Шесть дидактических игр для уроков математики в 5-6 классах


В сборнике собраны дидактические игры, которые объединены по одному признаку — во всех предложенных играх игровой момент создается с помощью цвета. Такой подход обеспечивает яркость и эмоциональная окраска дидактической игре, делает учебную деятельность учащихся на уроке более интересной, повышает интерес учащихся к математике.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Игра «Математический букет»

  • Дидактическая цель: отработать навыки устного счета.
  • Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, настойчивость, умение доводить дело до конца.

Суть игры. Учитель раздает ученикам корзины, вырезанные из плотной бумаги, и набор разноцветных цветов с цифрами — ответами на примеры устного счета, которые учитель подготовил к уроку. Услышав пример, дети устно вычисляют ответ, находят его ответ на цветке, и цветок с правильным ответом «кладут в корзину». Учитель, проходя между рядами, наблюдает, кто из учеников правильно вычислил, указывает на ошибки.

Выводы: игра позволяет отследить работу каждого ученика, способствует воспитанию трудолюбия, осознанию каждым учеником того, что все нужно делать самостоятельно и идти до конца; во время игры тренируется скорость вычислений, внимательность, сообразительность.

Математическое лото «Учимся и путешествуем»

  • Дидактическая цель: закрепить навыки рациональных приемов вычисления, совершенствовать навыки вычисления примеров на все действия.
  • Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, навыки самостоятельной работы, знакомить учеников с уголками живописной природы страны.

Содержание игры. В конверте учащимся предлагается набор карточек с примерами-задачами, на обратной стороне которых часть рисунка с изображением природных достопримечательностей страны, и большая карта с ответами. Обычно карточек с примерами-задачами больше, чем ответов на большой карте. Например, на 8 карточек с примерами-задачами 6 ответов на большой карте.

Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает соответствующий ответ. Карточки с примерами-задачами после решения нужно класть вниз лицевой стороной. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны карточек составляют какой-то рисунок с изображением природных достопримечательностей родного края. Таким образом, ученики осуществляют заочное путешествие по достопримечательностям родного края (возможно и мира).  Учитель, проходя рядами, легко определяет итоги работы и делает небольшое интересное сообщение о созданной картинке.

Выводы: играя в математическое лото, ученики совершенствуют математические способности, формируют навыки и развивают свое мнение, знакомясь с достопримечательностями природными памятниками страны или с другими достопримечательностями, в зависимости от того, какие картинки будут расположены на обратной стороне большой карты с ответами.

Игра «Самостоятельная работа — мозаика»

  • Дидактическая цель: проверка и коррекция знаний учащихся по изученной теме, развитие познавательной компетентности учащихся.
  • Воспитательная цель: развивать уверенность учеников в своих силах, умение принять решение.

Содержание игры. Учитель раздает ученикам задания, написанные вразброс на отдельном листе, и комплект фигур с ответами. Решив задачу, ученик находит фигуру с ответом и с помощью двухстороннего скотча крепит ее на лист. Затем ученик переходит к следующему заданию и снова находит фигуру с ответом и с помощью двухстороннего скотча крепит ее на лист. Таким образом, решив все задания правильно, ученик получит яркую картинку. Учитель легко проверит правильность выполненного задания, увидев все цветные фигуры на нужных местах.

Выводы: игра направлена, прежде всего, на развитие познавательной компетентности учащихся; во время игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Игра «Палитра уравнений»

  • Дидактическая цель: формирование умений и навыков в решении уравнений, проверка и коррекция знаний учащихся по изученной теме, развитие познавательной компетентности учащихся.
  • Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, уверенность учеников в своих силах, развивать умение принять решение.

Содержание игры. Учитель раздает ученикам макет палитры. На местах красок записаны уравнения, в центре прикреплены разноцветные кружочки с ответами. Решив уравнение, ученик находит кружочек с правильным ответом, и с помощью двухстороннего скотча прикрепляет его у уравнения. Таким образом, образуется палитра.

Выводы: игра позволяет учителю позаботиться о том, чтобы на уроке математики каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности; играя в «палитру уравнений» ученики совершенствуют умения и навыки в решении уравнений.

Игра «Мудрая радуга»

  • Дидактическая цель: развивать познавательную компетентность учеников, память, внимание, умение анализировать, делать выводы, познакомить с возможностями математики в ходе решении нестандартных задач.
  • Воспитательная цель: воспитывать любознательность, желание повышать уровень математических знаний, приобщить детей к истории развития математики, познакомить детей с выдающимися математиками, их работой, интересными математическими задачами и задачами, которые способствуют развитию математического мышления.

Содержание игры. Учитель готовит задание за семью направлениями по цветам радуги:

  • Красный — математические фокусы;
  • Оранжевый — задания на сообразительность;
  • Желтый — веселые задачи;
  • Зеленый — магические квадраты;
  • Голубой — старинные задачи на сообразительность;
  • Синий — математические интересные задачи;
  • Фиолетовый — задания на развитие логического мышления.

В начале урока во время  интеллект-разминки учитель предлагает любому из учеников выбрать цвет радуги и определить задачу, которую во время    интеллектуальной разминки будет выполнять класс.

Выводы: играя в «мудрую радугу», ученики развивают свой интеллектуальный потенциал, повышают умственную активность, развивают память, внимание. Постоянное проведение интеллектуальных разминок во время уроков способствует повышению любознательности учеников, расширению кругозора, формированию математического мышления; выполнения такого рода задач позволяет расширить кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, узнать их этимологическом происхождении, получить дополнительную информацию об окружающем мире.

Игра «Цветная  сказка»

  • Дидактическая цель: совершенствовать необходимые мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) для успешного решения задач; совершенствовать умение различать условие и вопрос задачи, данное и искомое, простую и сложную задачу, прямую и обратную; научить сравнивать задачи, подобных по сюжету, но различных по математическому содержанию (выделение обобщенных типов задач, их классификация); научить учеников ориентироваться в различных проблемных ситуациях, обогащать их знания и опыт, учить математической деятельности.
  • Воспитательная цель: воспитывать положительное отношение к учебному процессу, формировать интерес к изучению математики с помощью введения в процесс обучения знакомых сказочных персонажей; развивать моральные качества учеников.

Содержание игры.

  • 1 вариант: проведение фронтального опроса, интеллектуальной минутки «Вопросы задают сказочные герои». Сами вопросы написаны на карточках разного цвета, которым  определяется уровень сложности вопроса; вопросы могут доставать сами дети (из шляпы Гарри Поттера, корзинки Красной Шапочки и т.д.).
  • 2 вариант:  в качестве домашнего задания учитель предлагает детям написать сказку-задачу по тому  материалу, который изучался на   уроке; задачи написаны на карточках разного цвета, которым  определяется уровень сложности сказки-задачи.
  • 3 вариант: дети работают в дифференцированных группах над составлением задачи  по «макету» («макет» — шаблон задачи, заранее созданный учителем). В шаблоне используются элементы из сказок, по итогу работы групп создается сказка в ходе урока.  Каждая группа имеет «свой цвет», которым определяется уровень сложности сказки-задачи.

Выводы: игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, потому что сказки близки ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют умственную деятельность учащихся, обеспечивающих решение задач, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Об авторе: Боднарчук Инесса Александровна, учитель, ООШ №1 г.Славянск Донецкая область.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 18:44, 04.03.2015
Интересно. Спасибо!