Использование информационных технологий на уроках трудового обучения

pasinkov-pavel@mail.ru

С появлением компьютерной техники возникла и проблема эффективности компьютеризации обучения. Поскольку компьютер создавался как средство управления техническими и другими системами, он почти сразу нашел практическое применение и в управлении качеством образования.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

В поисках интересных форм и методов преподавания уроков по технологии я остановился на мультимедийных уроках-презентациях, выполненных как правило, в программе PowerPoint. Предлагаемая статья родилась из авторских поисков, разработок собственных мультимедийных уроков. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Проектируя будущий мультимедийный урок, необходимо разработать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Немаловажным в проведении урока является и организация  обратной связи с учащимися.

Мне бы хотелось выделить урок с мультимедийной поддержкой, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, а часто, и главным источником информации.

К примеру, в 6-ом классе учащиеся знакомятся с деталями, имеющими цилиндрическую форму. Для их изготовления необходимо уметь пользоваться новым для школьников измерительным инструментом – штангенциркулем. Его устройство достаточно просто, однако сам процесс измерения с помощью штангенциркуля обычно вызывает у начинающих затруднения. Поэтому приемы измерения я объясняю с компьютерной поддержкой на уроке таким образом: сначала появляется изображение обычной измерительной линейки, цена деления которой составляет 1 мм и демонстрируется измерение с какого-либо предмета, на втором слайде показывается шкала нониуса, а на третьем - основная шкала и шкала нониуса. Демонстрация измерения с помощью шкалы нониуса я сопровождаю своими пояснениями. Таким образом, подача материала происходит на другом, более доступном для понимания уровне. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Также можно разработать урок уже с заданными учебными целями и задачами, ориентированный на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информации, но при его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае будет являться, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.

При проектировании будущего мультимедийного урока необходимо задаться вопросом: «Для чего будет предназначен данный урок: для изучения нового материала или для закрепления пройденного, а, может быть, для применения практических знаний, умений, навыков?» Уже исходя из этого, необходимо подбирать необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники. Урок достигнет максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным и цельным, а не случайным набором слайдов. Необходимо стремиться превратить перечень слайдов в учебный эпизод.

Я считаю, что одним из основных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, но необходимо продумать алгоритм вывода изображений на уроке. Если до недавнего времени учитель закрывал или переворачивал необходимые наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент, то сейчас мультимедиа представляет необходимое изображение с точностью до мгновения.

Для того чтобы был получен ожидаемый эффект от урока, необходимо выбрать оптимальное количество слайдов, изображений и прочих материалов, которые не будут отвлекать учеников, но дадут сосредоточиться на главном.  Большой объем текста на слайде плохо воспринимается с экрана, поэтому не стоит загромождать экран текстом, а лучше всего заменить его наглядными объектами. По сути, это та же информация, но представленная в другой форме.  К примеру, при знакомстве школьников с технологической картой можно предложить или выполнить её в графическом редакторе PAINT. При этом у учеников значительно расширяется представление о возможностях применения этой программы: например, для составления таблицы с помощью инструментов «Прямоугольник» и «Надпись».

Для выполнения чертежа разделочной доски удобно использовать инструменты «Линия», «Эллипс», «Надпись», при необходимости «Ластик».

При выполнении такого рода заданий школьники прочнее запоминают последовательность технологических операций, поскольку им труднее, но интереснее записать и начертить таблицу или

Очень важно, чтобы учитель средней ступени обучения не дублировал текст с экрана, так как для учеников это будет лишним звеном поступающей информации.

Немалое значение имеет и использование на уроке звука. Например, при повторении материала, каждый правильный и неправильный ответ может сопровождаться соответствующим звуком. На мой взгляд, приятный звук побудит ученика перейти к следующему заданию. Случайная последовательность появления на мониторе изображений, заданий, различные нумерации вопросов, возможность регулирования скорости работы и чередования заданий в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, - все эти удобные инструменты появились у нас  с внедрением ИКТ в образовательный процесс. При повторении материала можно использовать такие задания как четвертый лишний, вставь пропущенные буквы, кроссворд.

Доступ к информации, представленной средствами мультимедиа, позволяет вести совместную работу учителю и учащимся. Например, при изучении технологии точения на токарном станке СТД-120 с использованием обучающего фильма появляется возможность наглядно продемонстрировать всей группе учащихся правильные приёмы работы, что весьма затруднительно сделать, показывая их на одном станке всему классу сразу. Учащиеся вникают в динамику технологического процесса, особенности выполнения каждой операции.

При использовании видеофрагментов на уроке важно помнить о темпе урока: видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися.

Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, значительно экономится учебное время, нежели при работе у классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием, а при изучении предмета «Технология», появляется еще и возможность уделить больше внимания на практическую часть урока.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 (Т@тьян@) • 23:22, 30.10.2010
Применять непривычные средства всегда сложно. Спасибо за советы.
avatar
1 Хлесткова • 18:52, 23.10.2010
Хлесткова Спасибо за статью.