Гражданское образование в школе, особенности формирования гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе


Только о чем будет думать будущее поколение? Что чувствовать, как  поступать, каковы его ценности, отношение  к своей стране? Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час.


Обсудить статью (уже 6 коммент.)
Опубликовать свой материал
Колесникова Татьяна Борисовна,
учитель истории
МОУ "Любинская СОШ №3"   

Мысль, поступок, характер, судьба, мечта  – это ступеньки, по которым идет каждый. Только о чем будет думать будущее поколение? Что чувствовать, как  поступать, каковы его ценности, отношение  к своей стране? Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час. Позиция каждого – не сиюминутное настроение и мнение. Это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека. Главной целью гражданского воспитания в современном демократическом государстве  является формирование личностной позиции в системе общественных отношений. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.

Гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с  формированием у них основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Гражданское образование в общеобразовательной школе проходит через все  три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа)  продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.

На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются знания в процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира.

В школе содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, и в первую очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественного циклов.

Интегрированный характер курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщённые знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям, об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре). Этот курс помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с  социальной и природной средой. На уроках обществознания подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, потребителя, собственника, и т.д.). На основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность. Школьники учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях. В процессе изучения обществознания школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране.

Программы курсов отечественной и всеобщей истории позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных в середине прошлого века во Всеобщей декларации прав человека. В ходе изучения истории и обществознания учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о статусе личности, условиях становления различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.

Изучаемые в курсе литературы произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.

При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о её национальной культуре и вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих данную страну. Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, познакомиться с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом, что способствует взаимопониманию между народами, толерантности.

Предметы естественного цикла акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества; формируют у учащихся чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Внеурочная деятельность выступает фактором воспитания гражданственности и патриотизма. Она дает возможность сформировать гражданскую идеологию, мировоззрение. Всероссийские олимпиады, краеведческие музеи, интеллектуальные конкурсы, сотрудничество с Советом ветеранов,  воспитывают такие качества как духовность, бережное отношение к традициям, к культуре и истории своего народа, общественную активность.

Большое значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских. Воспитательный потенциал содержания гражданского образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости всё-таки недостаточен для формирования социально-активной, компетентной личности.

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является  его активная социально-психологическая адаптация.

Общепризнанно, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует  в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения.


В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в неурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.

Социальное проектирование не имеет жёсткого ограничения во времени, в месте приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, и, наконец, страны в целом.

В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

Гражданская ответственность – высшее достоинство человека, и формирование ее – трудная задача для всех, кто участвует в учебно-воспитательном процессе.  Решение проблемы возможно лишь общими усилиями семьи, школы, общественных организаций - всего социума.  Достойная жизнь возможна только в том государстве, которое любят ее граждане, на той земле, по которой ходят , которую украшают и берегут, где формируют культуру отношений, знают и гордятся ее историей, хранят память в семейных архивах  и готовы сами взять ответственность и заботу на себя.  


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
6 Ckorpions • 00:05, 10.08.2011
Благодарим за статью!
avatar
5 moon0632 • 14:16, 16.06.2011
Согласна, что тема очень актуальна и важна. Но гражданская позиция каждого не может сформироваться на пустом месте. Большую роль здесь должно сыграть само государство, а именно, должно создать такие условия, чтобы люди могли гордиться своей страной, заботиться о ней. У нас такие условия пока не созданы и очень горько осознавать, что наши ученики не почитают свою страну. Молодежь без сожаления уезжает за рубеж, так как заставить любить Родину нельзя!
avatar
4 СладкаяКошечка • 16:47, 19.03.2011
Благодарим за статью. Считаю работу над социальными проектами важным фактором в воспитании гражданина.
avatar
3 стрелец2040 • 13:48, 27.02.2011
Считаю. что активная жизненная позиция молодого человека закладывается в семье и в основном формируется в семье.А вот воспитанием гражданской ответственности должно заниматься государство, которое должно создавать детям такие условия, за которые они бы любили и берегли свою землю, гордились её историей. Как мы, мне кажется, ещё далеки до этого. Классный руководитель с тридцатилетним стажем.
avatar
2 natashik_75 • 06:56, 25.02.2011
Очень актуальная затронута тема. Я работаю в начальных классах. В нашей школе этому вопросу мы уделяем особое внимание. Дети участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, проводим различные мероприятия. В моём классе, когда я объявляю детям об очередном конкурсе, многие в нём участвуют. Стараюсь вовлекать в работу все учащихся, a не одних и тех же.
avatar
1 Englischtante • 18:12, 21.02.2011
Очень важная и очень сложная тема. В нашей школе и вообще в регионе, проводятся различные мероприятия (конкурсы, дебаты, акции волонтёров, олимпиады по избирательному праву и т.п.), направленные на формирование активной гражданской позиции у молодёжи. И это замечательно. Но ребята, особенно старшеклассники, не могут быть оторваны от происходящего вокруг. Они уже достаточно взрослые, чтобы понять, что, например, закон действует не всегда и не для всех, что слишком многое в мире решают деньги, которых у них нет, что у родителей недостаточно средств на ту специальность, которая им нравится и т. д. Недавно на классном часе, при обсуждении статьи, столкнулась с тем, что некоторые ребята, десятиклассники, высказывают недоверие к тому, что написано в газете, считают информацию приукрашенной. Есть такие, кто неуверен в себе, в успехе, в благоприятном развитии своего будущего. Думаю, что наша задача, как педагогов, помочь этим детям обрести веру в себя, в своё будущее, в будущее своей страны. Процесс очень трудоёмкий, и нужно, действительно, использовать любую возможность для того, чтобы дети поняли, что Родину нужно любить всегда, и, особенно в непростые для неё времена.