Волкова Наталья Владимировна, 12.03.2012 0

Роль системного подхода для повышения результативности


Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Развитие личности является приоритетной задачей образования, поэтому особое значение приобретает системный подход в обучении, особенно в биологии. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.
В соответствии с технологией системного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие «системы». При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие «биологическая система» – основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Уже при изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
Особенность системного подхода в школьном курсе биологии состоит в том, что материал 6-11 классов рассматривается как единый образовательный курс, что накладывает определенные требования и на содержание учебного материала, и на его методическое сопровождение. Учащимся среднего звена я объясняю понятие «система». Система (греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство (Философский словарь, под ред. И.Т. Фролова). Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).
Элементы системы – это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняет в данной системе определенную функцию. При этом каждый элемент системы является подсистемой. Биологическая система любого уровня организации - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Далее учащиеся знакомятся с отличительными особенностями живых систем. Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция. Развитие системного мышления учащихся – процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется в старших классах в курсе общей биологии, т. к. наиболее эффективно он применим при изучении понятия «Уровни организации жизни».
Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.
Системно-ориентационный подход к обучению предполагает определенные требования к содержанию учебного материала и его методическому построению.
В основе педагогической практики лежит закон умственного развития - от общего к частному.
В биологии системный подход является основой познания уровней организации жизни на планете Земля.
Частные понятия должны быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
Одним из основных процессов, происходящих в растениях, является «испарение». Для растения защита от жаркого солнца - охлаждение, за счет испарения влаги с поверхностных тканей листьев. Рассматривается процесс испарения, его значение, орган в котором происходит
процесс, ткань, участвующая в процессе, способ регулирования количества испаряющейся воды и т. д. Рассматриваются взаимосвязи строения клеток, тканей, органов в организме, самого организма и среды обитания.
Такой системный подход позволяет развивать у учащихся системное мышление.
Системный подход к планированию учебно-воспитательных задач урока
обеспечивает закрепление основных биологических понятий, формирует навыки и умение наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты.
Системный подход к учебному процессу привлекает учащихся к проблемам охраны природы, помогает раскрыть красоту и гармонию в природе.
У них формируется умение выделять главное в изучаемом материале, производить сравнение процессов и т. п.

Системный подход необходим в вопросах контроля знаний. Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека тесно связаны. Из класса в класс с повышением уровня знаний раскрываются биологические понятия и закономерности. Для контроля знаний могут быть предложены лабораторные работы, самостоятельные работы, различные отчеты.
В заключение можно отметить, что в биологии трудно переоценить значение системного подхода для повышения результативности учебного процесса. Без системного подхода изучение биологии, анализ и понимание огромного объема знаний был бы просто невозможен.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?