Применение метода ассоциаций в учебном процессе


Ассоциация — это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Применения метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении.

Значительным фактором, влияющим на эффективность применения ассоциативного метода в учебной деятельности, является эмоциональность учителя — его мимика, жесты, выразительность речи. Важно помнить, что нельзя детям навязывать своих ассоциаций. Любая работа должна иметь определенную цель, активизировать познавательную деятельность и проводиться систематически.

Ассоциативный метод может применяться на уроке, как на стадии вызова, так и в процессе работы для лучшего запоминания материала. Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. В некоторых случаях учитель может оговорить заранее, что приниматься к рассмотрению будут только слова, принадлежащие к определенной части речи — существительные, прилагательные, глаголы.

На стадии вызова учащиеся предлагают свои ассоциации к определенному термину, понятию, явлению. Взаимосвязи фиксируются учителем на доске. Нет ничего страшного, если некоторое количество ассоциаций не будет иметь логического объяснения. Стоит помнить, что основной целью применения данной техники является вызов интереса к теме урока, усиление механизмов памяти. После изучения темы рекомендуется вернуться к ним и проанализировать, выделив из них субъективные и объективные.

Например, на уроке биологии происходит знакомство с миром растений. Учитель объявляет тему занятия и просит детей назвать свои ассоциации со словом «Растения». Ученики говорят: жизнь, трава, цветы, деревья, кусты, огород, овощи, фрукты, ягоды, горшок, весна, лето, зеленый. Можно зафиксировать все понятия или только те, которые действительно имеют значение для изучения темы. Во втором случае детям необходимо объяснить, что в данном случае нет ошибочных мнений, но так как слов слишком много, записаны будут только те, которые понадобятся на данном уроке. Основываясь на полученной схеме, учитель рассказывает о жизненных формах и их видах – деревьях, кустарниках, кустарничках и травах.

Наиболее широко метод ассоциаций используется для лучшего запоминания материала.

Можно выделить несколько упражнений.

Ассоциативная цепочка представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим. Детям может быть предложено полное ее составление (первое слово задает учитель), или заполнение осознанно допущенных пробелов.

Например, на уроке географии, при изучении темы: «Горы», учитель предлагает выстроить ассоциативную цепочку от основного понятия. В работе могут принимать участие все желающие, называя по одному слову. В каждом случае результат будет индивидуальным, конечное слово может оказаться совершенно неожиданным.

Горы — снег — холодно — зима — санки — каникулы.

Горы — альпинизм — спорт — сила –— мужество.

Вторым упражнением с применением ассоциативного метода является символизация. Суть его заключается в том, что ребята, посредством цвета, знаков и символов изображают отдельные элементы учебного материала.

На уроке литературы, например, учитель может предложить выразить настроение произведение, характер и поведение отдельных героев, специфику событий.

Наиболее широко распространен прием ассоциативного запоминания, основанный на образности мышления.

Например, на уроках русского языка, данный прием используется для запоминания правильности написания словарных слов. Орфограмма представляется в виде яркого образа. При произношении слова «лимон», у ребят возникает ассоциация с чем-то кислым и их губы растягиваются, невольно произнося звук «и». Или запоминая слово «хорошо» можно хором проговаривать: «хорошо поет хор».

Также лучшему запоминанию словарных слов способствует использование наглядных опорных карт, где орфограмма изображается в виде любого запоминающегося изображения, например, буква «О» может быть солнышком или забавным смайликом. Подобные карты сначала предлагаются учителем, впоследствии дети изготавливают их сами, используя свои ассоциации.

Использование метода ассоциации делает урок увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, способствует лучшему запоминанию материала.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: