Галкина Ольга Александровна, 03.02.2012 0

Психолого-педагогические основы развития операций логического мышления у детей младшего школьного возраста


Статья содержит материал о необходимости развития у младших школьников умения выделять главные (существенные )признаки.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Автор:
Галкина О.А.
ГБОУ СОШ №139 г. С-Пб.

Каждому учителю, для успешного развития логического мышления у младших школьников, необходимо знание особенностей становления мышления ребенка и психологическую природу этих процессов.

У ребенка 6- 10 лет интенсивно идет психологическое созревание основных мозговых структур. Это дает возможность эффективно воздействовать на его познавательную и личностную сферу. Исследования ряда психологов, доказали важность повышенной сензитивности этого возраста для развития внимания, памяти, пространственного воображения и мышления.

По мнению А.В. Петровского и других психологов, мышление младших школьников является преимущественно наглядно-образным, конкретным. Например, овладевая понятием "хищные звери" у маленького школьника всплывают представления, которые у него образовались в результате восприятий и наблюдений различных конкретных хищных зверей на картинках, фото, в кино и т. п. В процессе реконструкции и перестройки этих имеющихся у него представлений, ученик воссоздает в своем воображении образы отдельных зверей. Обобщенное же содержание понятия "хищные звери" еще представлено в элементарном виде. Это объясняется недостатком знаний у первоклассников. Учащиеся первых и вторых классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Обобщения выполняемые детьми на этой стадии, происходят под сильным давлением броских признаков предметов (к таким признакам относятся утилитарные и функциональные). Поэтому, в данном возрасте, необходимо формировать у детей логическое мышление.

По мнению А.З. Зака , одним из видов мышления, формирующегося в начальной школе, является словесно-логическое мышление, т.к. к концу обучения ребенка в младших классах идет развитие отвлеченного логического мышления. При этом, для выяснения отношений между предметами и явлениями окружающего мира, используются не сами конкретные предметы или их образы, а слова, которые лишь обозначают предметы. Из слов по правилам логики строятся суждения. Словесно- логическое мышление- это мышление отвлеченное, с помощью которого устанавливаются отношения не просто любых отдельных предметов, а некоторого определенного вида предметов к другому конкретному виду предметов.

Особое место в исследованиях, посвященных развитию логического мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров установили, что формирование понятий у детей проходит через три основные степени:

1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом. Эта ступень распадается на три этапа:

-выбор и объединение предметов наугад;
-выбор на основе пространственного расположения предметов;
-приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.

2. 0бразование понятий-комплексов на основе некоторых объективных
признаков.

Комплексы такого рода имеют четыре вида: ассоциативный, коллекционный, цепной, псевдо-понятие.

3. Образование настоящих понятий.

Здесь предполагаются умения ребенка выделить главные элементы, абстрагировать и интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат. Эта ступень включает следующие стадии:

-стадия потенциальных понятий, на которой ребенок выделяет группу
предметов по одному общему (главному) признаку;
-стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.

А.В. Петровский отмечает, что кроме этого на уроках в начальной школе при решении учебных задач, у детей в большей мере формируются такие приемы логического мышления как:

- анализ, связанный с выделением в объектах различных свойств и признаков, связей и т. п.;
-сравнение, связанное с выделением в предметах общего и различного;
-обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей
предметов и объединением их на основе общности существенных особенностей.
А.И. Петровский и А.А. Немов считают, что анализ всегда находится во взаимосвязи с синтезом, предполагающим объединение их в единое целое.

Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе сравнения, которое выступает важным средством познания на начальных этапах ознакомления с окружающим миром. Всякое сравнение двух или нескольких предметов, начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, Т.е. начинается с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, т.е. происходит выделение общих (главных) признаков и отличий, при сравнении между собой представителей млекопитающих разных отрядов, дети с помощью учителя выделяют общие признаки. Сравнение ведет к обобщению. У у младших школьников большая нагрузка падает на формирование приемов рассуждения и умозаключения. При правильно организованном обучении ученики регулярно ставятся в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения, то есть в этом периоде идет интенсивное развитие словесно-логического, отвлеченного мышления.
Большое значение уделяется формированию операций логического

мышления в младшем школьном возрасте. Так, по мнению А.В. Петровского, преобладание анализа или синтеза в мышлении школьника зависит от характера его учебной деятельности, то есть от установки ребенка при изучении данного материала. Однако в любом случае мышление ребенка осуществляется как аналитико-синтетическое. В процессе анализа ученик вскрывает и устанавливает отношение целого к составляющим его частям, в синтезе же им устанавливается отношение частей к предмету, как к более сложному целому.

Как показывают исследования ряда психологов (А.А. Немова, А.В. Петровского, Н.Н. Верзилина), мыслительный анализ младших школьников проходит два уровня. На первом уровне происходит выделение явных, наглядных, внешних признаков объекта. Более высокий уровень мыслительного анализа (анализ на основе понятий) связан с выделением внутренних, существенных признаков и свойств предмета или явления. Заметное развитие он приобретает к концу младшего школьного возраста.

НО основы умения анализировать и выделять основные (главные) признаки и свойства закладываются уже на первых этапах обучения в школе. Синтез и анализ протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на передний план. Преобладание анализа или синтеза в мышлении может быть обусловлено как характером материала и условиями задачи, так и умственным складом человека.

Формирование логического мышления тесно связано с умениями сравнения и обобщения. А.И. Немов утверждает, что сравнение- это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому. Сравнение бывает односторонним (неполным по одному признаку) и многосторонним (полным по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным.

Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. Для более глубокого и точного познания деятельности, особенно большое значение имеет такое качество мышления, как способность находить главные отличительные признаки в наиболее сходных предметах и общие - в различных.

А.В. Петровский отличает, что в ходе обобщения, в сравниваемых предметах в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства могут быть двух видов: общие как сходные признаки и общие как существенные (главные) признаки.

Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами; можно объединить в одну группу, в один класс общности цвета вишню, пион, вареного рака и т.д. Однако это сходство (общность) между ними еще никак не выражает действительно существенных свойств перечисленных предметов. В данном случае сходство основано на их чисто внешних, поверхностных, несущественных признаках. Обобщения, которые делаются на основе случайных сходных признаков изучаемых объектов, в результате неглубокого, поверхностного анализа этих объектов, не имеют большой ценности и постоянно приводят к ошибкам. Например. По несущественным признакам - по внешнему виду, форме тела и т. п., учащийся может сделать вывод, что кит - это рыба, паук - это насекомое, а летучая мышь - это птица.

Между тем, обобщение, основанное на поверхностном анализе чисто внешних свойств, например, кита, заставляет сделать глубоко ошибочный вывод о том, что кит - это не млекопитающие, а рыба. В данном случае, сравнение этих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, но не существенные (главные) признаки (внешний вид, рыбообразная форма тела). И наоборот, когда в результате анализа вычленяются общие свойства как существенные, становится ясно, что кит относится не к рыбам, а к млекопитающим. Следовательно, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее( сходное) свойство является существенным (главным) для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза.

А.В. Петровский считает, что переход к обобщению на основе более существенных (главных) признаков предметов является результатом накопления знаний у детей в процессе обучения. В высказываниях школьников первых и вторых классов о различных предметах на передний план выступают разнообразные действия самих предметов и действия по отношению к ним. К четвертому классу ребята уже могут опираться в обобщениях на признаки, отражающие внутренние существенные связи и отношения между предметами и явлениями действительности.

Формированию умений строить суждения и умозаключения также отводится большое внимание психологами. В.А. Крутецкий отмечает, что учащиеся первых и вторых классов, обосновывая правильность своих суждений, опираются не на логические доказательства, а на конкретные реально существующие факты или на известные им аналогичные примеры из прошлого опыта.

А.З. Зак показывает в своих исследованиях, что обоснованно доказывать положения школьники начинают в третьем и четвертом классе. Это связано с тем, что к четвертому классу увеличивается объем знаний ребенка, эти знания - становятся более систематичными. Учащиеся не только начинают понимать, что их суждения должны быть истинными, но и овладевают уже элементарным логическим анализом суждений.

О.Д.Дубовик включил в умение выделять главное следующие составляющие:
- умение формулировать вопросы и задания;

- умение отмечать основные положения, которые нужно знать близко к тексту;
- умение выделять основные смысловые опорные пункты;
- умение составлять план или тезисы.

Список используемой литературы :

1. Богословский В.В. Общая психология - М., 1981
2. Верзилин Н.Н. Общая методика преподавания биологии - М., 1983
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М., 1981
4. Выготский Л.С. Психология мышления - М., 1981
5. Дубовик О.С. Определение уровня сформированности умений у учащихся: диссертация-Ленинград,1989
6. Зак А.З. Развитие умственных способностей младшего школьника- М., 1965
7. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии- М.,1976
8. Немов А.И. Общая психология-М.,1990
9. Петровский А.В. Введение в психологию-М.,1998

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?