Реализация личностно-ориентированного образования в школе


Идея личностно-ориентированного образования очень актуальна сегодня. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем образования.


Обсудить статью (уже 6 коммент.)
Опубликовать свой материал
Егорова Юлия Николаевна,
учитель английского языка,
МОУ СОШ№11 имени В.В. Рассохина г. Армавир

Реализация личностно-ориентированного образования в школе

 

Идея личностно-ориентированного образования очень актуальна сегодня. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем образования.

Во-первых, эта прогрессивная идея слишком медленно распространяется и дает подчас весьма призрачные результаты ее внедрения.

Во-вторых, часто «массовый» учитель смутно представляет, что такое «личностно-ориентированное обучение» и не может его реализовать, то есть не умеет изменить те моменты своего взаимодействия с детьми, которые разрушают значение учебной деятельности для каждого ученика.

Школа с личностно-ориентированным направлением создает равные стартовые условия для каждого ребенка, независимо от уровня его актуального развития с момента поступления в школу. Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.

«Личностно-ориентированное обучение» школьников - это такой тип обучения как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, т. е. воз­можностям, склонностям и интересам. Развитие в данном случае рассматривается   как   «результат   обучения,   не   совпадающий   с   его содержанием». Это означает, что существенным итогом пребывания ребенка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обуче­ния сегодня и завтра.

Часто бытует мнение, что одним из основных показателей образованности человека является наличие знаний. Но это не совсем верно. Если ученика, хорошо владеющего изучаемой темой, попросить ее рассказать, он без проблем справится с этим заданием. Но если тот же самый ребенок получает другое задание: заполнить таблицу по данной теме, результат может оказаться плачевным: ребенок не справится с заданием.

Оказывается, знания нам нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (и прежде всего, нестандартных) учебных задач. Имея знания, этот ученик владеет ими. Можно выделить несколько компонентов развития: умение применять полученные знания. Это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы и подходим к очень важному моменту личностно-значимого обучения – развитию мотивации учебной деятельности.

При этом готовность к образованию включает умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

Следующий важнейший компонент детского развития – сформированность умения добывать знания.

К каким ролям привык сегодняшний школьник? Учитель призывает его «внимательно слушать» (он - «слушатель»), внимательно смотреть (он – «зритель») и все хорошо запомнить (он - «репродуктор»). В этом случае процесс обучения ориентируется на приоритет таких психических процессов, как восприятие и память, то есть «на уже созревшие плоды, опирается на «слабость» ребенка, а не на его «силу».

Действительно, восприятие и память – весьма важные психические процессы, необходимые для обучения. Вместе с тем, их преобладание в педагогическом процессе в школе определяют репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения, а такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний, потому что знания «навязываются» ребенку в виде готового образца.

В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют разви­тие творческого потенциала индивида и формирование новых социальных ролей «я – ученик», «я – школьник».

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Л.С. Выготский говорил, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый ребенком уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. Всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активное, самостоятельное и как высший уровень творческое мышление.

При личностно-ориентированном обучении роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он в данном случае – равноправный партнер по учебному общению.

Такое построение обучения позволяет учащемуся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку в рассуждении, под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее, а это и есть личностно-значимая познавательная деятельность. У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

Попробуйте не исправлять допущенную ребенком ошибку, а только подчеркнуть слово, в котором она имеется. Тогда работа над ошибками будет состоять в том, что ученик находит место, где он совершил ошибку, и самостоятельно ее исправляет.

Говоря о личностно-ориентированном обучении, нельзя не затронуть проблему дифференцированного обучения как учета индивидуальности школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития.

В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание) ученика в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникшей трудности.

Учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволит ему установить уровень интеллектуального развития ребенка, сформированность умений учиться. На основе результатов диагностики учитель использует дополнительные дидактические материалы, что позволяет ему вовремя устранять причины возникающих или возможных ошибок.

Обязательным условием общего развития детей в системе дифференцированного обучения является создание широкого эрудиционного фона, дополнительной, интересной для школьников информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома, дающую возможность развивать общую культуру и эрудицию ребенка.

В настоящее время основной целью современной общеобразовательной школы является создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, траектория его собственного развития ему еще не ясна. И не стоит с этим торопиться.

Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не принятым. И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять дифференцированные формы его дальнейшего обучения.

Отсюда следует, что дифференциация образования не цель, а средство развития и становления индивидуальности. Только раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
6 Nike_Pashkov • 14:06, 20.11.2011
Свидетельство №929/2011
avatar
5 CatherineN • 12:04, 23.08.2011
В институте нам много говорили о личносто-ориентированном подходе, о субъект-субъектных отношениях, и только на практике я поняла что это. Если действительно относитя к каждому ребенку индивидуально, использовать разные подходы при работе с детьми, то положительные результаты не заставят себя долго ждать.
avatar
4 larisaivanovna1 • 17:36, 20.08.2011
"Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить", - афоризм А. Дистервега можно считать девизом современной школы. Согласна с коллегами.
avatar
3 Миклухо • 01:06, 11.08.2011
Список использованной литературы?
Цитирование идёт без кавычек и ссылок.
avatar
2 Tixe • 14:04, 19.07.2011
Интересный материал, очень актуальныйдля данного этапа перехода школы на новые ФГОС. Каждый ребёнок - маленькая вселенная. Интересно не только научить их чему-то новому, но и познать их интересы. Считаю, что без данной технологии работа в школе просто невозможна. В своей работе использую не только те психологические тесты, которые предлагаются школьным психологом, но и шуточные детские тесты, которые могут подчас лучше раскрыть интересы и особенности мышления ребёнка.
avatar
1 Prepod30 • 14:07, 15.07.2011
Полностью согласен с коллегой. Ведь зачастую, применяя личностно-ориентированный подход, учитель ориентируется только на "хорошистов и отличников", а остальные как говорится "не личность" и не зачем их "ориентировать". Вот такие бывают "личности-учителя". Я всегда считал и считаю, что просто нужно искать разные подходы к каждому ребенку, терпение и все получится. Работая не только в школе, но и в техникуме и училище везде следовал этой пед. технологии. Считаю ее самой творческой и действенной. P.S. Применяю ее тесно с педагогикой сотрудничества.