02.10.2012 1

Профессиональная адаптация молодого педагога в Ульяновской области


Данная статья раскрывает проблемы, с которыми сталкивается молодой педагог при поступлении на работу в образовательное учреждение.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы Ульяновской области является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами. В настоящее время общее количество педагогических работников образовательных учреждений составляет 21938 человек, педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений 10438 человек.

В марте 2011 года подведены итоги предварительного комплектования общеобразовательных учреждений Ульяновской области на новый учебный год. По результатам предварительного комплектования возрастной ценз педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений выглядит следующим образом:

  • в возрасте до 40 лет – 39%
  • в возрасте 40-50 лет -32,5%
  • в возрасте 50-60 лет и больше – 2947 чел.(28,2%), в том числе работники пенсионного возраста - 1604 чел.

Молодых специалистов в муниципальных общеобразовательных учреждениях всего 5,7%, а педагогов пенсионного возраста 14 %. Это говорит о том, что недостаточно ведется системная работа по привлечению молодых специалистов и недостаточно развит институт мер социальной поддержки.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях Ульяновской области трудится 664 молодых специалиста. В 2010 году на работу в муниципальные образовательные учреждения области прибыло 273 человека, что на 42,8% больше по сравнению с 2007 годом.

Но все же имеет место такое явление как смена сферы трудовой деятельности.

Вопрос статуса педагогического работника в последнее время широко обсуждается. Проблемы в этой области известны любому педагогу: это эмоциональное выгорание, заработная плата, взаимоотношение с учениками (и так называемыми проблемными учениками, для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта), ведение школьной документации (учреждения профессионального образования не полностью готовят студентов в этом направлении), профессиональная некомпетентность, профессиональная адаптация. Эти проблемы пугают молодых педагогов и становятся одними из веских причин, заставляющих сменить сферу профессиональной деятельности. В этом случае поддержка опытного педагога, методиста просто необходима.

В системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением. Во-первых, в этот период молодой человек, который только еще овладевает новой областью жизни и деятельности, делает немало ошибок, испытывает постоянные неудачи. Во-вторых, ему кажется, что все видят его погрешности, осуждают, негативно оценивают его.

В этом периоде молодым учителям присуще недифференцированное общение, то есть молодой учитель пользуется преимущественно противоположными эталонами «хорошо-плохо», а любое непредвиденное событие школьной жизни вызывает у него или позитивное или негативное, подавленное состояние.

На адаптации молодого учителя в большой степени обозначаются общественные процессы в целом. Ориентация на опыт одиночек, чрезмерное увлечение новациями отдельных педагогов, невзирая на несомненную ценность их труда, сопровождалась определенными психологическими потерями. Учитывая изменения, произошедшие в образовании за последние 5 лет, многие методисты разработали программу «Адаптация молодого учителя».

Задачи:

  • Помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
  • Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность;
  • Развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.

В свете новых перспектив нашего города на арене мировой экономики, хочу отметить, что ядерно-инновационный кластер позволит занять лидирующие позиции в реализации инновационных проектов. И я как современный педагог понимаю, что нужно поднимать статус учителя, города через участие в различных конкурсах учителей (всероссийских, областных, городских), участие в семинарах.

Свое выступление хотелось бы закончить небольшой притчей об учителе.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Данной притчей я хотела вас подвести к тому: будь это молодой педагог или педагог со стажем, в любое время учитель должен развиваться и самосовершенствоваться.

Благодарю за внимание!

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 [Материал] Ирина • 17:40, 07.10.2012
Я думаю вы не правильно поняли мораль этой притчи
[Материал]