Виктор Краменко, 10.08.2011 11

Роль конкурсов в повышении педагогического мастерства учителя


Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.  Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремиться заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы профессионального мастерства помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.


Обсудить статью (уже 11 коммент.) Опубликовать свой материал
В. А. Краменко, преподаватель-организатор
основ безопасности жизнедеятельности,
краевое государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 3».

Хорош лишь тот учитель,
в котором еще не умер ученик.
Б. Тойшибеков

 

Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.  

Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта и принятие опыта других преподавателей ОБЖ послужили мотивом для участия в конкурсе профессионального мастерства.

Свой первый опыт участия в конкурсе профессионального мастерства я приобрел в 2009 году в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД»

Ознакомившись с Положением о проведении конкурса, я самостоятельно принял решение участвовать в данном конкурсе.

Факторы, которые повлияли на принятие данного решения являются:

  • желание приобретения определенного профессионального статуса;
  • желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим;
  • желание познакомиться с опытом работы преподавателей.

Конкурс собрал преподавателей, организаторов, преданных педагогическому делу, способных к профессиональному росту и самоотдаче, участников, которые не испугались публичной оценке своей деятельности и смогли заявить о себе.

Конкурс «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» проводился в несколько этапов, на каждом из которых участники демонстрировали свое профессиональное кредо: и в защите творческого проекта,  его публичном представлении, и в проведении открытого урока на базе другого учебного заведения с незнакомой ученической аудиторией, и в самоанализе проведенного открытого урока. Многообразие форм представления профессиональной деятельности на конкурсе дает возможность широкого спектра применения данных форм в дальнейшем развитии и совершенствовании профессионального мастерства. Мною приобретен опыт, который я могу применять в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства. Так в апреле 2010 года  принимал участие в Фестивале педагогических идей среди преподавателей общеобразовательных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, на котором выступил с докладом, передавая опыт, приобретенный в конкурсе «Лучший учитель ОБЖ»

В Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2009 года я не стал ни победителем, ни лауреатом конкурса. Был награжден дипломом в номинации «Педагогический поиск». И действительно на данном этапе своей профессиональной деятельности я повышал  профессионально-педагогическое мастерство, обучаясь на третьем курсе в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга.    

Участие в конкурсе  повлияло на развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

Противоречия между надеждами на победу и затруднениями в представлении своего опыта (которого на тот период не хватило для победы), недостаточность профессионально-педагогического мастерства, привели к необходимости использования возможностей конкурса для стимулирования мотивации саморазвития,  самообразования и профессионального роста. Конкурс послужил  средством повышения квалификации, развития творческих способностей.

Благодаря конкурсу я получил блестящую возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять  и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей ОБЖ.

В феврале 2010 года мною было повторно принято решение на участие в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2010 года.

Для этого я проанализировал и учел ошибки, недочеты, которые были допущены во время подготовки и участия в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2009 года.

При подготовке к конкурсу 2010 года провёл открытые уроки, направленные на развитие творческих способностей учащихся с применением инновационных технологий, мультимедийных средств обучения, в тесном  взаимодействии учащихся и педагогов, учитывая опыт, приобретенный во время участия в конкурсе 2009 года.

Приобретенный опыт участия в конкурсе 2009 года, сыгравший значительную  роль в повышении  педагогического мастерства, стремление реализовать и достичь поставленную цель, активная подготовка к конкурсу, а также организационно-методическая помощь, поддержка преподавателей, администрации учебного заведения, - все это в комплексе послужило тому, что я стал победителем Камчатского краевого конкурса «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2010 года и награжден дипломом в номинации «Патриотическое воспитание».

Считаю, что самый важный результат конкурса педагогического мастерства – это повышение качества образования, передача тех знаний, умений и навыков учащимся, которые помогут им в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, помогут стать достойными людьми, воспитать человека, гражданина, способного самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться.

Практическое применение умений и навыков, приобретенных в конкурсах, знания, полученные за период обучения в университете,  повлияли на положительную динамику качества образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Качество образования в 2009-2010 учебном году по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в Профессиональном училище № 3 по сравнению с предыдущим учебным годом повысилось на 2,1 процента.

Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияют на качество образования.

Следующим этапом повышения профессионального мастерства стал конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений в Камчатском крае в 2011 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», в котором я принял участие. В данном конкурсе я не стал победителем, оценена моя профессиональная деятельность, которая на данном этапе недостаточна для победы. Конкурс создал благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста.

В заключении можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников  и их саморазвитие. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.

Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества учителей. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта.

А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [1, с. 51].

Литература

1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А .Сластёнин, И .Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
2. Избранные афоризмы. В помощь преподавателю: брошюра / Краевое государственное образовательное учреждение ДОВ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров» - П-К, 2010. – 6 с.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
11 Nike_Pashkov • 23:30, 09.10.2011
Свидетельство №349/2011
[Материал]
avatar
9 viha • 14:31, 21.09.2011
Прошу опубликовать работу от моего имени
[Материал]
avatar
Сделано.
[Материал]
avatar
8 CatherineN • 11:56, 23.08.2011
Тема профессиональных конкурсов очень актуальна. Они помогают педагогам раскрыть себя, повысить свой профессионализм. Я согласна с автором статьи в том, что такие конкурсы должны проводиться. Хотелось бы, чтобы они были лишены нечестных колуарных игр.
[Материал]
avatar
7 Tayretari • 19:51, 20.08.2011
Абсолютно согласна с тем, что проведение конкурсов необходимо! Участвуя в них мы не позволяем себе стоять на месте.......движемся, передавая опыт из своей копилки, совершенствуемся, принимая комментарии и критику в свой адрес! А вторые места (полученные без подтасовки, честно) должны стать стимулом к более высокой ступени на педагогической лестнице!
[Материал]
avatar
6 ИринаКарасева • 09:44, 20.08.2011
К сожалению, "вечно вторые места" и "добровольно -принудительное" участие - это тоже есть((((( Но всё-таки конкурсы необходимы! Тут автор прав! Наверное, когда пытаешься комплексно осветить проблему конкурсов, надо писать и об "обратной стороне медали".
[Материал]
avatar
5 gjbtla • 17:24, 18.08.2011
Конкурсы это интересно, когда они проводятся честно. Сама принимала участие в двух конкурсах, выходила в финалы, но вечные вторые места...... было очень видно, кого намечают в победители. А так , конечно, увлекательно!
[Материал]
avatar
4 Поляша • 19:44, 14.08.2011
Ирина, полностью согласна с Вами! На время участия в конкурсах мы отключаемся от своей непосредственной работы! Последнее время конкурсы везде и всюду, не слишком ли их много?
[Материал]
avatar
3 t336vs • 22:57, 13.08.2011
Необходимы, но участие должно быть добровольное. А у нас добровольно-принудительное:без конкурсов не аттестуешься.
[Материал]
avatar
2 ИринаКарасева • 15:27, 13.08.2011
Да, конкурсы помогают учителю совершенствоваться, профессионально расти, не застаиваться. Но любой конкурс выбивает из колеи - учителю приходится жертвовать на время учебным процессом. Это компенсируется потом благодаря росту учителя в результате самого конкурса. Однако если конкурсы в работе учителя становятся чуть ли не самоцелью, то это однозначно в ущерб детям, обучению, воспитанию((( Здесь необходимо найти и соблюдать золотую середину! :)
[Материал]
avatar
1 larisaivanovna1 • 13:39, 13.08.2011
Конкурсы, способствующие повышению уровня педагогического мастерства, бесспорно, необходимы. Учитель не должен погружаться в рутину повседневной работы. Согласна с автором.
[Материал]