Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся


Доклад, который был подготовлен для выступления на РМО учителей начальных классов. Сопровождается красочной презентацией. Подойдет для обсуждения на методическом объединении или другом тематическом совещании. Материалы объединены в одну папку и заархивированы, доступны для скачивания с моего сайта.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Скородумова С.Л., учитель начальных классов МОУ лицея №2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

Школа как учреждение, призванное обучать и воспитывать детей и молодежь, существует сегодня в тяжелейших условиях. «Знаками беды» нашего сегодняшнего дня, по мнению психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, снижение престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры. В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких извечных нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.

В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, – в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребенка сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного. Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.

Начнем с того, что в педагогике совсем недавно на равных употреблялись три близких понятия: обучение, воспитание и образование. Как эти понятия определяются в словаре, обучение – это передача учащимся знаний и навыков; воспитание – формирование навыков поведения, принятых в определенном обществе. А вот по поводу образования в словаре говорится следующее: «обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением: медицинское, среднее, специальное и т.д.». Как видим, объяснение и прояснение смысла понятия требуется более всего последнему термину.

Чтобы разобраться в смысле слова «образование», поступим как филологи: вдумаемся и всмотримся в само слово, его корень – «образ», значит, образование – создание образа, как говорят психологи, образа «я». Где человеку найти образцы для формирования своего образа? В церковной педагогике ответ очень четкий: человек формируется «по образу и подобию Божию». А где черпать образцы, если их нет в жизни, особенно в наше безобразное время, когда вместо прекрасного образа Человека часто видишь очередную образину? Ответ очевиден: в Культуре, потому что Культура человечества – это и есть отобранные им же за века образцы эстетических и нравственных представлений человечества, отношений между людьми, норм и правил поведения человека. Одно из главных предназначений Культуры – в трансляции культурных и нравственных ценностей следующим поколениям. Значит, образование человек приобретает на путях вхождения в Культуру человечества и своего народа. А помочь ему в этом должна школа.

Именно школа вводит ребенка в мир Культуры. В школе детское любопытство перерастает в любознательность – одну из главных составляющих творческой личности. Именно школа должна удовлетворять и сохранять детскую потребность в игре и творчестве, вводя ребенка в мир Искусства и помогая освоиться в нем, быть не только потребителем, но и творцом. Именно школа может и должна запустить процесс образования каждой личности, сидящей за партой, чтобы потом этот процесс перешел в самообразование, продолжался всю жизнь. Ведь образование – это процесс становления человека Человеком, взращивание в себе родовых человеческих качеств (доброты, сострадания, честности, благородства и др.), это – духовная работа самого человека над собой, а школа как образовательный институт общества должна организовать этот труд ума и души ученика по восприятию (в себя принятию), освоению и присвоению (корень этих слов – «свой») общих для всех людей нравственных норм и правил.

Думая о путях и способах организации этого процесса в рамках всей школьной жизни ребенка, обучения его отдельным предметам, хотелось бы подчеркнуть прежде всего, что образование – это не заучивание кем-то сформулированных моральных заповедей (что мы «проходили» уже в своей советской жизни), а взращивание их в себе. И чтобы этот процесс «запустить», чтобы в итоге возникли нравственные убеждения человека, основанные на общечеловеческих нравственных ценностях, нужно, чтобы дети не только знали эти нравственные нормы, но и осмыслили их, убедились в их правильности и начали следовать им в своей жизни. В процесс этой деятельности, субъектом которой является сам ученик, и будет происходить духовно-нравственное развитие ребенка, которое и есть воспитание. Поэтому образование – это обучение и воспитание вместе взятые. Речь идет об образовании в широком смысле слова, как говорил о нем Л.Н.Толстой, – т.е. об «образовании обнимающем и воспитании», суть которого – «внимание к собственно человеческому в человеке – духовности, нравственности».

Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературы, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют задачам образования и воспитания человека, особенно если воспринимать этот школьный предмет как вид искусства, часть культуры. Во-первых, потому, что он знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому, что как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.

Вхождение ребенка в литературу, другими словами – в Культуру, Искусство начинается, или, во всяком случае, должно начинаться, в начальной школе на уроках «Литературного чтения». Конечно, в идеале все это происходит или должно происходить с самого момента рождения ребенка, в семье. Первые мелодии, которые слышит ребенок, – это колыбельные песни матери, первые произведения литературы – это сказки, рассказываемые бабушкой. Но так не всегда, к сожалению, бывает, особенно в наше время. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература, в деле воспитания и образования учащихся. Только это можно противопоставить тлетворному влиянию окружающей среды, ТВ, с развращающим влиянием которых за души детей очень трудно бороться.

Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом, поскольку неосознанное, художественно-игровое восприятие такого текста у дошкольников уже способно перерасти в художественно-аналитическое. Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.

Но просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт не «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Чем мы можем и должны помочь ученику, что нам надо знать и уметь, как жить самим, чтобы быть образцом для детей? Как работать с детьми на уроке, чтобы ученикам и потом, после школы, захотелось читать замечательные произведения русской и мировой литературы, воспитательный потенциал которых просто трудно переоценить, и читать, вбирая в себя нравственные и эстетические сокровища, понимая, что «чтение есть лучшее учение»?

Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения» является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Но как организовать этот процесс? Чем должны отличаться уроки литературного чтения от других предметов? Что изучают на этих уроках? Какова специфика учебной деятельности учащихся, как ее оценивать и как отслеживать литературное развитие учащихся?

«Урок литературы – это обретение детьми системы знаний, методов анализа и этических норм и правил как ориентиров в жизни», – утверждает современный философ и педагог В.А. Разумный.
Теперь самый главный вопрос для учителя – как организовать такую учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина? Каким должен быть сегодня урок «Литературного чтения», чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока началось его личностное вхождение в Культуру?

На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

  • думали над прочитанным;
  • сопереживали героям;
  • оценивали их поступки;
  • осмысливали их проблемы;
  • соотносили их жизнь со своей жизнью;
  • старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его учитель.
Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое», получает представления о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. А чтобы это происходило, на уроке литературного чтения ученики должны не просто читать художественные произведения. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

  • умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
  • сопереживать героям и автору;
  • понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.


Дидактические игры, как утверждают психологи, занимающиеся феноменом игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин и др.), вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит – очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, эмоций, памяти и др. Кроме того, игровая ситуация организует глубокое заинтересованное общение всех участников игры, способствует организации совместно-разделенной деятельности, где каждый участник знает свою «роль» и полностью отвечает за нее. В этом воспитательный смысл игры. В процессе игры, особенно ролевой, идет примеривание на себя иной социальной роли, что помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни», как сказали сами дети. Громадные возможности в этом смысле предоставляют уроки литературы, особенно если игра ролевая, и ученики «исполняют» предлагаемые им роли.

Также интересно будет, если повторение знаний теоретико-литературных знаний или текста произведения проводится, например, в виде игры «Покорение высоты»: к доске вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске.

Но, конечно, самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую. Актеры, те, кто играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя» и даже «усиление себя», как говорят представители очень перспективного направления современной трансперсональной психологии (К. и Н.Роджерс). У каждого человека, утверждают они, есть «внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству. Дети естественным образом любопытны и творчески… Они учатся в процессе творчества и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя». Очень важны сегодня следующие мысли ученых: «Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. Перекрыть этот процесс – значит вызвать болезнь как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом. …Порой очень рано наша творческость может заглушаться родителями, учителями, братьями и сестрами… беспощадной критикой того, что мы делаем». Вот почему организация в школе творческих дел, присутствие творчества на уроках – необходимое, особенно сегодня, направление педагогической деятельности. Нельзя забывать, что именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.

Трудно «замерить» результаты нравственного развития учащихся, да еще в таком возрасте. Но трудности в замерах не означают, что нам, педагогам, этим не надо заниматься. Надо помнить, что нравственные убеждения, которые психологи считают главным результатом нравственного воспитания, складываются у человека в мировоззренческую систему в юности. Но формирование нравственных представлений ребенка начинается в детстве. Система нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно переубедить, разубедить в том, в чем он, казалось, был уверен.

Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека. Как отслеживать этот внутренний процесс педагогу? Учитель имеет интуитивные представления о нравственном уровне своих учеников, и они по большей части соответствуют действительности, ведь учитель начальной школы очень близок и открыт детям – общаясь с ними, он сохраняет и культивирует в себе детскость и творческость, без чего нельзя работать с детьми этого возраста. И, самое главное, он видит учеников своих не только на уроках, а ведь поведение ребенка, его поступки, их мотивы, если учитель их наблюдает и анализирует, говорят педагогу об уровне нравственной убежденности, дефектах нравственного воспитания и нравственных представлениях учащихся.

Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы, а в нашем случае – «Литературного чтения» должен организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя на уроках «Литературного чтения» была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, – это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем.

Литература:
1. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. О начальном обучении. М., 1999.
3. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. М., 2003.
4. Российское образование в ХХI веке: новые рубежи. М., 2001.
5. Толстой Л.Н. Антология гуманной психологии. М., 1997.
6. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. М., 1993.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: