Панарина Татьяна Анатольевна, 11.01.2011 3

Апробация оздоровительных методов в общеобразовательном учреждении


В статье описана работа городской экспериментальной площадки "Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе".


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал
Автор: Панарина Татьяна Анатольевна.
МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский
Республики Башкортостан,
зам. директора по учебной работе,
учитель начальных классов.
АПРОБАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ
 В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.
Л.Н.Толстой

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям работы.

Здоровье помогает нам выполнять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Однако состояние здоровья юных россиян вызывает опасение: в среднем каждый российский ребенок имеет несколько хронических заболеваний. Мониторинг состояния здоровья учащихся нашей школы показал, что наиболее распространенными заболеваниями являются нарушение осанки и болезни органов дыхания, заболевания эндокринной системы и глаз.  В 40% причиной этого специалисты называют несбалансированное питание, в 15% случаев ссылаются на организацию медицинского обслуживания, столько же приходится на генетические особенности. Другие причины заболеваний определяются образом жизни, индивидуальными привычками. 

Обнаруживается явное противоречие между возросшими требованиями школы и ухудшением здоровья детей и подростков.     Для решения этой проблемы на базе нашей школы  открыта городская экспериментальная площадка «Организация УВП на основе здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе». В школе создана «Служба здоровья», в состав которой входят заместитель директора, фельдшер, социальный педагог, психолог, учитель-логопед, родители, учителя физической культуры.

Регулировать объем учебной нагрузки на третьей ступени  обучения помогает внедрение предпрофильной подготовки и профильного обучения. В 2007 году школа стала пилотной площадкой республиканского уровня «Апробация оптимальных моделей профильного обучения оборонно-спортивного профиля».

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд являются:

 

 

  • организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
  • использование на уроках здоровьесберегающих технологий;
  • рациональное чередование на уроках труда и отдыха;
  • использование учителями на уроках демократического стиля общения с учащимися, что снижает нервное напряжение и дискомфорт в учебном процессе;
  • проведение уроков «Культуры здоровья в 1-4 классах;
  • проведение мониторинга здоровья учащихся;
  • организация и проведение двигательных перемен.

Педагогами нашей школы для учащихся 1-4 классов разработана междисциплинарная программа «Здоровье школьника», которая включает в себя предметы начальной школы по УМК «Планета Знаний», «Школа России» и дидактической системе Л.В. Занкова; для учащихся 10-11 классов разработаны и утверждены программы элективных курсов «Школа выживания», «Огневая подготовка», «Основы самообороны», «Экология и безопасность жизнедеятельности», «Основы тренерского дела», «Методика преподавания основ теории и методики физического воспитания и спорта», «Духовно-психологическая безопасность личности».

Особое место в организации здоровьесберегающей среды школы отводится мониторингу. Каждый ученик начальных классов имеет паспорт здоровья, который включает в себя медицинский и физкультурный разделы. Мониторинг проводится два раза в год: в сентябре и мае. Тем самым мы можем отслеживать состояние здоровья детей и корректировать работу по оздоровлению учащихся.

В оздоровительных целях в нашей школе созданы условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Эта потребность реализуется ежедневной двигательной активностью учащихся в объеме не менее двух часов.

Каждый классный руководитель два раза в месяц проводит спортивный классный час в форме «Веселых стартов», футбола, русской лапты, эстафетных подвижных игр, ритмической гимнастики, башкирских народных игр и т.д.

Хорошо организован в нашей школе «Спортивный час в ГПД». Дети  играют в баскетбол, волейбол, настольный теннис, выполняют силовые упражнения в тренажерном зале, катаются на лыжах, занимаются аэробикой. С более подготовленными детьми работают тренер-преподаватель, совершенствуя умения и навыки по различным видам спорта.

Уроки физкультуры в 1-4 классах ведутся одновременно двумя учителями по группам здоровья. В классах с оборонно-спортивным профилем на уроки физической культуры отводится 4 часа в неделю. В арсенале учителей физической культуры богатый набор оздоровительных методик.
В школе созданы прекрасные возможности для организации работы по здоровьесбережению учащихся: три спортивных зала, футбольное поле, баскетбольная площадка, спортивный городок, комната эмоциональной % учащихся. Организованы группы общефизической подготовки и лечебной физкультуры для начальных классов. В школе функционируют хорошо оборудованные медицинский и стоматологический кабинеты. Организуются регулярные встречи детей с врачами: наркологом, гинекологом, фельдшером.
Важным фактором физического совершенствования учащихся мы считаем использование различных видов физических упражнений вне школьных уроков, которые оказывают дополнительное оздоровительное воздействие на растущий организм, содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию, формируют правильную осанку. Во внеклассной работе традиционными стали соревнования между классами по различным видам спорта, куда вовлекается большое количество детей. Это физкультурные праздники, дни здоровья, походы, экскурсии, турслеты и др.

Насколько эффективна физкультурно-оздоровительная работа с учащимися нашей школы в рамках эксперимента, мы можем судить по следующим показателям:

 

 

•    уровень заболеваемости заметно снижен;
•    идет перераспределение детей по группам здоровья;
•    растет число учащихся, активно занимающихся физическими упражнениями и спортом;
•    вовлечение родителей учащихся к занятиям физкультурой;
•    с каждым годом возрастает число призеров городских и республиканских соревнований.

Мы уверены, что качество учебно-воспитательного процесса зависит в первую очередь от состояния здоровья детей, гармоничного развития их физических, психологических и нравственных данных. Мы надеемся, что  проводимая нами работа поможет нашим детям стать здоровыми и способными самостоятельно выстраивать жизненную стратегию.
 

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
3 птичка • 08:44, 03.02.2011
Прекрасная статья. Татьяна Анатольевна, я даже позавидовала Вам, что вы работаете в такой прекрасной школе! У нас к сожалению, все здоровьесберегающие программы осуществляются только на бумаге.
avatar
2 shnuro4ek • 01:10, 19.01.2011
992
avatar
1 Ялен • 16:45, 12.01.2011
Сохранение здоровья наших детей самая актуальная проблема на сегодняшний день. Работа, поставленная вами в системе дает хорошие результаты. Молодцы!