Осокина Екатерина Анатольевна, 27.03.2012 0

Значение артистизма в профессиональной деятельности учителя музыки


Урок музыки как урок искусства совершенно особенный, организация и проведение которого основывается не только на педагогических, но и на художественных закономерностях. Здесь, наряду с учащимися и педагогом, особым субъектом общения выступает музыка. Смысл и специфика художественно–педагогического общения на уроках музыки, по мнению В.В. Медушевсвкого, заключаются в постижении художественного «я» музыкального произведения, в установлении с ним духовно–личностного контакта, диалога.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Осокина Екатерина Анатольевна
учитель музыки МБОУ "СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Мегион


Организация такого общения, необходимых и целесообразных на уроках музыки коммуникативных связей, прежде всего, зависит от учителя, его личностных и профессиональных качеств – среди них особое место занимает артистизм.

Сегодня в педагогике уже не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим учителю любой специальности. Но в особой мере он находит отражение в деятельности преподавателя искусства, музыки. «В наши дни, - подчёркивает О.А. Апраксина, учитель–урокодатель должен полностью уступить место учителю-новатору, действующему не формально, а творчески целенаправленно». В музыкально-педагогической литературе довольно часто подчёркивается значение артистизма в профессиональной деятельности учителя музыки, однако, сущность самого понятия «артистизм» при этом остаётся до конца не раскрытой. Артистизм – это такая способность, которая интегрирует в своём содержании эмоционально–экспрессивные, художественно–интеллектуальные и художественно–операциональные стороны художественно–коммуникативной деятельности и придаёт ей ярко выраженный эмоционально–эстетический характер. Другими словами, артистизм учителя музыки - это его способность вызывать у школьников аффективно–эстетические переживания заданного качества, приводящие к более глубокому восприятию и усвоению
музыкального материала.

Артистическое начало выступает важнейшей качественной характеристикой музыкально–исполнительской деятельности, в опосредованном виде данная способность пронизывает все аспекты художественно–педагогического творчества учителя музыки отражает в нём диалектическое сочетание «объективного» и «субъективного», «рационально–логического» и «художественного». Структуру артистизма как профессионально значимого качества педагога – музыканта составляют следующие взаимосвязанные между собой компоненты:
1) психофизический;
2) эмоционально–эстетический
3) художественно–логический.

В определённом отношении артистизм учителя музыки близок артистизму актёра. Это происходит, например, когда он выступает в роли исполнителя. В других случаях, его артистизм играет более опосредованную роль, возбуждая в детях психо–эстетическую потенцию, направленную на слушание музыки в грамзаписи, собственное исполнение музыки. Богатый внутренний мир личности педагога – это и искусство самовыражения, и способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Учителю музыки как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, умений учащихся.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.