Совместное творчество учителя и учащихся на уроках и во внеурочной работе


Сегодня нам, учителям, предоставлена возможность творческого поиска, поиска в вопросе обучения. А что же имеется в начальной школе? Какие возможности для поиска нового применены к ней? А все ли мы, учителя начальной школы, делаем для определения и развития детей?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Сегодня нам, учителям, предоставлена возможность творческого поиска, поиска в вопросе обучения. А что же имеется в начальной школе? Какие возможности для поиска нового применены к ней? А все ли мы, учителя начальной школы, делаем для определения и развития детей? Почему, к примеру, число отличников резко снижается в среднем звене и практически исчезает в старших классах? Что, нет талантливых детей или, может быть, мы своим преподаванием настолько «усредняем» процесс обучения, что после окончания школы из ее стен в лучшем случае выходят один–два медалиста? Почему не раскрываются способности детей в 6–9 лет? Не буду останавливаться на причинах. Но задумываясь постоянно над этими вопросами, неоднократно обращаюсь к мысли Сухомлинского, что задача школы заключается в том, чтобы научить детей наблюдать, думать и передавать мысль словом.

Внимание к тому, что в нас происходит, действие ума над самим собой, над своим опытом возможно при одном условии, что над нами действительно что-то происходит, и мы осознаем происходящее как нечто значительное, важное. Пережив движение чувства и мысли, можно говорить о их динамике. Пережив однажды состояние открытия, учителям и ученикам трудно продолжать находиться в русле традиционного урока.

Готовясь к конкурсу педагогического мастерства, я решила провести нетрадиционный урок и назвала его урок–панорама. Весь класс был разбит на 4 творческие группы, каждая из которых занималась отдельным предметом: 1 группа – русским языком, 2 группа – математикой, 3 группа – литературой, 4 группа – природоведением. Но тема урока была одна - по истории Санкт-Петербурга «Путешествие к Зимнему дворцу». Было страшно. Никто до сих пор, ни я, ни дети, таким образом не работали. Но результат превзошел самые смелые мои ожидания.

М. П. Лобанова неоднократно делилась своим опытом проведения мастерских. В одной мастерской я принимала участие. Мы, взрослые люди, включились в игру, спорили, отстаивали свою точку зрения, а Марина Петровна стояла в стороне и лишь дирижировала этим действом. И тогда я подумала: «А почему бы и нет?!»

Педагогическая мастерская – это живое развивающееся явление в Санкт-Петербурге. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией.

Здесь все: и «совместное думанье» и обучение в диалоге. Я поняла, что мастерская – это всегда радость, удивление, вера в возможность открытия, надежда на успех, помощь друзей. Это особое состояние соединенности друг с другом.

Дети :

  • Забываешь, что ты на уроке;
  • Не замечаешь, как летит время;
  • Интересно работать;
  • Можно фантазировать;
  • Приятно помогать друзьям;
  • Очень весело;
  • Много неожиданного.

Я:

  • Невозможно оттащить детей друг от друга;
  • Отпадает функция принуждения;
  • Нестандартный подход;
  • Обнаруживаются недостаточные коммуникативные умения;
  • Учащиеся более раскованы и свободны;
  • Открывает у учащихся не предполагаемые ранее способности.

Принципы эмпатического слушания, который лежит в основе мастерской, предполагает, что мы слушаем, чтобы понять другого человека и посмотреть на вещи с его позиции. Именно этот принцип оказывается самым сложным для реализации в поведении учителя, особенно начальных классов, к сожалению, стереотипы педагогического сознания крепко держат нас в плену традиционных представлений о главенствующей роли учителя, а мастерская – это процесс взаимообучения не только учащихся. Чему ученики могут научить учителя? Они учат нас творчеству, они удивляют нас своей способностью к передаче творческого духа. Здесь преуспевают дети. Они, например, с легкостью отрываются от столь привычного для урока ориентира, как соответствие замыслу учителя, угадывание его желаний, высказывание ожидаемых им ответов.

Практически на каждом уроке стараюсь применить нетрадиционный подход к методике обучения. Литература – после изучения творчества русских поэтов дети сами пишут стихи об осени. Проводим конкурс стихов (прочитать). Пишем сказки, издаем книги. На таких уроках ребята занимаются особенно увлеченно. Им явно по душе фантазировать, придумывать свои варианты по той или иной теме, на том или ином уроке. Ведь что греха таить, мы – взрослые, родители, учителя – порой просто отмахиваемся от фантазий и выдумок детей, не можем понять их мысли и логику. На уроках постоянно поощряю фантазию и выдумку, творчество и индивидуальность.

Именно на таких уроках открыла себя как поэтессу моя ученица Дячук Маруся, и может быть вскоре мы увидим изданную книгу ее стихов.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: