Участие младших школьников в проектно-исследовательской деятельности как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве


Свою задачу вижу в том, чтобы обогатить духовный мир детей, показать и передать великолепие и разнообразие мира. И не просто познать, а сохранить в их душах на всю жизнь для того, чтобы они смогли донести этот богатый мир своим детям.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Познаем мир вместе, а выбор делаем сами

Я живу на земле Ломоносова.
Это правда, я здесь живу.
Да, живу, наслаждаюсь и радуюсь
Его жизни, что записана в труд.

Это строки из стихотворения маленькой девочки, третьеклассницы. Но откуда у нее такое стремление рассказать всем о своей родине? Почему она этим гордится?

«Хочу рассказать тебе, мой друг, о чудесном месте, где мне довелось жить. Моя малая родина находится на острове и это так романтично. А скрывать тот момент, что здесь родился величайший ученый Михаил Васильевич Ломоносов, совсем не скромно. И я этим горжусь».

А это написала девочка в письме сверстнику. Читая опубликованные строки из этого письма, понимаешь: не зря мы так долго с ними занимались проектно-исследовательской деятельностью. Я горжусь ими, радуюсь вместе с ними их маленькими победами.

Как все это начиналось?

Почему я выбрала такой девиз в своей деятельности, что меня натолкнуло?

Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как классному руководителю, так и учащимся. Читая Б. Пастернака, мне запомнились такие слова:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути…

Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я сам хочу догадаться». Так важно не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие глаза и огромное желание самому совершить свое маленькое открытие. Стремление ребенка к получению новых знаний и острейшая необходимость в этих знаниях создают благодатную почву для начала какой-то деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Не новой, но востребованной в обучении и воспитании является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Другой особенностью маленьких исследователей являются их необычайная скурпулезность, аккуратность и исполнительность, а также то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети — просто уровень исследования будет иным. И, наконец, младшие школьники при выполнении работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать множество книг на интересующую их тему, написать от руки или напечатать большие по размеру тексты, выполнить сложные схемы и рисунки, сделать своими руками приспособления для проведения опытов, сделать поделку, — словом, посвятить много сил и времени работе.

Еще одно не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое, к которому меня влекло — это метод проектов. Все-таки над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группах. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как «проходной», малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и части школьников, тогда не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Мне хотелось, чтобы ребята не просто занимались исследованиями, но умели предвидеть результат, грамотно его преподносить и умели ценить свое детище. Я поняла, что должна сама быть увлеченным человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся увидели это и полюбили как я.

Поскольку возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальной школы, а вовлекать в нее нужно обязательно, я решила объединить отдельные моменты этих видов деятельности, что дало в совокупности: проектно-исследовательскую деятельность. А в целом проект и исследование жить друг без друга не могут.

И.П. Волков в статье «Учим творчеству» говорит: «Бессмысленно проектировать хороший процесс обучения с хорошим содержанием, если нет четкого определения конечной цели».

Как ввести ребят в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, исследования, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту и исследованию?

Я начала исподволь готовить ребят к такой интересной захватывающей деятельности. Начали вместе с нашей малой родины. Гуляли, мечтали, говорили. Что знаем о своей малой родине. Да что мечтать? Можно многое самим узнать!

Вошли в проблему, цель поспешили мы наметить,
План действий, знали,… надо намечать,
Родителей мы не забыли пригласить.
Большим семейным коллективом
Мы занялись тем самым дивом.
Где направленность исследовательская и просветительная,
А деятельность — проектно-исследовательская.
Стало понятно, проект — мечта,
Исследование — наша рулевая звезда.
Конечно, боялись — препятствий ведь много,
Литературы без меры незнакомой.
И вот появилась большая она, стенгазета
«Мальчик из нашего села».
Что же творилось в душе, не знаешь,
Это бесценный опыт знаний.
Классному руководителю мудрым надо быть,
Стараться так все точно делать,
Учащиеся думают: «Придумывают сами»,
По сути, сопровождать и исследовать с ними.

Дети так увлеклись проектом, что остановиться было трудно. Продолжали записывать находки, собирать вырезки из газет, задания. Так пришла идея создать портфолио проекта «Готовимся к 300-летию М.В. Ломоносова». Ребята регулярно подбирали стихи и ежегодно выступали у памятника великого земляка. Они старались делать то, чтобы он, великий Ломоносов мог оценить, чем бы мог гордиться: различными делами в школе, классе, детском саду, районе. Эта деятельность — долгосрочная. У каждого ребенка остались впечатления и рождались новые мечты.

 У Вальтера Скотта есть замечательные слова: «Самое полезное в жизни — это собственный опыт».

Опираясь на эту замечательную мысль, я занялась исследованием своей педагогической деятельности и вела свое портфолио, в которое собирала интересные, на мой взгляд, свои работы. Далеко не убирала и иногда просматривала. У ребят стали возникать вопросы различного характера, заглядываясь на эту папку. Так родилась идея составления индивидуального «Портфолио учащегося», презентация которого прошла в конце учебного года на общем с детьми родительском собрании. Родители, приходя в школу на встречу с учителем, заглядывали в портфолио своего ребенка, и в их глазах читалась гордость. У каждого ребенка стала появляться папка с файлами, куда собирался весь материал, который казался наиболее интересным, ценным, достойным внимания. Здесь их маленькие победы. Они учились не скрывать свои достоинства, гордиться достижениями. А некоторые стремились быть похожими других ребят.

Умелое и последовательное применение классным руководителем портфолио позволяет развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивает творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые человеку для того, чтобы он смог успешно проявить себя в современной действительности независимо от того, станет ли он в будущем заниматься наукой или нет, что и требуют ФГОС нового поколения.

За годы работы в школе я собирала фотографии с различного рода мероприятий. А потом? Куда их? Пришла идея создания нового проекта, презентация которого происходила на родительских собраниях, а дальше на выпускных вечерах. (Портфолио проекта «Это наш дружный класс»). Рассматривая на встречах это портфолио, можно было услышать от родителей: «А почему мой сын грустный?», «Разве у моей дочери есть такой джемпер?», «Ой, какая она счастливая!» и т.д. Эта небольшая, на первый взгляд, папка давала возможность увидеть родителям своих детей со стороны и самим ребятам оценить свое поведение, свой внешний вид.

В один из дней, придя в школу, меня ребята поразили новой идеей: личные достижения хранятся в личном портфолио, а общегрупповые повисят в классном уголке и все, убираются. А куда? После таких рассуждений появилось и такое портфолио проекта («Наши достижения»). Поставили цель, задачи и взялись за работу. Это тоже проект, долгосрочный, а презентация проходила на отчетном собрании и, конечно, по окончании начальной школы, когда и дети, и родители увидят, чего вместе добились за годы обучения на первой ступени.

А какая интересная проектно-исследовательская работа «Хлеб — всему голова», презентация которой прошла на открытом классном часе и имела большой успех. У каждого ученика появились блокноты с записями. Проект вышел за пределы школы, вошел в дома учащихся, в мой собственный дом. Учащиеся видели, что мне интересно все, что они делают. В одном лице я была вдохновителем, и руководителем, и экспертом, и специалистом в разных областях знаний. А самая главная роль — создающего условия для развития творческих способностей и познавательных интересов, атмосферы сотрудничества и сотворчества. Этот классный час внес свой положительный момент к формированию собственных ценностей и смыслов приобретенных знаний.

Что будет дальше? Теперь, я думаю, дети справятся со многими вопросами сами.

А еще мы исследовали с ребятами один из главных вопросов их жизни: «Кем быть?». Почему в начальной школе? Да потому, что эти дети — подрастающее поколение. Мы, учителя, должны их научить делать свой выбор. К тому времени они собрали достаточно материала, куда вошли изображения людей разных профессий, загадки об орудиях труда, пословицы и поговорки о труде, стихи о профессиях и многое другое. А вот в классное портфолио «Кем быть?» вошли рисунки, где изображены родители разных профессий, рассказы о людях труда и др. У нас проходили разные классные часы, связанные с этой общей темой, но более узкого характера: «Профессия: политик. Президент РФ», «Знакомство с профессией библиотекаря». Мы еще раз посетили не только школьную, сельскую, но и районную библиотеки. Ну, а презентация этой проектно-исследовательской деятельности прошла в виде спортивно-познавательной игры, в которой вместе с ребятами приняли участие и их родители.

В чем заключается педагогическая значимость проектно- исследовательской деятельности?

  • Cтимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  • Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  • Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
  • Ведет учащихся по ступенькам роста личности от исследования и проекта к другому исследованию и проекту.

В заключение хочу отметить, что классному руководителю нужно умело регулировать проектно-исследовательскую работу, регламентируя умственные и эмоциональные нагрузки учащихся, тщательно контролируя их влияние на здоровье и психику детей.

Особо подчеркну: классный руководитель не должен навязывать тему исследования. Пусть дети познают то, что для них значимо. И хотя в этом возрасте работы детей имеют реферативный, описательный характер, они пишут то, о чем прочитали в разных книгах, все равно они исследователи, первооткрыватели. Пусть исследуют! Пусть открывают! Парадоксально, но педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребенка даже тому, чего не знает сам. В условиях проектно-исследовательской деятельности классный руководитель не обязан знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы и таким образом находить любые ответы и уметь научить этому ребят.

Такой вид работы позволяет увидеть детей-генераторов идей, исполнителей, спорщиков и готовых идти на компромисс. Классный руководитель выступает как координатор детской деятельности. Цикл коллективного исследования обычно завершается играми, викторинами, выпуском стенгазет, классными часами, праздниками и т.д. Складывающиеся взаимоотношения определяют и дальнейший ход развития личности. Обучение приемам коллективной деятельности составляет особую, специальную задачу классного руководителя. Возникающие в коллективной работе деловые отношения между учащимися во многом регулируются взрослыми. Классному руководителю необходимо предъявлять четкие требования не только к качеству труда, процессу игры, но и к отношениям, которые возникают между участниками совместной деятельности.

Нашими помощниками и союзниками стали родители. Привлекая родителей к воспитательной работе, тем самым определяем основное содержание этой работы. Безусловно, не все родители принимают активное участие в школьной воспитательной работе. Н есть родители, которые с радостью сотрудничают. Вижу задачу классного руководителя в том, чтобы создавать условия для совместной деятельности «классный руководитель — ребенок — родитель».

Вывод: В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Каждый мог реализовать свои возможности.

Каждый коллектив и каждый ребенок неповторимы, неповторимо и то, что делает учитель, являясь классным руководителем. Но остаются опыт, знания.

Зачем повторяться? Придет новое открытие мира в ярких красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Педагог играет немаловажную роль в выполнении проектно-исследовательской деятельности ребят: контролирует, направляет, помогает, сам получает новые знания. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности детей. Главное — заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Как приятно видеть горящие глаза Максима, восторг от того, что он сам отыскал (исследование) в сельской библиотеке новую книгу о М.В. Ломоносове, прочитал ее, сделал открытия и поделился ими с ребятами на классном часе (презентация проекта). А еще Ира с Катей сами посетили музей, прошлись по тем местам, где были до этого не раз, но заметили новое (исследование) и смогли выразить это в своих записях (проект), которые положили в портфолио проекта «Готовимся к 300-летию М.В. Ломоносова». А разве не замечательно то, что, читая местную газету «Холмогорская жизнь», ребенок находит (исследование) объявление о каком-нибудь конкурсе, принимает сам для себя решение: участвую. И не боится предложить участвовать в этом одноклассникам: «Пусть будут соперники, так еще интереснее». А потом, трудясь (исследование), отсылает готовую работу (проект) и побеждает (результат проектно-исследовательской деятельности).

Мой опыт самых честных правил,
Когда родиться захотел,
Он уважать себя заставил!
Трудиться, мыслить — вот удел.

И опыт мой — другим наука.
И это вовсе, знай, не скука:
Трудиться, мыслить, рассуждать,
Исследовать и оформлять.

«Скажи-ка, ученик мой дорогой,
Работать над проектом нужно?
Ведь надо нам пройти дорогой сложной,
Исследование провести не односложно».

«Работать над проектом нужно!
Плану следовать не сложно.
Цель ПОСТАВИМ и задачи,
Пожелаем ВСЕМ удачи!».

Об авторе: Степаненко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ "Ломоносовская средняя общеобразовательная школа имени М.В. Ломоносова", высшая квалификационная категория, Почётный работник  общего образования РФ, Лауреат премии имени М.В. Ломоносова — 2011 г., ветеран педагогического труда. Работа опубликована по письму от 26.09.2014 г.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Лариса7109 • 13:06, 10.02.2015
Я только за. Это стимулирует детей к познанию и творческому самовыражению. Спасибо за интересный материал.