Преподавание компьютерной графики в 5 классе

Gromovaiu@yandex.ru

На начальном этапе изучения информатики наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям является процесс рисования. Многие современные ученные считают, что работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознает себя в нем. Предварительно изобразив событие, ему легче рассказать о нем. Вот почему рисовать так же необходимо, как и разговаривать [1].


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Изучать «Компьютерную графику» рекомендуется в 4 четверти, т.к. тема не требует особых усилий для запоминания и усвоения материала. А при помощи специально подготовленных заданий можно построить уроки таким образом, что они будут реализовывать большой воспитательный и развивающий потенциал, и у детей не пропадает желание учиться. 

Тема «Компьютерная графика» в 5 классе изучается на примере графического редактора Paint. На уроках рассказывается о его назначении; разбирается с учениками интерфейс программы; показывается, как надо пользоваться инструментами программы; устанавливаются межпредметные связи информатики с литературой, музыкой, историей, географией, математикой. При изменении масштаба рисунка ребята узнают, как получается изображение на экране монитора. 

При объяснении новой темы, можно использовать нестандартное изложение материала, например в стихотворной форме. После продолжительной работы за компьютером рекомендуется проводить упражнения для снятия усталости глаз, напряжения мышц кисти и пальцев рук и общего утомления. Чтобы проверить знания учащихся, используются кроссворды, тесты, проводятся конкурсы работ. Все работы необходимо делить на два вида: обязательные (для всех) и дополнительные (для тех, кто хорошо рисует или быстро выполняет работу). 

Каждый урок должен быть не только интересным, но и полезным. Для этого используются специально подготовленные карточки и задания, которые позволяют мне достичь определенных целей. 

На уроках должны быть задания для приобретения навыка работы в графическом редакторе. Они должны соответствовать изучаемой теме. Если на занятии изучается инструмент "заливка”, то в картинках требуется закрасить что-либо т.д. Некоторые задания такого вида способствуют и экологическому воспитанию школьников [2]. Во время изучения графического редактора можно предложить задания типа: «Убрать с картинки те элементы, которые в реальности загрязняют нашу природу». Ребята обращают внимание на фабричный дым, загрязненную траву, сухие деревья, темные облака и исправляют все это. Конечно, предварительно с учащимися обсуждаются и рассматриваются экологические проблемы современности. 

На уроках должны быть задания, развивающие алгоритмическое мышление. Выполняя их, учащиеся составляют для себя алгоритм выполнения задания. Им надо открыть программу Paint, загрузить одну картинку, вставить в рабочее поле вторую картинку и при помощи каких-либо преобразований добиться требуемого результата. 

Знакомство с графическим редактором - это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, а также развитие пространственного и конструкторского мышления. 

К заданиям пространственного воображения можно отнести те, в которых нужно нарисовать объемное изображение, например, упаковку для товара. 

Есть задания, которые наряду с развитием пространственного воображения, отрабатывают такие математические понятия как симметрия, поворот. Формирование знания геометрических фигур осуществляется упражнениями типа: «Раскрась картинку, посчитай, сколько здесь изображено треугольников». 

Творческое задание «Нарисуй самое красивое и самое некрасивое» позволяет выявить понимание детьми красоты. Задания типа «Чей узор лучше?», «Что такое лето?» способствуют не только художественному развитию детей, но и умственному. 

В 5 классе особый интерес у ребят вызывают работы, способствующие развитию логического мышления. В этой группе можно выделить большое разнообразие упражнений. Это могут быть задания:

  • на обобщение: «Назовите предмет одним словом и нарисуйте, что-нибудь подобное»,
  • на сопоставление – например, «Зоопарк», в котором учащиеся должны в клетку вставить картинку того животного, название которого подписано под клеткой,
  • на сравнение, сопоставление, на поиск закономерностей, в которых надо дорисовать недостающую фигуру, и т.д. [3].

На уроках необходимо ставить перед собой задачу развить не только мышление и память ребенка, а также воспитать самостоятельного и мыслящего человека, поэтому еще одно из заданий, которое предлагается учащимся – это нарисовать картинку по воспоминаниям о какой-либо сказке или рисунок-иллюстрацию к стихотворению. 

Предлагаемые задания призваны способствовать развитию творческих способностей каждого ученика. Учащимся предлагается возможность проявить максимальную самостоятельность в принятии решения по построению того или иного рисунка; в выборе цветовой гаммы для закрашивания фрагментов; в умении осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знаний в другую. 

Еще более увлекательны занятия, на которых ребята создают рисунки по музыкальным произведениям известных композиторов. В начале урока им рассказывают о творчестве композитора и с помощью аудиозаписи знакомят учащихся с его произведениями. Практическая часть заключается в создании рисунка в графическом редакторе под прослушанные музыкальные произведения. Таким образом, школьники, пытаясь выразить в рисунках смысл мелодии, используя свое воображение, и тем самым развивают творческое мышление и учатся воспринимать музыку, повышая тем самым свой культурный уровень [4]. 

При изучении компьютерной графики можно проводить и коллективную работу. Примером этой работы может служить проектирование на компьютере и дальнейшее строительство из кубиков детского городка. 

На одном из занятий дети разбиваются на группы, в каждую из которых входят архитекторы, строители, водители и т. д. Каждый из детей выбирает наиболее интересный для себя вид деятельности. 

Таким образом, занятия по изучению темы «Компьютерная графика» проходят все разнообразней. А на последнем занятии по данной теме обязательно проводится конкурс рисунков, на котором ребята на свободную тему создают картины, а в конце урока работы проверяются, обсуждаются, и учащиеся сами выбирают победителя. 

Одним из важных элементов обучения пятиклашек является свобода в выборе практической деятельности и способов работы, в чередовании дел. Но представленная свобода предполагает ненавязчивую помощь учителя. Нужно не только показывать, а тесно сотрудничать с ребенком в процессе работы. 

Применение такой методики позволило мне достичь того, что учащиеся начинают рисовать все более сложные рисунки, у них заметно повышается качество знаний, умений и навыков и, что самое главное, ребята всесторонне развиваются. Знания, полученные на этих уроках, пятиклассники применяют и в старших классах. При изучении тем «Алгоритмика» и «Моделирование» мне не приходится тратить время на то, чтобы учить их работать с инструментами, и учащиеся быстро выполняют работы по составлению блок-схем и построению моделей. При создании презентаций и сайтов ребята используют свои знания для заготовки шаблонов, чертежей, рисунков. Кроме этого большое значение имеет и внеклассная работа школьников, где они рисуют открытки к праздникам, грамоты для различных конкурсов, оформляют стенгазеты. 

Таким образом, у ребят с пятого класса формируется представление о том, что компьютер – это не цель, а промежуточное звено, средство и инструмент практической деятельности.

Литература
1. Марголис Я., Иванов А. Шестилетки: к творчеству через компьютер // Информатика и образование. – М.: Педагогика. № 3, 1991, с.85 - 91
2. Сафронова Н.В. Методика преподавания информатики. Чебоксары: ЧГПИ, 1997.
3. Гераськина И.Ю., Гераськин А.С. Развивающие задачи при изучении темы «Компьютерная графика» в 5 классе // Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2007, с. 27-29.
4. Фишер Т. Б. Интегрированные уроки музыки и информатики // Информатика и образование. – 2002. - № 8.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: