Гарченко Марина Николаевна, 21.04.2011 10

Ценность детского чтения в контексте развития современного общества


Значение книги в жизни человека огромно. Чтение – это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей прошлого и настоящего, нормативных представлений. В последние десятилетия в России, как и во многих странах мира, продолжается процесс падения уровня читательской культуры населения.


Обсудить статью (уже 10 коммент.)
Опубликовать свой материал
Гарченко Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 100 Кировского района
г.Волгограда

 

ЦЕННОСТЬ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

Значение книги в жизни человека огромно. Чтение – это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей прошлого и настоящего, нормативных представлений. В последние десятилетия в России, как и во многих странах мира, продолжается процесс падения уровня читательской культуры населения.

Взгляды на детское чтение как явление культуры сегодня противоречивы. Одни считают, что детское чтение в цивилизованном мире утрачивает свое приоритетное значение. Оно становится рядовым занятием в системе жизнедеятельности ребенка. Появились более мощные, более влиятельные и привлекательные для детей средства их культурного развития. Согласно широко растиражированной мысли французского учителя-словесника Даниэля Пеннака, ребенок сегодня имеет полное право не читать. Деградация в этом случае ему не грозит*. Разделяют эту позицию и многие дети, полагая, что и без чтения можно быть образованным и всесторонне развитым.

Утрачивает свою ценность детское чтение и по другой причине. Нынешние дети становятся заложниками массовой, низкопробной «рыночной» литературы. Из средства гармоничного развития сердца и разума, книга подчас стимулирует у них девиантное поведение, заполняет досуг пустой «развлекаловкой». Сторонники этой позиции придерживаются взгляда В.Г.Белинского на детское чтение: лучше ничего не читать, чем читать плохую литературу.

Существует взгляд на детское чтение как на сугубо информационную ценность, временно сохраняющую свое значение. С внедрением в каждый дом электронных средств информации, необходимость в традиционном чтении отпадет, так как электронный гипертекст с его нелинейным способом передачи информации, с его видеорядом и звуковым сопровождением способен более полно удовлетворить информационные потребности ребенка.

Оспаривают эти взгляды на детское чтение те, кто исходит из признания его непреходящей и незаменимой ценностью. В этом утверждении российская и западная позиция расходятся. С точки зрения Запада, детское чтение является основой функциональной грамотности - умения человека на протяжении всей жизни использовать печатные тексты в бытовых и производственных целях. Российская точка зрения на непреходящую ценность детского чтения основывается на его духовно развивающей силе, неадекватной функциональной грамотности. В основе ставится полноценная художественная литература как вид словесного искусства, обладающего, как и любое искусство, образной природой и гуманной направленностью**.

Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению требует времени и усилий, и никто не может сделать это лучше родителей.

Некоторые современные исследователи считают, что традиционная система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система – изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

Исследования уровня грамотности, проведенные в рамках международной программы, показали, что качество чтения российских детей с годами ухудшается. Россия занимает 32 место, деля его с Уругваем и Турцией. Важно, что исследования оценивали не скорость и правильность чтения, а способность ребенка понимать текст и делать выводы на основе прочитанного. Современные российские школьники не в состоянии анализировать текст, понимать его. Этому не могут научить ни фильмы, ни музыка, ни обучающие игры на компьютере и DVD. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

Что же мешает чтению детей? Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Младшие школьники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребенок начинает не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой -  дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Необходимо взять под строгий контроль игры, в которые играют дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.

Приведем несколько советов, как привить детям интерес к чтению***:

1.    Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
2.    Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
3.    Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
4.    Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
5.    Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
6.    Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
7.    Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
8.    Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
9.    Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
10.    Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Необходимо подходить к проблеме детского чтения в широком социальном контексте****. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Литература:

1. Гарченко М.Н. Роль книги и чтения в жизни наших детей. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/522439/
2. Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / сост. Г. В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - С. 7 – 11.
3. Чудинова В.П. Поддержка детского чтения – наша общая задача [Электронный ресурс] // http://teacher.fio.ru/news.php?n=28228&c=1441

* Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / сост. Г. В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. С.9.

** Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / сост. Г. В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. С.10.

***   Гарченко М. Роль книги и чтения в жизни наших детей. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/522439/

**** Чудинова В.П. Поддержка детского чтения – наша общая задача [Электронный ресурс]
// http://teacher.fio.ru/news.php?n=28228&c=1441

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
10 Tayretari • 22:39, 20.08.2011
Спасибо большое за статью! Рекомендации подойдут для беседы на родительском собрании, можно посоветовать и приведенный Вами список литературы.
Согласна с тем, что книги нужно дарить! Книга-лучший подарок, а красивая качественная богатая книга-бесценный!!! Жаль, цены....всё выше и выше
avatar
9 Helen_Mac • 11:30, 01.05.2011
Спасибо за грамотный и полезный материал. Считаю, изложенные в статье рекомендации по воспитанию любви и интереса к чтению будут полезны в работе с родителями и могут принести положительные результаты.
avatar
6 shnuro4ek • 11:45, 28.04.2011
1796
avatar
7 Марточка • 15:39, 29.04.2011
Скажите пожалуйста, а что означают цифры , но нет слов
avatar
Номер выданного свидетельства.
avatar
5 Скалолаз • 23:35, 27.04.2011
Замечательная статья. Чем меньше мы читаем, тем меньше мы думаем. А ведь нашим детям очень нравится читать, особенно старые, добрые книги. Надо только незаметно их подвести к знакомству с книгой и ни в коем случае не заставлять читать(полностью с Вами согласна).
avatar
4 Марточка • 14:41, 27.04.2011
Согласна, что чтение прививается из семьи. Если читают сами родители, бабушки, дедушки, то и дети будут читать, это проверено на себе. Мой сын видя , что мы читаем и сам уже в 6 лет стал читать , а в третьем классе уже читал Майна Рида А также родители должны все таки контролировать чтение детей и предлагать в интересной форме книгу.Большая роль отводится и школе; дети не должны бояться толстых книг и с мелким текстом .
avatar
3 щкола81 • 12:32, 27.04.2011
Сегодня часто приходится слышать, что наши дети не читают и чтение давно заменил книгу. Я никогда не соглашусь с таким мнением. Дети читали, читают, и наверняка будут читать. Может быть не то и не так как мы хотим. Но а кто виноват в этом? Говорю и буду говорить всем - друзьям, знакомым и не совсем знакомым людям, в суете и заботах не забывайте о добрых, умных и красивых книгах. Дарите их по поводу и без... Они приносят нам только радость, становятся украшением домашней библиотеки на долгие годы.
avatar
2 кянда • 09:22, 24.04.2011
Спасибо за статью. Использую этот материал для проведения родительского собрания.
avatar
1 Салют • 07:49, 22.04.2011
Полностью с Вами согласна и поддерживаю, что без чтения нет успешной учебы.