Мартыненко Оксана Михайловна, 15.04.2011 9

Классный коллектив: мотивация к успешной учебной деятельности


Статья посвящена проблемам, связанным с низкой успеваемостью детей по предметам политехнического цикла: в первую очередь по математике, алгебре, геометрии.


Обсудить статью (уже 9 коммент.) Опубликовать свой материал
Мартыненко Оксана Михайловна
учитель математики высшей квалификационной категории
ГОУ СОШ № 337 г. Санкт-Петербург


Определений понятия «классный коллектив» очень много: и все они разнятся в зависимости от той общественно-экономической формации, которую проживает наше государство. Никто из коллег не удивится тому, что нынешний классный коллектив прагматичен, меркантилен, чем пионерские и комсомольские  классные коллективы.  Но эти условия, по-моему, повышают мотивацию к образовательному процессу, делают классы более работоспособными.

Коллективизм - теперь привычнее – корпоративность - проявляется в том , что  современные ребята пытаются  в полном  объёме реализовать своё право на образование и не позволяют кому-либо (нерадивому однокласснику) нарушать это право. Поэтому могу сделать вывод, что образование всё-таки является потребностью у нынешнего подрастающего поколения. Работая в школе, постоянно наблюдаю, как ребята сами осаждают того, кто пытается отвлечь от работы на уроке. Обывателю может показаться странным, но ребята хорошо осознают, что их «начальный капитал» - это не родительские сбережения, а твёрдые знания.

Надо отметить и то, что более слабые ученики  «тянутся» за более успешными, так как собственно сам классный коллектив и создаёт условия успешности для каждого ребёнка и класса в целом. Тот ребёнок, который позволяет себе роскошь учиться «спустя рукава», остаётся  без поддержки своих одноклассников. И чтобы не оказаться «выброшенным» из классного коллектива, отстающий ребёнок пытается «подтянуться» к основной массе , старается стать «среднестатистическим» учеником, быть признанным в своём классе. Такой классный коллектив, безусловно, успешен.

Хочу отметить ещё одну, на мой взгляд, особенность:  в успешном классном коллективе каждый становится конкурентом по отношению друг к другу. А это тоже является не малым стимулом к борьбе за свою успешность. И для учителя, с моей точки зрения, работать  с таким классным коллективом комфортно.

Сравниваю постоянно два класса одной параллели: в один из них, войдя четыре года назад, объяснила, как мы должны работать; каких результатов добиться, так постепенно и продвигаемся к поставленной цели. Сразу пришлось отметить, что класс - с высокой работоспособностью; каждый пришёл учиться и к  учёбе относится как к потребности. Нельзя сказать, что в классе все изначально учились на «4» и «5».  Да и сейчас 50 % ребят хотели бы расслабиться и «тянуться» на свою «3», но классный коллектив  здесь и проявляется: негласно установился закон: «я буду учиться, и никто на моё право учиться  не посягнёт».  И опять же негласно установлено:  законодатель - сильный  ученик, а слабому - места не будет, если он не будет стараться получить более высокий результат. Ёщё раз подчёркиваю, что если бы класс позволил, то добрая половина класса - «троечники и двоечники», но проблему решает сам классный коллектив и не приходится писать «план работы с отстающими».

И другой класс в этой же параллели: дружные - в прямом понимании этого слова. Не только вместе в школе, но и все вместе идут домой, провожают друг друга, утром все вместе встречаются, а потом уже идут в школу. Но и в  школе не учатся, а общаются друг с другом. А  образовательный ресурс,    по-моему, намного выше, чем у «параллельного» класса. Но не сформировалась изначально потребность учиться, природные данные не закрепились, а растратились. Уроки для многих - отбывание «повинности». Значит, и мотивация к образованию слабая. И тогда именно учителю приходиться заставлять учиться сначала на свою»3», а потом доказывать, что научиться могут все, но обязательное условие - надо превратить поход в школу из развлечения в необходимость   и формировать тот классный коллектив,  в котором каждый будет стимулом для продвижения вперёд и вверх.

Не  модель рынка?

Безусловно, надо учить каждого помогать друг другу. Но  дать списать слабому однокласснику - всё-таки «медвежья» услуга. Мы же с вами в нашей взрослой жизни  не отдадим зарплату бездельнику, алкоголику, прогульщику?  Поэтому, с моей точки зрения, надо стараться помогать иначе… Но если тот, кому адресована помощь, принять её не захочет, может, сам постарается побороть себя, свою лень, разобраться в материале, а затем, если не всё самому удастся, воспользоваться помощью (не списыванием) ребят?!                

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
9 Оксана62 • 10:59, 14.06.2011
Ёщё раз благодарю тех, кто прочитал статью, и поделился своими впечатлениями.
Мартыненко.
avatar
8 Evgeny • 18:31, 13.06.2011
Свидетельство №2105
avatar
7 Оксана62 • 22:26, 30.05.2011
Спасибо тем, кто откликнулся на мою статью. Ведь каждый из нас пытается ркшить проблему качества знаний . Притом, что это-знания- не только "багаж",но и система, которая "работает". Автор Мартыненко.
avatar
6 Оксана62 • 20:40, 23.05.2011
Хотелось бы, чтобы наши ученики осознавали:государству их образование обходится дорого, а их родители -те самые налогоплательщики, чьи деньги в качестве налогов просто "просиживаются". А сами дети растут потребителями. Автор : Мартыненко О. М.
avatar
5 Жамига • 09:43, 20.04.2011
Дф. согласна, что в школе много классов 2 типа. Учиться просто некогда. Учитель всячески старается привить тягу к учению. но нужна помощь родителей.
avatar
4 taviga • 18:17, 19.04.2011
Очень много таких вот дружных классов из второго примера. Им так интересно обсуждать бесконечные компьютерные стрелялки, что учиться то просто некогда, это же отвлечься нужно, сосредоточиться.
avatar
3 ayka1 • 16:10, 19.04.2011
У нас тоже такие имеются
avatar
2 кянда • 10:58, 18.04.2011
Спасибо за статью. Мой класс напоминает класс, который описан 2-ым в этой статье. Возьму на вооружение. Буду больше работать над формированием потребности учиться у слабых учеников.
avatar
1 TatyanaChuposheva • 16:09, 17.04.2011
Классов второго типа больше, к сожалению. Приходят в школу "отсидеть" свои уроки и пообщаться! Как быть?