"Заинтересовать учеников я могу только собственным примером", - Топчий Ирина, учитель трудового обучения, Украина


Ирина Викторовна — учитель основ здоровья, трудового обучения, инженер по ОТ Запорожской гимназии №11, Украина. На сайте Pedsovet.su Ирина зарегистрирована с 2010 года и за это время опубликовала почти 50 авторских методических разработок, среди которых востребованные презентации и материалы для педагогов. Мы решили поближе познакомиться с Ириной Викторовной и представляем интервью...


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
ЕП: Здравствуйте, Ирина Викторовна! Благодарю вас за то, что вы согласились побеседовать со мной, рассказать о себе нашим пользователям. Вы опубликовали множество материалов на нашем сайте. Скажите, почему вы делитесь своими материалами с коллегами? 


— Как только у меня появился Интернет, я сразу же стала искать всевозможные материалы для работы. У меня много презентаций, статей, методических разработок коллег, которые я использую. Для того чтобы сделать действительно хорошую презентацию, нужно потрудиться: и материал поискать, и оформление придумать. А это время, которого у нас, учителей, часто катастрофически не хватает. Поэтому я делюсь своими работами, которые могут пригодиться коллегам и сэкономят их время. Зачем изобретать велосипед? Рада, что мои разработки так востребованы. Значит, я работаю в правильном направлении.

ЕП: Ирина Викторовна, в своем блоге вы пишете, что вы учились в швейном училище, получили высшее образование по специальности инженер-конструктор-технолог швейных изделий, проработали более 5 лет на фабрике по специальности. Как получилось, что вы пришли в школу и работаете в ней уже более 20 лет?

— В детстве я мечтала работать в школе, хотела быть учителем математики. Училась я довольно легко, мне повезло: школьные годы были очень интересными, я была заводилой и жила очень активной жизнью: рисовала, занималась спортом, участвовала в конкурсах, олимпиадах, а еще я шила себе сама — даже школьную форму. И шить мне очень нравилось, ведь во время моей юности не было такого разнообразия одежды в магазинах — это было время дефицита… Я считала, что работа учителя такая же интересная и увлекательная. В моей семье в то время было много учителей: мама, тетя, двоюродные сестры. Мама была не просто учителем, а еще и директором школы (слава Богу, не моей!). И чем старше я становилась, тем больше я видела на примере мамы,  сколько времени, помимо работы, занимается учитель дома. Мой папа часто говорил мне: «В педвуз — только через мой труп!» Вот так я и поступила в швейное училище, где еще раз убедилась, что швейное дело — мое призвание; затем в институт легкой промышленности, а в итоге смогла соединить две своих детских мечты в одной профессии — стала работать учителем труда.

ЕП: Скажите, где вы сейчас работаете? Как вам удается совмещать столько должностей?

— Я по-прежнему работаю в Запорожской гимназии № 11, уже 24-й год. В настоящее время я преподаю трудовое обучение, основы здоровья, являюсь инженером по охране труда (благодаря техническому образованию), классным руководителем 9-В класса и вот уже 13-й год возглавляю профсоюзный комитет нашей гимназии. Моя беда в том, что я не умею говорить «Нет!», а если что-то делаю, то стараюсь делать это хорошо — так воспитана. Я знакома с делопроизводством и умею работать с документами. Совмещать получается благодаря четкому планированию рабочего дня и моей гиперответственности (о которой с возрастом начинаешь жалеть…)

ЕП: Я знаю, что вы очень творческий человек. На нашем сайте, в социальных сетях вы публикуете фотографии ваших работ. Это кулинария, квиллинг, вязание, вышивка. Как, будучи занятой женщиной, вы успеваете  делать такие замечательные вещи? Где вы находите время? В чем ваш секрет?
 

 

Ученицы Ирины Викторовны, "Мягкие игрушки своими руками"

— Я очень увлекающаяся женщина, постоянно учусь чему-то новому. Мне все интересно. И как человеку, умеющему работать руками, мне интересно это делать самой. Шить меня учили профессионалы, а вот все остальное — это самообразование. Раньше — учебные курсы, сейчас — Интернет. Часто готовлю вместе с семьей, каждый старается помочь мне. В этом году оба моих сына станут жить самостоятельно, так что в помощниках останется только муж. Рукодельничаю перед телевизором, совмещая просмотр передач с работой. Моя семья к этому привыкла. Они знают, что если мне что-то захотелось сделать — не успокоюсь, пока не сделаю. 

ЕП: Вы владеете многими техниками рукоделия, скажите, какие сейчас модны в русско- и украиноязычном Интернете? Интересно ли рукоделие современным девушкам, детям компьютерного века?

— Сейчас очень модно все, что сделано руками — так называемый  hand-made. И для того чтобы заниматься любым рукоделием есть все: материалы и фурнитура, инструменты и приспособления,  мастера, объясняющие, что да как — это книги, мастер-классы и видеоуроки в Интернете. Чтобы чему-то научиться, надо только захотеть! Я об этом писала у себя в блоге в статье «Синдром отличницы». И нашим компьютерным детям тоже интересно рукодельничать. Не всем, конечно! В Интернете сейчас больше работ взрослых мастеров, чем детских. Анализируя увлечения своих учеников, я могу сказать, что более популярными являются бижутерия из полимерной глины, квиллинг, вязание крючком, декупаж, бисер, фенечки из лент, ниток, витраж, мягкие игрушки.

ЕП: Любят ли ваши ученики заниматься рукоделием? Какие формы работы на уроке вы используете, чтобы заинтересовать их? Часто ли вы проводите внеклассные мероприятия? Какие?

— Для того чтобы ученик захотел чему-то научиться, его надо заинтересовать. У меня как у учителя трудового обучения сложная задача. Я работаю в гуманитарной гимназии, где основная школьная нагрузка для детей — языковая. В нашей школе все дополнительные часы отданы на изучение иностранных языков. У меня вместо 2-х часов в неделю трудового обучения в 7 классах только 1 час, ни факультативов, ни кружков нет. Нет в нашей гимназии трудового обучения в 8 и 9 классах. Поэтому я работаю в непростых условиях — мои дети редко участвуют в выставках и конкурсах, там часто есть возрастные ограничения. Никогда не принимают участия в предметных олимпиадах, потому что олимпиады проводятся среди учеников 9 и 11 классов.
 

Ирина Викторовна Топчий со своими учениками

 
Заинтересовать учеников я могу только собственным примером. Мне нужно сделать такой образец на урок, чтобы ученик сразу же загорелся и захотел этому научиться. Хорошо мотивируют работы учеников предыдущих лет. Если они смогли — чем я хуже? Провожу творческие выставки работ в кабинете — похвастушки — себя показать и на других посмотреть. В нашей школе часто проводят выставки творческих работ и поделок семей — тоже хорошая мотивация. На уроке использую разные формы работы: интерактивные (элементы тренинга, мозговой штурм, микрофон, продолжи предложение), работу в парах — очень хороший способ научить вязать левшей (зеркальное отражение), работу в группах.

Применяю ИКТ-презентации, видеоуроки, электронные энциклопедии, программы для создания схем вышивок и т.д. Часто после уроков провожу дополнительные занятия для тех, кто что-то не понял или не успел. У меня по 15-20 девочек в каждом классе, бывает, что что-то не успеваем. Три месяца назад создала свой блог — «Калейдоскоп идей — блог Ирины Топчий» http://topchiy.com.ua.  Через него тоже учу: выкладываю образцы и мастер-классы работ, шаблоны для заполнения творческих проектов, опорные конспекты — конспекты для учеников, видеоуроки по которым можно дома учиться самостоятельно. Недавно получила травму и долго была на больничном, вот и занимались мои девчата самообразованием. Конечно, все это можно найти и в Интернете, но для того, чтобы найти нужное,  надо знать, что искать и время для того, чтобы найти. А в блоге я выкладываю все то, что уже адаптировано под нашу программу, то, что учим или будем учить.  В блоге пока размещены видеоуроки из Интернета, в дальнейшем  планирую делать свои. Кроме этого, по электронной почте общаюсь и консультирую своих учеников во время работы над проектами. Внеклассные мероприятия, именно предметные, провожу редко, только выставки детских работ и  экскурсии на городские выставки мастеров рукоделия. В силу перечисленных выше причин, из-за специфики школы,  у нас даже предметной недели трудового обучения нет.

ЕП: Ирина Викторовна, сейчас в России борются 2 противоположные силы: сторонники присутствия в школах учителей без педагогического образования и сторонники «изгнания и недопущения» таких учителей в школы. Вы в школе работаете более 20 лет, скажите, насколько сильно вам мешает отсутствие педагогического образования? На чьей стороне вы?

— Для того чтобы работать в школе нужно призвание. Это лично мое убеждение. И никакой педвуз этому не научит! У меня нет педобразования, и тем не менее я — учитель высшей категории, учитель-методист. А изучить психологию и педагогику, методику преподавания и т.д. можно, при желании, и самостоятельно. Сколько отличников педвузов не смогли работать в школе! Потому что теоретические знания очень часто сложно применить на практике. Работа в школе — это звездный час каждую секунду! Работать с современными детьми очень сложно, но и очень интересно! Нет ни одного похожего дня: каждый день новые задачи и новые пути их решения, новые проблемы и способы их преодоления, новые знания и новые знакомства. И это здорово!

ЕП: Ваши пожелания нашим пользователям в эти весенние дни.

— Я хочу пожелать всем пользователям, конечно же, счастья, здоровья, любви, удачи, благополучия, хорошего настроения, исполнения желаний, чтобы ваше лицо чаще озарялось  улыбкой, и радостью светились ваши глаза! Пусть каждый день будет маленьким праздником!

ЕП: Большое спасибо за беседу, Ирина Викторовна! Всегда рада видеть вас на нашем сайте!


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: