Способы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

ilna28@rambler.ru

Пусть учитель спрашивает ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это… М. Монтень.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

На уроках русского языка учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают информацию о предмете (рецептивная деятельность – лат. receptio-принятие, прием), воспроизводят знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность – лат. re-вновь + producere-производить-воспроизведение), учатся творчески мыслить и решать практические задачи владения языком (продуктивная деятельность).

Для организации каждого из названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, продуктивный (исследовательский, творческий).
Бытует представление, будто активная учебная деятельность обеспечивается только продуктивными методами. В основе такого ошибочного подхода к методам обучения лежит отождествление понятий близких, но не взаимозаменяемых: «активное мышление», «самостоятельное мышление», «творческое мышление». «Это разные уровни мышления, из которых каждый последующий является видовым к предыдущему, родовому. Творческое мышление будет самостоятельным и активным, но не всякое активное мышление есть самостоятельное и не всякое самостоятельное мышление есть творческое мышление».(1)

Высший уровень мышления – творческое мышление – формируется при использовании продуктивных методов обучения. Активность и самостоятельность мышления могут обеспечиваться и при использовании информационно-рецептивного и репродуктивного методов обучения. Изучая русский язык, в частности синтаксис и пунктуацию, учащиеся должны усвоить большой по объему материал, а наиболее экономным способом его передачи школьникам является информационно-рецептивный метод. Важнейшая задача обучения русскому языку – формирование и совершенствование практических умений и навыков, а они вырабатываются в процессе тренировки, организуемой репродуктивным методом. Значит, широкое применение названных методов на уроках русского языка вполне закономерно. И задача активизации учебной деятельности при их использовании приобретает особую остроту.

Решение этой задачи в большой степени связано с обоснованным, целесообразным и гибким использованием видов работ, приемов и средств, с помощью которых реализуются методы обучения.
При изучении синтаксиса используется так называемый фронтальный опрос или проверочная беседа учителя с классом. Такую беседу целесообразно проводить перед изучением нового материала, она имеет в виду не столько проверку знаний, сколько проверку и укрепление того фундамента, на котором учитель собирается строить здание очередного урока. Соответственно и все вопросы к проверочной беседе подбираются таким образом, чтобы они прямо относились к поставленной цели, и система вопросов достаточно полно вскрывала все существенные признаки явлений, необходимых для понимания нового. Хорошо, если на таких уроках вопросы и ответы будут вызывать столкновение мнений, споры, настоящие дискуссии.
(1) Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

Тогда проверочная беседа превратится в своеобразный урок проверки, закрепления, углубления и осмысления знаний, необходимых для глубокого усвоения того материала, который стоит на очереди. Главная ценность дискуссии на уроке – ее влияние на активизацию мышления, на возникновение интереса к теме, а через нее и к предмету.

Элементы активного мышления могут быть и при закреплении. Способы закрепления, рассчитанные не только на запоминание, но и на соображение, предполагают упражнения в решении задач, требующих практического использования полученных знаний и умений. Использование таких задач превращает закрепление знаний в активное думанье. Различные схемы, отражающие структуру синтаксической единицы, связь ее компонентов, функции ее членов, интонационный рисунок конструкции применяются при изучении синтаксиса и пунктуации постоянно, что определяется своеобразием синтаксического материала и рассчитанного на подкрепление его осмысления зрительным восприятием. Большая часть воспринимаемой человеком информации проходит через зрение, и существует мнение, что сам механизм мозговой переработки поступающей информации настроен на зрительное восприятие. Поэтому даже простой чертеж помогает не только лучше, точнее воспринимать излагаемое, но и ставить исследовательские задачи, при решении которых у учащихся активизируется мыслительная деятельность.

Синтаксические понятия предполагают абстракцию чрезвычайно высокого уровня. Графические средства более выпукло (по сравнению, например, с чисто словесным объяснением) передают особенности синтаксического явления как определенной языковой модели. Умело составленная и умело использованная схема позволяет экономными средствами сосредоточивать внимание учащихся на данном явлении, учит выделять в нем главное, существенное, приучает сравнивать, находить общее и различное в сопоставимых фактах языка, обосновывать свои решения синтаксических и пунктуационных задач, вырабатывать навыки самоконтроля, - словом, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Например, предлагается рассмотреть схемы и ответить на вопрос: чем отличаются эти схемы?
1) [ ========== __________ , ========= и ======== ].
2) [ ___________ ========= ], и [ __________ ======== ].

Таблицы, применяемые при изучении синтаксиса и пунктуации, являются средством систематизации и обобщения изучаемого материала, что уже само по себе предполагает активную мыслительную деятельность учащихся.
Например, предлагается рассмотреть схему и дополнить ее примерами (либо даны готовые предложения, либо учащиеся находят их в тексте).
Схема
Однородные члены предложения


При работе с таблицей могут быть даны различные задания (в соответствии с целью):

  •  Дополнить таблицу примерами;
  •  Подобрать к схемам, данным в таблице, свои примеры (из текста упражнения) или составить свои примеры (на тему, определенную учителем или учащимися).
  •  Начертить схемы, иллюстрирующие тот или иной пункт таблицы. Например, к пункту вышеназванной таблицы «Есть одиночные союзы и, да (в значении И), или, либо» учащиеся зарисуют такие схемы:

И

ДА (в значении И)

ИЛИ

ЛИБО


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: