Технология развития личности.


Статья-обобщение опыта учебно-воспитательой работы по "Технологии развития личности". Воспитательный проект направлен на формирование в детском коллективе самоуправления, развитие у обучающихся коммуникативных и регулятивных умений, создает условия для личностных достижений каждого ребенка. Долгосрочный проект полностью соответствует требованиям ФГОСа.


Обсудить статью (уже 4 коммент.)
Опубликовать свой материал
Технология развития личности. Воспитательный проект "Чередование творческих поручений”(ЧТП) в системе формирования социально-активной, творческой личности.

Смагина Елена Пантелеймоновна
учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 354
Московского района
г. Санкт-Петербурга


Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, одним из которых является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Следовательно, строить педагогический процесс, важно так, чтобы педагог выступал, как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у детей складывается впечатление, что инициаторами  деятельности являются они сами. Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.

Известно, что для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди – мать, отец, учитель и… сверстник. Поэтому детский коллектив организуется взрослым как инструмент воспитания уже в младшем школьном возрасте. Важную роль играет характер взаимоотношений между детьми, которые складываются в изменяющейся системе постоянных и временных объединений. Это проводит всех детей через роль руководителей и исполнителей, учит организовывать товарищей и подчиняться товарищу, учит взаимопомощи и взаимоответственности, развивает у обучающихся регулятивные, коммуникативные и личностные умения.

Метод создания малых групп в рамках классного коллектива, которым поручается выполнение кратковременных дел, позволяет наилучшим образом реализовать поставленные задачи. Ребенок в этой малочисленной группе постоянно находится под воздействием мнения товарищей, ему сложнее уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим количеством сверстников. Лишь в этом случае каждый ребенок может определить  для себя такое положение, при котором реализуются все его дарования,  и он сможет достичь определенных личностных результатов.

Для реализации данных задач можно использовать методику ЧТП (чередование творческих поручений). С первого класса ребята разбиваются на  группы по пять-шесть человек. В 1 классе группы разбиваются учителем, далее дети делятся на группы сами по желанию. Выбирается командир группы, название, эмблема и девиз. Командиры групп меняются по прошествии времени с той целью, чтобы в роли руководителя побывал каждый из ребят и почувствовал ответственность не только за себя, но и за других.

Каждый день творческое поручение в группе меняется: сегодня  - "дежурные”, завтра – "цветоводы”, послезавтра – "игровики” и т. д. Всего творческих поручений  придумывается по количеству групп в классе. Это могут быть "дежурные по классу”, "журналисты”, "природоведы”, "санитары”, "игровики”, "дежурные по столовой”, "школяры”, которые смотрят готовность детей к уроку, проверяют правила, таблицу умножения, выученные стихи и. т. д.. Таким образом,  каждый ребенок в течение недели ухаживает за цветами, организовывает игру на перемене, убирает класс, дежурит в столовой, записывает самое интересное событие из жизни класса в "Журнал”, проверяет выучил ли товарищ урок и др.

Конечно, не у каждого ребенка все получается, и не все получается хорошо, но поддержка товарищей, одобрение или неодобрение их и учителя  стимулирует его деятельность. Необходимо использовать поощрения и небольшие призы детям той группы, которые успешно трудились всю неделю. Внутри группы задания для себя  придумывают  дети. Они составляют для себя список дел на неделю: позаниматься с ребенком, которому плохо дается учеба, проверить выполнение домашнего задания до урока у тех детей, которые часто забывают его приготовить, проконтролировать выучена ли таблица умножения и др.

 Раз в неделю на классном часе отводится время для критериального самоанализа деятельности ребят. Они обсуждают, что из запланированного получилось, что не удалось, каковы причины неудачи, намечают новый план работы на неделю. В течение нескольких недель каждая группа "строит свой домик’, где кирпичики имеют определенные цвета, соответствующие критериям: красный – старались, и все получилось, зеленый – старались, но получилось не все, синий – не старались. Ведется "Журнал жизни класса”, куда заносятся рисунки, стихи, смешные случаи на уроках, итоги рейдов санитаров, результаты внутриклассных и школьных конкурсов и др.

Такая форма работы, хоть и требует  от педагога больших затрат сил, времени и фантазии, дает положительную динамику в формировании личностных умений обучающихся,  Дети в таком классе доброжелательные, активные, творческие и дружные. Они сами начинают придумывать сценарии для постановок, сами их разыгрывают на уроках чтения, внеклассных мероприятиях, классных часах и даже на переменах, готовят мини концерты. Среди них находятся режиссеры, ведущие и актеры .Такие дети быстрее решают проблемные ситуации без привлечения взрослых, они самостоятельны, мобильны, коммуникативны. Формируется коллектив единомышленников, где каждый ребенок находит свою социальную нишу.

Таким образом, для формирования социально активной личности необходимо организовать систему многопланового детского коллектива. При этом важно направленное включение каждого ребенка в социальную деятельность. Система чередования творческих поручений  позволяет осуществить долгосрочный воспитательный проект, который создает условия для формирования способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты, развивает трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата, формирует  основы нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Система ЧТП полностью соответствует  требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .

Ниже приводятся несколько вариантов творческих заданий.
                            
Чередование творческих поручений.

 Санитары

 

 

 

•    Конкурс на "самого - самого” (самый чистый воротничок, самая аккуратная прическа, самый опрятный вид и т. д.).
•    "Солнце воздух и вода, наши лучшие друзья”. Санитары приносят заметки из газет и журналов о гигиене.
•    Рейд "Твой носовой платочек”. Рейд проводится так, чтобы дети не знали о нём заранее.
•    Операция "Чистые руки”. Санитары проверяют руки перед входом в столовую.
•    Конкурс на лучшее рабочее место. Во время перемены дети проверяют рабочие места.
•    Отображение результатов в газете ("Ёжик”, "Колючка”).

 Журналисты
•    "Борт-журнал” ("Путевой дневник”). Каждый день дети делают заметки о жизни класса (это могут быть и смешные ситуации, и серьёзные дела).
•    "Моя мама” Новая страничка тетради – сочинение о самом дорогом человеке. После того, как все побывают журналистами, тетрадь сохраняется до праздника мам. Как вариант – тетрадь со съёмными листами. На празднике эти листы в конверте дарятся мамам.
•    "Маленькое интервью”. Ко дню учителя журналисты берут интервью у разных учителей ("Когда я был учеником…”). Материал идёт в школьную газету ко дню учителя. Как вариант – интервью у учеников "Если бы я был учителем…”.
•    "Книга предложений”. Ребята записывают свои предложения к проведению каникул. Предложения записываются и обсуждаются в классе. Как вариант – рубрика "Наше свободное время”.
•    "По секрету”. (Дневник откровений: Что тебя радует? Что огорчает?..). Ребёнок делится своими переживаниями с ребятами (проводится только тогда, когда в классе начинает складываться коллектив). Как вариант – в начале учёбы ребёнок делится своими переживаниями с учителем.
•    "Почтовый ящик”. Ребёнок обозначает проблему в классе, записывает её и может без подписи опустить записку в ящик. На классном часе проблемы обсуждаются.

    Игровики
•    "Наши игры”.В подарок первоклассникам оформляется альбом (каждая страничка – игра, которую ребёнок выписал и оформил, либо вырезал и тоже оформил).
•    "Наша игротека”.Ребенок вырезал (выписал) маленькую игру, принёс в класс, положил в ящик (в конверт).Собирается большая коллекция игр.
•    "Поиграй с нами”. Ребенок на перемене организовывает игру. Игра берется из классной библиотеки. Помогает ему педагог. Игра разучивается. В следующий раз другой ребенок показывает новую игру. Можно играть и в наиболее понравившуюся игру.
•    "Спортивный календарь”. Дети готовят сообщения о спортивных достижениях в стране, в школе, в классе.
•    "Игра с карандашом”.Дети рисуют на ватманском листе на переменах свои кроссворды, ребусы, шарады, занимательные примеры и решают их.

 Книголюбы
•    "Книжкина больница”. Дети ремонтируют книжки из классной  или домашней библиотеки.
•    "Умеешь ли ты читать?” Ребята читают друг другу понравившиеся отрывки из книг или просто знакомят друзей с понравившейся им книгой.
•    "Наша библиотечка”. Дети составляют картотеку классной библиотечки.
•    "По дорогам сказки”. Ребята приносят рисунки-иллюстрации прочитанных сказок. Оформляется выставка. По рисункам может быть организована викторина.

Природоведы

 

 

•    "Растения-врачи”. Дети приносят открытку лекарственного растения. Оформляется альбом.
•    "Под нашей защитой”. Ребята приносят открытки, вырезки, рисунки растений и животных, которые занесены в Красную книгу. Составляется альбом.
•    "Мои друзья”. Приносятся  свои рассказы, сказки, сочинения о домашних питомцах. Здесь могут быть рисунки и фотографии. Оформляется альбом.
•    "Поможем друзьям”. Дети с родителями готовят кормушки и вывешивают во дворах. Дежурный "природовед” сегодня следит за кормушкой.

 Названия,  девизы.
•    "Дружные”- "Дружить всегда, дружить везде, дружить на суше и в воде!”
•    "Почемучки”- "Мы, девчонки и мальчишки, дни просиживаем с книжкой.
На сто тысяч "Почему?” мы ответим что к чему!”
•    "Дружба” – "Наш девиз простой и краткий: там, где дружба – все в порядке!”
•    "Одуванчик” – "Держаться так, чтоб нас не сдуло!”
•    "Исток” – "Ищет, строит, творит, открывает каждый!”
•    "Пупс” – " Пусть ум победит силу!”
•    "Бам” – "Будем активно мыслить!”
•    "Искорка” – Искорка по искорке, вместе – костер!”
•    "Веселый улей” – "Хоть пчела невелика, велики ее дела.”
•    "Неунывайки” – "Дружба - да! Задор – всегда! В каждом деле помогать, трудно будет – не пищать!”
•    "Солнышко” - "Чтобы солнышко светило, чтоб на всех его хватило,
                                Чтоб цвели в лугах цветы, чтоб дружили я и ты!”
•    "Бригантина” - "Пусть никогда не будет тины на борту у Бригантины!”

 

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
4 Tayretari • 22:48, 20.08.2011
Спасибо огромное!!! Ребятам очень нравится такая форма организации классного коллектива! Взяла на вооружение деление на группки, предложенное Вами!
avatar
3 Татьяна6810150 • 01:42, 01.07.2011
Очень понравилось про ЧТП. Это для учителя поддержка. Так же замечательно
написано про маленькие группы, что можно легко и просто применять в работе.
Статья написана понятным языком и нужна для расширения опыта. Спасибо.
avatar
2 shnuro4ek • 12:41, 12.05.2011
1913
avatar
1 Скалолаз • 06:43, 30.04.2011
Обязательно возьму на вооружение ваш опыт работы. Казалось бы, ничего нового, но очень интересны и разнообразны творческие задания. ЧТП-отличная возможность найти занятие по душе для каждого ребенка в классе, да и детям интереснее поробовать себя в разных поручениях, нежели весь год выполнять одно.