Беседу вела Екатерина Пашкова, 08.05.2013 0

"Заинтересовать учеников я могу только собственным примером", - Топчий Ирина, учитель трудового обучения, Украина


Ирина Викторовна — учитель основ здоровья, трудового обучения, инженер по ОТ Запорожской гимназии №11, Украина. На сайте Pedsovet.su Ирина зарегистрирована с 2010 года и за это время опубликовала почти 50 авторских методических разработок, среди которых востребованные презентации и материалы для педагогов. Мы решили поближе познакомиться с Ириной Викторовной и представляем интервью...


Обсудить статью Опубликовать свой материал
ЕП: Здравствуйте, Ирина Викторовна! Благодарю вас за то, что вы согласились побеседовать со мной, рассказать о себе нашим пользователям. Вы опубликовали множество материалов на нашем сайте. Скажите, почему вы делитесь своими материалами с коллегами? 


— Как только у меня появился Интернет, я сразу же стала искать всевозможные материалы для работы. У меня много презентаций, статей, методических разработок коллег, которые я использую. Для того чтобы сделать действительно хорошую презентацию, нужно потрудиться: и материал поискать, и оформление придумать. А это время, которого у нас, учителей, часто катастрофически не хватает. Поэтому я делюсь своими работами, которые могут пригодиться коллегам и сэкономят их время. Зачем изобретать велосипед? Рада, что мои разработки так востребованы. Значит, я работаю в правильном направлении.

ЕП: Ирина Викторовна, в своем блоге вы пишете, что вы учились в швейном училище, получили высшее образование по специальности инженер-конструктор-технолог швейных изделий, проработали более 5 лет на фабрике по специальности. Как получилось, что вы пришли в школу и работаете в ней уже более 20 лет?

— В детстве я мечтала работать в школе, хотела быть учителем математики. Училась я довольно легко, мне повезло: школьные годы были очень интересными, я была заводилой и жила очень активной жизнью: рисовала, занималась спортом, участвовала в конкурсах, олимпиадах, а еще я шила себе сама — даже школьную форму. И шить мне очень нравилось, ведь во время моей юности не было такого разнообразия одежды в магазинах — это было время дефицита… Я считала, что работа учителя такая же интересная и увлекательная. В моей семье в то время было много учителей: мама, тетя, двоюродные сестры. Мама была не просто учителем, а еще и директором школы (слава Богу, не моей!). И чем старше я становилась, тем больше я видела на примере мамы,  сколько времени, помимо работы, занимается учитель дома. Мой папа часто говорил мне: «В педвуз — только через мой труп!» Вот так я и поступила в швейное училище, где еще раз убедилась, что швейное дело — мое призвание; затем в институт легкой промышленности, а в итоге смогла соединить две своих детских мечты в одной профессии — стала работать учителем труда.

ЕП: Скажите, где вы сейчас работаете? Как вам удается совмещать столько должностей?

— Я по-прежнему работаю в Запорожской гимназии № 11, уже 24-й год. В настоящее время я преподаю трудовое обучение, основы здоровья, являюсь инженером по охране труда (благодаря техническому образованию), классным руководителем 9-В класса и вот уже 13-й год возглавляю профсоюзный комитет нашей гимназии. Моя беда в том, что я не умею говорить «Нет!», а если что-то делаю, то стараюсь делать это хорошо — так воспитана. Я знакома с делопроизводством и умею работать с документами. Совмещать получается благодаря четкому планированию рабочего дня и моей гиперответственности (о которой с возрастом начинаешь жалеть…)

ЕП: Я знаю, что вы очень творческий человек. На нашем сайте, в социальных сетях вы публикуете фотографии ваших работ. Это кулинария, квиллинг, вязание, вышивка. Как, будучи занятой женщиной, вы успеваете  делать такие замечательные вещи? Где вы находите время? В чем ваш секрет?
 

 

Ученицы Ирины Викторовны, "Мягкие игрушки своими руками"

— Я очень увлекающаяся женщина, постоянно учусь чему-то новому. Мне все интересно. И как человеку, умеющему работать руками, мне интересно это делать самой. Шить меня учили профессионалы, а вот все остальное — это самообразование. Раньше — учебные курсы, сейчас — Интернет. Часто готовлю вместе с семьей, каждый старается помочь мне. В этом году оба моих сына станут жить самостоятельно, так что в помощниках останется только муж. Рукодельничаю перед телевизором, совмещая просмотр передач с работой. Моя семья к этому привыкла. Они знают, что если мне что-то захотелось сделать — не успокоюсь, пока не сделаю. 

ЕП: Вы владеете многими техниками рукоделия, скажите, какие сейчас модны в русско- и украиноязычном Интернете? Интересно ли рукоделие современным девушкам, детям компьютерного века?

— Сейчас очень модно все, что сделано руками — так называемый  hand-made. И для того чтобы заниматься любым рукоделием есть все: материалы и фурнитура, инструменты и приспособления,  мастера, объясняющие, что да как — это книги, мастер-классы и видеоуроки в Интернете. Чтобы чему-то научиться, надо только захотеть! Я об этом писала у себя в блоге в статье «Синдром отличницы». И нашим компьютерным детям тоже интересно рукодельничать. Не всем, конечно! В Интернете сейчас больше работ взрослых мастеров, чем детских. Анализируя увлечения своих учеников, я могу сказать, что более популярными являются бижутерия из полимерной глины, квиллинг, вязание крючком, декупаж, бисер, фенечки из лент, ниток, витраж, мягкие игрушки.

ЕП: Любят ли ваши ученики заниматься рукоделием? Какие формы работы на уроке вы используете, чтобы заинтересовать их? Часто ли вы проводите внеклассные мероприятия? Какие?

— Для того чтобы ученик захотел чему-то научиться, его надо заинтересовать. У меня как у учителя трудового обучения сложная задача. Я работаю в гуманитарной гимназии, где основная школьная нагрузка для детей — языковая. В нашей школе все дополнительные часы отданы на изучение иностранных языков. У меня вместо 2-х часов в неделю трудового обучения в 7 классах только 1 час, ни факультативов, ни кружков нет. Нет в нашей гимназии трудового обучения в 8 и 9 классах. Поэтому я работаю в непростых условиях — мои дети редко участвуют в выставках и конкурсах, там часто есть возрастные ограничения. Никогда не принимают участия в предметных олимпиадах, потому что олимпиады проводятся среди учеников 9 и 11 классов.
 

Ирина Викторовна Топчий со своими учениками

 
Заинтересовать учеников я могу только собственным примером. Мне нужно сделать такой образец на урок, чтобы ученик сразу же загорелся и захотел этому научиться. Хорошо мотивируют работы учеников предыдущих лет. Если они смогли — чем я хуже? Провожу творческие выставки работ в кабинете — похвастушки — себя показать и на других посмотреть. В нашей школе часто проводят выставки творческих работ и поделок семей — тоже хорошая мотивация. На уроке использую разные формы работы: интерактивные (элементы тренинга, мозговой штурм, микрофон, продолжи предложение), работу в парах — очень хороший способ научить вязать левшей (зеркальное отражение), работу в группах.

Применяю ИКТ-презентации, видеоуроки, электронные энциклопедии, программы для создания схем вышивок и т.д. Часто после уроков провожу дополнительные занятия для тех, кто что-то не понял или не успел. У меня по 15-20 девочек в каждом классе, бывает, что что-то не успеваем. Три месяца назад создала свой блог — «Калейдоскоп идей — блог Ирины Топчий» http://topchiy.com.ua.  Через него тоже учу: выкладываю образцы и мастер-классы работ, шаблоны для заполнения творческих проектов, опорные конспекты — конспекты для учеников, видеоуроки по которым можно дома учиться самостоятельно. Недавно получила травму и долго была на больничном, вот и занимались мои девчата самообразованием. Конечно, все это можно найти и в Интернете, но для того, чтобы найти нужное,  надо знать, что искать и время для того, чтобы найти. А в блоге я выкладываю все то, что уже адаптировано под нашу программу, то, что учим или будем учить.  В блоге пока размещены видеоуроки из Интернета, в дальнейшем  планирую делать свои. Кроме этого, по электронной почте общаюсь и консультирую своих учеников во время работы над проектами. Внеклассные мероприятия, именно предметные, провожу редко, только выставки детских работ и  экскурсии на городские выставки мастеров рукоделия. В силу перечисленных выше причин, из-за специфики школы,  у нас даже предметной недели трудового обучения нет.

ЕП: Ирина Викторовна, сейчас в России борются 2 противоположные силы: сторонники присутствия в школах учителей без педагогического образования и сторонники «изгнания и недопущения» таких учителей в школы. Вы в школе работаете более 20 лет, скажите, насколько сильно вам мешает отсутствие педагогического образования? На чьей стороне вы?

— Для того чтобы работать в школе нужно призвание. Это лично мое убеждение. И никакой педвуз этому не научит! У меня нет педобразования, и тем не менее я — учитель высшей категории, учитель-методист. А изучить психологию и педагогику, методику преподавания и т.д. можно, при желании, и самостоятельно. Сколько отличников педвузов не смогли работать в школе! Потому что теоретические знания очень часто сложно применить на практике. Работа в школе — это звездный час каждую секунду! Работать с современными детьми очень сложно, но и очень интересно! Нет ни одного похожего дня: каждый день новые задачи и новые пути их решения, новые проблемы и способы их преодоления, новые знания и новые знакомства. И это здорово!

ЕП: Ваши пожелания нашим пользователям в эти весенние дни.

— Я хочу пожелать всем пользователям, конечно же, счастья, здоровья, любви, удачи, благополучия, хорошего настроения, исполнения желаний, чтобы ваше лицо чаще озарялось  улыбкой, и радостью светились ваши глаза! Пусть каждый день будет маленьким праздником!

ЕП: Большое спасибо за беседу, Ирина Викторовна! Всегда рада видеть вас на нашем сайте!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?