Аверьянова Галина Александровна, 22.04.2010 3

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах

school50_ln@mail.ru

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Действительно, использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы в старших классах.
Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Действительно, использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки русского языка. В зависимости от цели урока компьютер можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ЕГЭ. При этом для школьника он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой средой.
Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.

Познакомившись со статьями, разработками, информацией на сайтах Интернета, я наработала свой опыт использования ИКТ на уроках русского языка. Сначала я готовила презентации в редакторе Power Point иллюстративного характера. Но на уроках русского языка они чаще нецелесообразны, так как нет красочного иллюстрационного материала, фотографий. Поэтому я стала искать другой способ использования данной программы. Так появилось несколько работ. Во-первых, это работа со схемами. При подготовке к уроку дома составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые ученики заполняют на уроке с помощью интерактивной доски. Одну и ту же презентацию можно использовать несколько раз: при объяснении нового материала, когда учитель заполняет сам, и для контроля знаний учащихся. Во-вторых, работа с текстами. С помощью таких презентаций удобно проверять словарные диктанты. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы или допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют диктант по следующему слайду и выставляют себе оценки, критерии которых даны на следующем слайде. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки. Кроме этого, учащиеся сами создают презентации по заданным лингвистическим темам.

Сегодня не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы чаще всего используется показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.

Многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе. Последние постановки произведений М.Булгакова, романов Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова, а также старые советские фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Можно использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а также организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного фильма. Последняя форма наиболее актуальна в силу значительных расхождений между авторским текстом и его режиссерской интерпретацией.

Также использование ИКТ на уроке связано с музыкой. Не секрет, что тексты многих современных песен и старинных романсов представляют переложенные на музыку стихотворения известных поэтов. Кроме того, музыка позволяет создать нужный эмоциональный фон для литературной гостиной.
И все же одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ на уроках литературы, на мой взгляд, является создание презентаций. Основная функция презентации – служить наглядным материалом. При помощи проектора на экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, оживляющие ход урока, пробуждающие в обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Такая форма работы позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. Наиболее часто презентации используются на уроках изучении биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни. В отдельных случаях презентация бывает основой для урока заочной экскурсии. Кроме этого, презентации я использую как на уроках- викторинах, так и в ходе проведения литературных гостиных. Для литературной гостиной важна определенная атмосфера на уроке, поэтому презентация может содержать музыкальные композиции и видеофрагменты. Я часто использую презентации и на традиционных уроках. Обычно такие работы содержат иллюстрации, фотографии театральных постановок, отрывки из фильмов, а также текстовую вспомогательную информацию.

Вторая функция презентации – информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить возможность учащимся самостоятельно работать с ними. А это важно, так как старшеклассники мало читают классическую литературу.
В своей работе для уроков изучения художественных произведений, уроков изучения основ теории и истории литературы, уроков развития речи я использую как готовые презентации, созданные другими учителями-словесниками, так и свои. Кроме этого, после проведения уроков-презентаций многие старшеклассники изъявили желание создать свои презентации. Так, после изучения темы «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество» учащиеся создали презентации по темам «Биография А.С.Пушкина», «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина».

Одиннадцатиклассники охотно создают презентации к урокам по историко-литературным материалам. Данные уроки посвящены обзорным темам, а также являются вступительными или заключительными к монографическим темам, например, «Серебряный век русской поэзии», «Русский футуризм», «Творчество С.А.Есенина», «Поэтическое мастерство А.А. Ахматовой». Цель уроков-презентаций данного вида – подготовить учащихся к вхождению в художественный мир произведения, создать условия для более эмоционального и информационного восприятия творчества писателя, поэта. Формы уроков – уроки-лекции, уроки-семинары, уроки в форме заочных экскурсий по литературным музеям, памятным местам. Некоторые из названных презентаций представлены здесь.

Аверьянова Г.А.
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 50» г. Саратова

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
3 [Материал] Мельникова Оксана Викторовна, МБОУ СОШ №178, Новосибирск • 16:21, 21.12.2010
Спасибо большое за статью!!!!!
[Материал]
avatar
2 Султанова • 20:39, 02.12.2010
Галина Александровна. Мне очень помогла ваша статья при подготовке выступления на педсовете. Действительно, эта тема является очень актуальной в наше время.Спасибо большое.
[Материал]
avatar
1 БаулоЕМ • 21:54, 30.09.2010
Галина Александровна, полностью согласна с Вами: ИКТ - это уже неотъемлемая часть учебного процесса. Сама использую презентации, слайд-шоу, да и просто текстовые экранные варианты, если можно так выразиться. Но вот что вызывает опасения. Дети сейчас мало ПИШУТ, чаще печатают или просто копируют текст... При этом не может не пострадать моторная память. Я иногда предлагаю написать на листочке слово, в правописании которого ученик сомневается, в двух вариантах, и ребёнок сразу видит, какое написание верное, а какое нет. Но это возможно, если рука "знает", как писать, а тюкая по клавишам, можно массу ОПЕЧАТОК допустить и не переживать - смысл-то всё равно понятен. А язык смс и аськи? Может, меня не в ту сторону понесло... Это размышления не одного дня. Моя старая учительница говорила, что никакие ТСО не научат грамотности и не заменят текст произведения, так что Вы правы - всё хорошо в меру. С уважением, Е.М.
[Материал]