Влияние генетических факторов на возникновение конфликтных ситуаций в подростковом возрасте


Увеличение нагрузки и напряжения во взаимоотношениях между субъектами учебно-воспитательного процесса повышает степень риска дезадаптации и проявления различных форм отклонений в поведении и развитии.


Обсудить статью (уже 4 коммент.)
Опубликовать свой материал
Воронкова Татьяна Геннадьевна
педагог-психолог
ГО СОШ №478 Москва


В настоящее время в системе образования происходят кардинальные изменения. Необходимость  подготовки школьников к интеграции в инфраструктуру современного общества и его культуру  приводит к интенсификации учебного процесса. Увеличение нагрузки и напряжения во взаимоотношениях между субъектами учебно-воспитательного процесса повышает степень риска дезадаптации и проявления различных форм отклонений в поведении и развитии. Затрудняет их самоактуализацию. Особенно остро реформы воспринимаются детьми в подростковом возрасте, являющимся ответственным периодом становления личности, изменением мотивов деятельности, системы интересов. Данные изменения носят негативный характер, проявляющийся, прежде всего, в  повышенной агрессивности и конфликтности.

В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.А. Загоровского, В. Петерса, Л.Б. Филонова, Э.И. Киршбаум и др. отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом  и в педагогическом процессе в частности,  в межличностном общении со сверстниками, со взрослыми, а также с родителями.  Подростки  не в состоянии  разрешать возникающие  конфликты,  кроме того,  в их конфликтных отношениях  преобладают деструктивные  тенденции, чаще демонстрируют девиантное, и даже делинквентное поведение.  Определяющее влияние на межличностные отношения подростков оказывает их собственное восприятие конфликтной ситуации,  представление о конфликтах и способах их разрешения.

В подростковом возрасте   продолжается влияние генетических факторов  на развитие половой самоидентификации,  закрепляются полоролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения. Вопрос о различиях между мальчиками и девочками пубертатного периода связан с  двойной детерминацией изучаемых признаков. Учет эволюционно-биологического фактора ведет к понятию пола как конституционального свойства, обусловливающего различия между двумя группами людей мужского и женского пола со стороны несоциальных воздействий. Понимание человеческого поведения как в большей части социального феномена приводит к понятию половой или сексуальной роли, которая предписывается субъекту как члену группы. Личностные различия возникают, прежде всего,  как социальный феномен, который не определяется в той же степени природными факторами. Согласно А.В. Либину,  мальчики и девочки будут проявлять личностные различия непосредственно в тех областях, где они сталкиваются с проблемами социальной адаптации.

Особенно заметны различия между полами начинают проявляться  в период созревания.  В  специальной литературе  указывается, что конституциональный статус формирующейся индивидуальности образуется вследствие определенного гормонального фона организма. На фоне общих различий в конституции в подростковом периоде появляются более отчетливые признаки мужского и женского стилей поведения. Дисгармоничные  взаимоотношения  полов  приводят  к  формированию  неадекватной  полоролевой  идентичности,  которая,  в  свою  очередь,  сама  начинает  влиять  на  эти  взаимоотношения. 

Реализация   гендерных  ролей  и  характер  гендерных  отношений  в  большой степени связаны с эмоциональной составляющей полоролевой идентичности. В подростковом периоде происходит закрепление полоролевых стереотипов, а также в целом завершается формирование половой идентификации как процесса, связанного с физиологическими элементами созревания организма. Начинают обнаруживаться наиболее значимые гендерные различия - половые особенности   восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, характера,  темперамента, уровня активности и эмоциональности, агрессивности, тревожности и т. д.

Суждения о межличностных конфликтах по мере взросления подростков  (как юношей, так  и девушек)  усложняются. Более старшие подростки  при описании конфликтов и их сопровождения дают более развернутые  ответы.  Подростки представляют межличностный конфликт и процесс его протекания с различной степенью участия мальчиков и девочек в нем. При этом первыми  конфликтную  ситуацию, в основном,   осознают  девушки,  а инициируют конфликт юноши. К  мирному завершению конфликтов чаще стремятся девушки, в постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более  свойственна юношам, а «злопамятность» – девушкам. В   процессе конфликтного взаимодействия к мести чаще прибегают девушки, им свойственна косвенная агрессия, при этом юношам – физическая и вербальная.

Представления о конфликте  подростков характеризуются, в первую очередь,  различной степенью  категоричности оценивания  сверстников, при этом   девушкам  свойственны более максималистские суждения. Как отмечает В.Е. Каган, это проявляется в характере представлений девушек об  осознании  конфликтной  ситуации,  об  инициаторах  конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости  физической  агрессии,  о  применимости  мести,  о  мирном  решении  конфликтов.  Более  максималистские  суждения  девушек  проявляются  и  при  оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов,  при  оценивании  нежелательных («виновный», «проигравший»)  и  желательных («сильный», «умный», «победитель») образов в конфликте.

Таким образом, отмечается выраженность гендерных различий в психических структурах, детерминированных в большей степени биологически, например темпераменте, способностях. В  структурах, обусловленных социальными факторами, гендерные  различия относительно сглажены. Личностные  гендерные  различия особенно выражены у подростков по показателям агрессивности, эмпатии и наиболее стабильны в течение всего подросткового периода, в течение которого происходит активное  влияние  генетических факторов  на развитие половой самоидентификации,  закрепляются полоролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения.
Реализация   гендерных  ролей  и  характер  гендерных  отношений  в  большой степени связаны с эмоциональной составляющей полоролевой идентичности.  Необходимо отметить, что существование значительных различий между мальчиками и девочками не может означать, что все рассматриваемые характеристики будут непременно описывать целостную индивидуальность конкретного человека.

Указанные факты демонстрируют лишь один из вариантов системы взаимосвязи биологических и социальных компонентов личности. Данный частный случай может учитываться в целостном психолого-педагогическом процессе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, а также при разработке различных вариантов системы развивающего обучения. Эффективным способом предотвращения возможного конфликта  является адекватное, своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
4 Ckorpions • 23:59, 09.08.2011
Актуально!
avatar
3 shnuro4ek • 15:50, 18.05.2011
1970
avatar
2 tatka_1976 • 23:54, 15.05.2011
Я готова ответить на Ваши вопросы.
avatar
1 интерсептор • 17:39, 13.05.2011
Все правильно, только не все понятно.