Кластер как метод профилактики негативного влияния телевидения на ценностные ориентации младших школьников


Статья содержит материал для возможной организации профилактики негативного влияния тедлевидения на ценностных ориентаций младших школьников.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Локшина Анастасия Владимировна
педагог- психолог, магистр педагогики
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 44


Школьник XXI века находится в постоянном контакте со средствами массовой информации (СМИ). Телевидение, радио, газеты, Интернет в своей совокупности составляют мощное информационное поле, в которое погружен современный человек.  Только в воздействие телевидения неоднозначно: с одной стороны, оно освещает важные новости, помогает отдыхать и даже  осваивать школьную программу. Телевидение не столько дает познавательной информации, не столько обогащает духовный мир школьника, сколько формирует покупательский спрос, предпочтения, ориентируясь на запросы рекламодателей.

В силу своих возрастных и личностных особенностей, младшие школьники склонны к подражанию и берут пример с отрицательных  образов телевидения, что негативно влияет на ценностные ориентации. В свою очередь, родители и учителя должны научиться проводить профилактическую работу, направленную на формирование  ценностей детей.  

Дадим определение понятиям «ценность» и «ценностные ориентации». Категория « ценность » имеет множество дефиниций, в связи с широтой ее применения – это области философии, педагогики, психологии.

Отечественные исследователи, работающие в рамках аксиологического подхода, вкладывают  различный смысл в понятие ценности. В. А. Василенко понимает под ценностями значимость предметов, средство удовлетворения потребностей человека, и И.С.Нарский интерпретирует ценности как идеалы, высшие цели личности[2].

С категорией «ценность» тесно связана категория «ценностные ориентации». С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентации — это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [1, 63].

Рассмотрим, в чем заключается противоречие позитивного и негативного влияния телевидения на детей. Итак, телевидение может одновременно просвещать, давая нужную полезную информацию, духовно обогащать и  дезориентировать, навязывая агрессивный и эгоистичный стиль жизни, опустошать духовный и эмоциональный мир школьника. Это, безусловно, опасности социального характера. Школа и семья должны научить будущего гражданина понимать сущность опасности, уметь обеспечивать его безопасности жизнедеятельности.

Воспитательный процесс очень сложенный, многофакторный, многовекторный, с непредсказуемыми результатами. Современный процесс предусматривает субъект - субъектные отношения. В качестве субъектов выступают отдельные субъекты: ученик и учитель. Однако в процессе воспитания играют немаловажную роль родители учащихся, которые редко включаются во взаимодействие с учащимися и учителем.

Для того чтобы эффективнее  построить воспитательный процесс, необходимо объединить их вместе. Поэтому важно искать пути, формы, методы взаимодействия.

В современной педагогике начали уделять большое внимание такому способу взаимодействия, как кластерное.

Кластер (сlustег) - практикоориентированная деятельность творческих мастерских, тренинговых групп, лабораторий и т.п., специально организованных для создания продукта или услуги,  которые окажутся значимыми для целевой аудитории [3].

Кластер является одним из видов обобщающего обучения. Обобщающее обучение строится на индуктивной модели обучения. Данный тип обучения может быть ориентирован  на приобретение знаний и умений через исследовательскую и творческую активность[3]. Эта деятельность характеризуется тремя признаками:
1.    Персонализация темы или проблемы – учащиеся занимаются чем-либо, потому что они хотят делать именно это.

2.    Методы исследования или творческого производства, которые используют учащиеся, соответствуют способам, действиям практикующих профессионалов.
3.    Деятельность всегда нацелена на производство продукции или услуг и направлена на удовлетворение потребностей определенной группы людей.

Обогащающее обучение позволяет участникам данного процесса встречаться каждую неделю в определенное время, для создания своего продукта. Оно предполагает от 8до 10 часов в неделю. Обычно для обучения отводится начало учебного года, затем происходит перерыв на четыре, пять недель и во втором полугодии занятия возобновляются.

Преподаватели, как заинтересованные в этом процессе могут быть фасилитаторами, т. е. управлять процессом обучения. Помогают фасилитаторам волонтеры - профессионалы. Группа обучающихся может быть разновозрастная, единственное условие, что бы у участников был общий интерес к рассматриваемой проблеме.

Рассмотрев вышесказанное, мы предполагаем, что кластер можно перенести в воспитательный процесс, так как занятия проводятся регулярно во внеурочное время, участников объединяет общий интерес, в нашем случае, противостоять негативному  воздействию телевидения на ценностные ориентации учащихся, волонтерами-профессионалами могут быть заинтересованные родители учеников. В кластере мы можем организовать взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса с целью получения продукта. На этой основе мы решили создать кластер, цель которого: способствовать становлению нравственных  ценностей,  на основе просмотра кинофильмов, м/ф, анализа сказки, которая ляжет в основу создания театрализованных представлений.

Название кластера « Я, ценности, телевидение, театр».

Целевая аудитория- группа, состоящая из учащихся класса, учителя, желающих родителей.

Продукт - театрализованные представления, предназначенные для родителей и учащихся начальной школы. Основным содержанием спектаклей являются ценности, которые присваиваются участникам через механизмы идентификации и интериоризации.

Содержание занятий должно быть направлено:
•    на раскрытие знаний общечеловеческих ценностей;
•    на осознание ценностей скрытых в кинофильмах, м\ф, телепередачах;
•    на развитие способности объяснять поступки свои и героев кинофильмов;
•    на развитие эмоциональной сферы;
•    на развитие способностей применять знание общечеловеческих ценностей в деятельности, поведении.

Итог – театрализованное выступление перед не задействованными родителями и учениками других классов.

Список литературы:
1.    Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т.5. — № 5. — С.63-70.
2.    Василенко В. А. Ценности и оценка. — Киев, 1964.
3.    Рензулли Дж.С., Джентри М., Рейс С.М., Селюк Е.Ю. ОБОГАЩАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: Путеводитель по практикоориентированному, основанному на потребностях студентов обучению. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 236 с.
 


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: