Инновационные педагогические технологии на уроках информатики и ИКТ. Система инновационной оценки «Портфолио»


Группа педагогов Школы, во главе с учителем информатики - Дегтяревой Ириной Юрьевной,  внедряют систему портфолио старшеклассников в рамках опытно-экспериментальной работы, тема которой "Создание модели единой информационной среды как средства проявления и учета индивидуальных достижений учащихся выпускных классов Школы”.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Довгополюк Светлана Викторовна
учитель информатики и ИКТ
ГОУ СОШ №229 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга

Инновация – нововведение, предназначенное для решения актуальной проблемы, (направленное на оптимизацию учебного процесса, повышение качества образования, организацию благоприятных условий усвоения материала). Группа педагогов Школы, во главе с учителем информатики - Дегтяревой Ириной Юрьевной,  внедряют систему портфолио старшеклассников в рамках опытно-экспериментальной работы, тема которой "Создание модели единой информационной среды как средства проявления и учета индивидуальных достижений учащихся выпускных классов Школы”.

Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности. Портфолио учащегося отражает самооценку, самоанализ, перспективу дальнейшей деятельности учащегося, социальную практику, т.е. обеспечивает создание условий для осознанного выбора образовательной траектории.

Основными типами портфолио являются:
  •     портфолио документов (достижений) – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
  •     портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Данная модель предполагает качественную оценку.
  •     портфолио отзывов включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования. Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профессионального направления.
  •     комплексное портфолио конструируется на основе предложенных вариантов портфолио.
Педагоги и учащиеся предпочли работать над созданием комплексного портфолио, поскольку оно даёт наиболее полное представление о его владельце и включает в себя как официальные документы, так и творческие работы.

Процесс формирования портфолио условно можно разбить на два этапа:
1.    технический (выбор средств для создания портфолио);
2.    содержательный (информационное наполнение портфолио).

Большинство умений и навыков, необходимых для создания портфолио, вырабатываются на уроках информатики и ИКТ согласно образовательному стандарту по «Информатике и информационно-коммуникационным технологиям».

Необходимые умения и навыки для информационного наполнения портфолио.
Кроме технических умений, необходимых для подготовки информации к её публикации в портфолио, важным моментом является умение учащегося работать с информацией:

•    знать о существовании доступных источников информации и уметь ими пользоваться: применять современные средства получения, хранения, преобразования информации (собирать необходимую для  решения поставленных задач информацию, анализировать её, обобщать факты, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их) и др.
•    уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.


Необходимые умения и навыки для «технического» воплощения портфолио.
Учащиеся должны уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах.
 
 
Microsoft Word.
Работать с текстовыми редакторами учащиеся начинают с 3-го класса. С 5 по 11 изучают разнообразные возможности ТР Microsoft Word (способы редактирования, форматирования текста, вставка в документ различных объектов).

Графические редакторы.
С возможностями графических редакторов учащиеся знакомятся во 2-5 классах на примере ГР Paint и др. редакторов, предложенных ЦОР для учащихся начальных классов.

В 8-11 классах на уроках информатики изучаются Adobe Photoshop частично (в большем объеме в рамках дополнительных занятий, элективных курсов и пр.), MS Picture Manager и др. редакторы, дающие возможность обработать графические изображения.

Интернет.
Возможности Интернет изучаются в рамках темы «Телекоммуникационные технологии» в 9-11 классах.

*- изучение тем, отмеченных *, возможно в рамках дополнительных занятий, консультаций, элективных курсов и пр.

Microsoft Power Point.
Изучение этой программы в Школе начинается с 5-го класса. В результате обучения и согласно образовательным стандартам учащиеся умеют:
1.    Проектировать презентаций (шаблоны оформления, изменение разметки слайда, вставка графических объектов, вставка таблиц, вставка диаграмм).
2.    Оформлять слайды. (Например, для портфолио – это  "официальные документы”, "самоотчет по успеваемости” и пр.).
3.    Форматировать слайды (изменение цветовой схемы, изменение образца слайдов, добавление колонтитулов слайда, изменение фона слайда).
4.    Настройка времени показа и анимационных эффектов (настройка скорости и звукового сопровождения перехода, добавление анимационных эффектов).
5.    Добавление в слайд звуковых файлов (запись звуковых файлов, добавление звуковых файлов).
6.    Различные способы сохранения презентаций(*.ppt, *.pps, *.mhtml).

Основы Web-дизайна.
Эта тема учащимися изучается в 9 и 11 классе в рамках темы «Телекоммуникационные технологии». В результате обучения и согласно образовательным стандартам учащиеся знают язык разметки гипертекста HTML в следующем объеме:

o    форматирование текста;
o    оформление списков;
o    гиперссылки;
o    вставка объектов в документ HTML;
o    фреймы;
o    таблицы.

Изучение данных тем позволяет учащимся формировать портфолио в электронном виде.

Портфолио, разработанное учащимися 11э класса под руководством Дегтяревой И.Ю., позволяет сделать шаг вперед в плане оперативного редактирования и тиражирования материалов, собранных учащимися Школы. Оно представляет собой единый веб-ресурс, на котором есть возможность собрать и связать между собой результаты творческих и проектных работ всех учащихся 5-11 классов Школы. Вот как оно выглядит:

1.    Общая структура Портфолио представляет собой веб-страницу, разработанную коллективно.
2.    Каждый учащийся, создавая презентацию о себе, может разместить её на данном веб-ресурсе.
3.    Вот примеры таких презентаций, оформленных в едином стиле нашего Портфолио.
a.    информация о себе
b.    информация о своих планах на будущее
c.    результаты учебной деятельности
d.    участие в конкурсах и творческие работы
e.    достижения (грамоты и дипломы)
f.    участие в научно-исследовательской работе и её результаты
содержательная компонента вариативна


Проблемы, возникающие при работе с Портфолио:

1.    Сбор информации. Учащиеся не все и не всегда выражают желание участвовать в проектах или демонстрировать те или иные достижения, по различным причинам.
Решение:
Работа классного руководителя (помощь в сборе и отборе информации), индивидуализация работы, конфиденциальность предоставленной информации.
Консультации учителей информатики по техническим вопросам. Предоставление доступа к ресурсам Интернет.

2.    Размещение. Проблема конфиденциальности.  Мы разместили в локальной сети Школы. Но есть информация, которая храниться у ребенка, у классного руководителя…


В Школе проводится работа  и над  созданием Портфолио учителя, в котором представлены результаты педагогической, научно-методической и  внеурочной деятельности, а также учебно-материальная база.


1.    Размещение. В Интернете (сокращенная версия) и в локальной сети (более полная версия).

2.    Структура Портфолио.

В Интернете.
1.    Общие сведения об учителях МО МИФ(ФИО, год рождения, образование, стаж, повышение квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма, копии документов (в разработке)).
2.    Педагогические технологии на уроках МИФ.
3.    Материалы для контроля ЗУН.
4.    Наши достижения.
5.    Тематические планирования с указанием тем, при изучении которых используются ИКТ.
6.    Полезные ссылки.

+В локальной сети.
7.    Внеурочные разработки учащихся по предметам.
8.    Межпредметные разработки.
9.    Банк олимпиадных задач.

Список используемой литературы:

1. Гаянова Назиля Накиповна, «Создание портфолио учащегося с помощью программы Microsoft PowerPoint».


 

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: