности —
практико-ориентированный.
По предметно-содержательной области — межпредметный (математика, ИЗО)
По характеру координации проекта — с открытой, явной координацией.
По количеству участников — групповой (возможно – парный).
По продолжительности выполнения — долгосрочный (не менее 20 уроков).
Цели проекта.
Общеучебные:

  • формирование интереса к обучению;
  • развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;
  • обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств,

По информатике:

  • изучение основных этапов решения задачи;
  • отработка метода пошаговой детализации;
  • закрепить следующие знания, полученные после изучения темы «Программирование»
  •  работа со средой программирования ;
  •  программирование с использованием ветвлений, циклов, графики;

По математике:

  •  Решение логических задач;
  •  Использование математических формул;

По ИЗО:

  •  Правила построения графических рисунков;
  •  Правила сочетания цветов;

Выполнение проекта. 


1-й этап.
Работа над проектом начинается с того, что класс разделяется на группы.
Каждая группа выбирает себе задачу- игру, которую она будет программировать. Так как класс делиться на 2 группы можно предложить работать в парах. 


2-й этап.
Ребята решают задачи, чтобы знать правильный ответ. Затем, после изучения темы « Метод пошаговой детализации», разрабатывают части своей программы – заставка на начало игры, непосредственно сама игра, заставка на конец игры. 


3-й этап.
Непосредственно работа над проектом ведется на протяжении почти всего года, так как проект постепенно становиться все сложнее и сложнее: 

 

  • После изучения тем « Типы данных», «Организация ввода, вывода данных» - компьютер запрашивает имя игрока и здоровается с ним;
  • Тему «Графические объекты» я даю чуть раньше, получаем заставку на начало игры;
  • Затем, используя операторы ветвления проверяем правильность ответа игрока, выход из игры или повторная попытка;
  • После изучения темы «Циклы» соединяем графику и цикл, получая красочную заставку на конец игры. 


Таким образом, можно программируя одну игру изучить все основные операторы языка программирования. Дополнительно можно предложить интересующимся детям добавить звуковой эффект для игры. 


4-й этап.
Учащиеся защищают свой проект, демонстрируя свои игры ученикам младших классов.
Умения учащихся при работе над проектом
Таким образом ученики работая над проектом приобретают следующие умения:

  1. Умения, связанные с развитием интереса:
    • анализировать свои интересы;
    • определять новые интересы на основе развития прежних;
    • сопоставлять свои возможности и интересы;
    • отстаивать свои интересы. 
  2. Умение находить практические, интересные виды деятельности:
    • определять для себя познавательные виды деятельности;
    • задавать вопросы по интересующим видам деятельности. 
  3. Умение осуществлять деятельность на практике:
    • планировать свою практическую деятельность;
    • целенаправленно осуществлять свою деятельность;
    • находить ее плюсы и минусы. 
  4. Умение оценивать результаты практики:
    • представлять результаты практической деятельности;
    • оценивать результаты, исходя из первоначальных целей. 
  5. Умение делать выводы из результатов практической деятельности:
    • ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта;
    • объяснять как положительный, так и отрицательный результат;
    • оценивать и изменять свое поведение в соответствии с поставленными целями практической деятельности. 
  6. Умение установить личностное отношение к практической деятельности:
    • осознать, оценить и принять во внимание значение практической деятельности в своем развитии, в индивидуальном образовательном маршруте и для выбора профессии.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: