Казанцева Татьяна Викторовна, 16.07.2011 3

Условия формирования классного коллектива в школе-интернате VIII вида


В статье рассматриваются условия формирования классного коллектива в школе для детей с проблемами в развитии. Необходимо так построить учебный процесс, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, чтобы у него появилась положительная мотивация к учению.


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал
Казанцева Татьяна Викторовна,
КГТТ структурное подразделение "Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида",
учитель начальных классов
Условия формирования классного коллектива
в школе-интернате VIII вида

 

Согласно Закону РФ: «Об образовании», ст. 5, п. 6. «Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. В связи с этим ребенок, имеющий проблемы в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматривается как объект особой общественной помощи и заботы.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.  В нашу школу приходят дети с различным социальным опытом: некоторые уже начинали обучение, но были переведены в СКОУ в связи с диагнозом, другие не посещали не только школу, но и детский сад, у третьих здесь обучаются старшие братья и сестры, и, соответственно, моральная поддержка им обеспечена. Весь этот разнородный по составу класс необходимо как можно скорее ввести в активную школьную жизнь, помочь безболезненно адаптироваться.

Проанализировав свой опыт работы, а это 4 выпуска детей из начальной школы (почти 50 человек), сделала следующий вывод: для успешного обучения и воспитания ребенка необходимы следующие условия:

1. Благоприятный микроклимат в детском коллективе.
2. Комфортные условия классной комнаты.
3. Доверие к педагогу, чувство защищенности от любого вида агрессии.

Учащиеся в адаптационный период включаются в новую для них деятельность – организованный умственный труд, требующий устойчивого внимания, значительных волевых усилий деятельности, умение контролировать себя.

Изучение детского коллектива происходит через:
  • Наблюдения;
  • Совместную деятельность;
  • Социометрические исследования.
Можно использовать следующие методики:
  • Выбор в действии;
  • Использование графических приемов;
  • Наблюдения для определения психологических особенностей школьника.
В классе создан стенд «Волшебное зеркало». На нем находятся фотографии всех учащихся класса, каждая фотография прикреплена на отдельный кармашек. В каждый кармашек пожелания ученикам может положить учитель, одноклассники. Сам ученик может положить в свой кармашек вопрос учителю, который он не может задать вслух. Такая форма воспитательной работы подтверждает то, что дети учатся смотреть на себя глазами других детей, становятся ответственнее и увереннее.

Стараюсь строить учебный процесс так, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, формирую положительную мотивацию к  учению. Поэтому создаю на уроке, и во внеурочной деятельности атмосферу доброжелательности. Стараюсь вырабатывать навыки доброго отношения в коллективе. На первых порах обучения для знакомства детей, лучшего их узнавания провожу такие игры, как «Давайте познакомимся», где ребенок рассказывает о себе, своей семье, о любимых занятиях. Прогулки, коллективные игры помогают лучше раскрыть черты характера каждого ребенка. Постепенно знакомлю учеников с правилами поведения в школе. При изучении этих правил не просто рассказываю, как надо вести себя, но и моделируем различные ситуации. Важно не только дать детям знания о нормах поведения уже в первые дни пребывания в школе, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определенных нравственных выводов.

Большое значение имеет коррекционно-развивающая среда классной комнаты. Классная комната у нас очень уютная и функциональная. Ведь ученик начальной школы проводит в классе не менее  4 – 5 часов в день и ничто не должно его раздражать, а все должно быть направлено на развитие ребенка, коррекцию психофизических недостатков.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные  исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленые и зелено-голубые цвета. Поэтому рекомендуется окрашивать кабинеты в синий и голубые тона.  Предупреждает развитие утомления и рациональное освещение рабочих мест, эстетическое оформление кабинета. В классе есть: «Классный уголок», «Календарь природы», «Это интересно», «Наше творчество», «Уголок безопасности».

В нашем классе есть непосредственно учебная зона. Причем, кроме обычной маркировки по росту, школьная мебель имеет и другую: 1-Л, 1-П и т.д., что обозначает: стул от 1 парты левый или правый. Это автоматически закрепляет его на одном месте, а дети легче запоминают правую и левую стороны.

Игровая зона занимает ¼ часть класса, там находится половое покрытие, игрушки, настольные игры, кубики, пирамидки, игрушки на разные возрастные уровни, т.к. дети приходят разного уровня и разной степени развития. В игровой зоне можно полежать на полу молча или поболтать с одноклассниками, поиграть в машинки или построить забор из кубиков. Условие одно – оставлять после себя полный порядок, у каждой игрушки есть свое место.

В нашем классе много зелёных растений.  Это заслуга моя и родителей. Принимали участие в конкурсе «Самый уютный зеленый уголок», где заняли II место. Придумали и создали альбом с фотографиями, иллюстрирующие правила ухода за цветами и тексты.

Доверие и уважение детей и родителей к педагогу – необходимое условие успешной адаптации ребенка к школе. Объединение усилий родителей или лиц, их заменяющих, и учителя является обязательным условием успешного решения многих проблем. Необходимо найти подход, установить контакт с каждой семьей для выработки и соблюдения единых требований к ребенку. Родители помогают проводить различные классные мероприятия: экскурсии, праздники, чаепития.

Это, с одной стороны, помогает установить контакт ребенка и педагога (родители доверяют педагогу – ребенок следует их примеру), с другой стороны – родители видят взаимоотношения детей в классе и могут порекомендовать линию поведения в той или иной ситуации.

Я, как классный руководитель принимаю участие в общешкольных мероприятиях в качестве исполнителя ролей сказочных героев, тем самым привлекаю и детей к участию (происходит коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся, рядом со мной они чувствуют себя увереннее); перевожу наши отношения на другой уровень (не просто учитель, а старший друг, который может помочь в трудной ситуации).

Необходимо совершенствовать взаимоотношения между детьми и педагогом. Для этого:
  • Нужно быть честным с учащимися.
  • Необходимо следить за тем, чтобы твои слова не расходились с делом.
  • Никогда не оскорбляй ученика.
  • Всегда опирайся только на хорошие стороны личности.

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
3 Nike_Pashkov • 16:35, 24.10.2011
свидетельство №455/2011
avatar
2 Ckorpions • 23:48, 09.08.2011
Спасибо! Прекрасная работа.
avatar
1 Скалолаз • 08:04, 29.07.2011
Уважаемая Татьяна Викторовна! Большое Вам спасибо за интересный материал. Очень понравилась идея с "Волшебным зеркалом", но возникло несколько вопросов:1.Как вы поступали, если ребенок не получал добрых пожеланий от одноклассников? 2. Как часто на стенде менялась информация? 3. Были ли плохие пожелания детей друг к другу? 4. Если ребенок не умеет писать, мог ли он выразить свои чувства в рисунке или как-то по другому? Спасибо.