Идея-проект "Катарсис в школе"


В современной российской школе большое внимание уделяется физическому воспитанию школьника, здоровьесберегающим технологиям. Но не менее важным аспектом школы является психическое и духовное здоровье ученика. Травмированному, физически или психически, ребенку одинаково тяжело усваивать информацию, понимать урок.


Обсудить статью (уже 4 коммент.)
Опубликовать свой материал

Народы России пережили непростые советские времена: войны, лишения, голод, террор, репрессии. Все это отпечаталось в душах и сознании людей: страх, обиды, стыд, чувство вины, душевная боль, неверие в себя, подозрительность, недоверие людей друг к другу, недоверие к властным структурам. Души людей деформировались. И, казалось бы, после отказа от советских бесценностных идеалов очиститься бы российскому человеку, успокоиться, прийти в себя. Но, как водится на Руси, из огня да в полымя. Как оказалось, что не железный занавес отделял нас от Запада, а легкая занавесочка, похожая на ту, что в общем бараке отделяла супружеское ложе от глаз посторонних. И эту занавесочку легко сдернули. И отнюдь не в Петровское окно, а в оголенные раскрытые границы хлынули к нам порнография, разврат, наркотики, терроризм и все под соусом демократии и свобод. Пока народ хлебал эту свободу, те, присосавшиеся еще с советских времен к очередной раз грабили народ, и то был рэкет на кормушкам, в государственном уровне. И в «низах» рэкетирствовали: отжимали квартиры, обкладывали данью бабушек, торгующих укропом. Преступность захлестнула страну. И опять все это отпечатывалось на психике человека, ранило души людей. Вот почему на бытовом и межличностном уровне мы сегодня часто характеризуем друг друга понятиями: адекватен-неадекватен.

Современный ребенок несет на генетическом уровне отпечатанные ужасы пережитого предками плюс пресловутую информационность современного общества, семейные проблемы. И, идя в школу, дети несут с собой отнюдь не только ранцы. Пьянство отца, ссоры родителей, болезни близких, свои детские проблемы — тревожность детей зашкаливает. Такой ребенок не готов усваивать урок, до него трудно достучаться, между учителем и ребенком зачастую нет контакта.

И только катарсис поможет нам в налаживании этого контакта. Что же это такое?

В переводе с греческого, слово "катарсис" переводится как очищение, возвышение, оздоровление. В современных словарях понятие катарсис имеет более полутора тысяч различных толкований. Вот некоторые.

  • Толковый словарь Ефремовой. 1.Душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания при просмотре им трагедии (по терминологии Аристотеля). 2. перен. Нравственное очищение, испытываемое человеком в процессе сопереживания и сострадания.
  • Философский словарь. (от греч. katharsis — очищение) — категория эстетики, раскрывающая один из существенных моментов эстетического, именно, — высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека. Возникла еще в антич. культуре. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т.п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой (т.н. этическая функция музыки — воздействие на «этос» — характер, эмоциональный настрой, образ поведения и т.п. — человека) Существовала легенда, что Пифагору удавалось с помощью музыки «очищать» людей не только от душевных, но и от телесных недугов. Авторы антич. «Риторик» полагали, что катарсическим воздействием обладает и искусство слова. Платон не связывал К. с искусствами, понимая его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей.
  • Психологическая энциклопедия. Катарсис — очищение, термин, используемый в эстетике, в психологии искусств, психоанализе. Аристотель в «Поэтике» ввел сам термин катарсис в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания. Л.С. Выготский в «Психологии искусства» (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия катарсиса к разным видам искусства: «никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому катарсису, т.е. к сложному превращению чувств»…

Фрагменты Катарсисной технологии

В современной российской школе широко используются отдельные элементы катарсиса. Это игровые ситуации, ситуации успеха, музыкальное сопровождение самостоятельных работ детей на уроках. Это и слайдовые композиции, позволяющие обозначить тему урока и погрузить ребенка в нее; опытные учителя литературы способны передать драматургию произведения так, что и современный ребенок заплачет. Но это всего лишь элементы, и, как показывает практика, они большой погоды не делают. Необходимо разработать и внедрить в школу единую, покрывающую все школьное пространство и время Катарсисную технологию.

И хотя в этой статье не ставится всеохватывающая задача по разработке этой программы, приведу отдельные фрагменты Катарсисной технологии.

Одной из проблем современной школы является то, что в процессе познания используются практически одни органы восприятия: зрение, слух. Необходимо задействовать и другие органы чувств: обоняние, осязание, вкус.

Грамотная, правильная ароматизация школьного пространства приведет к сцеплению ассоциаций ребенка. Например, аромат свежескошенного сена (он должен быть ненавязчивым, слегка уловимым, чтобы, упаси Бог, не вызвать аллергию), не оставит никого равнодушным, память всколыхнет радостные чувства, вспомнится лето, деревня, бабушка с дедушкой.

Сидящий в углу кабинета первоклашек плюшевый (потрогай!) мишка по имени Добрыня поднимет всем настроение.

Пора вернуться к правильной цветовой гамме оформления школьного пространства, — зеленой. И здесь большое поле деятельности для психологов. Они должны выработать рекомендации по оформлению фойе-прихожей школы, коридоров, классных комнат.

Эмоциональный настрой на рабочий лад может создать музыка, которую ученики будут слышать, входя в школу (в некоторых школах это уже делается). И здесь должны использоваться только шедевры музыкальной культуры. Одно из важнейших требований — это безукоризненное качество звучания музыкальных записей. Необходимо подобрать музыку, которая бы успокаивала или, наоборот, взбадривала ученика (это актуально для нашего региона с низким давящим небом) и настраивала его на деловой, рабочий лад. Все это необходимого делать осторожно, помня основной принцип: Не навреди!

На родительских собраниях также необходимо использовать Катарсисную технологию. Нужно заказать психологам и кинематографистам небольшие (5-7 мин) фильмы-ролики (по принципу киножурналов советских лет) об актуальных проблемах школы, детей, в которых бы отображались практические рекомендации родителям в воспитании детей, в разрешении той или иной проблемы. Такой мини-фильм можно показать на родительском собрании. Таким образом, постепенно будет оздоравливаться весь социум.

Катарсисная технология, а впоследующем — Катарсисная Школа, позволит создать позитивный образ самой школы и учителя. Детям будет хотеться в школу, им будет здесь легко и весело, они легко и весело будут усваивать уроки.

Дорожная карта

К созданию Катарсисной Школы должны идти осторожно, внедрять и использовать только то, что однозначно и неоспоримо. Здесь неуместны психологические эксперименты. По крупицам необходимо собрать весь позитивный опыт российской-советской-российской школы; внедрить все новое — однозначно возвышающее ребенка и самого учителя. Учителю необходимо повернуться лицом к ребенку, общаться с ним не на бегу, а обстоятельно, в обстановке, располагающей к этому. Тогда как сейчас мы все больше обслуживаем свои амбиции: выиграть конкурс, аттестоваться, заработать бонусы и т.д., то есть обслуживаем сами себя, а ученики всего лишь инструмент в достижении наших целей.

Вначале уместно объявить катарсисную декаду (декада психологов и методистов), это может быть предпоследняя неделя четверти, когда все же наблюдается некое движение ученика навстречу учителю (это будет благодатный момент): создать всеобщую для школы ситуацию успеха (не ставить двоек, а кому-то троек и четверок, быть предельно доброжелательным, не повышать голос и т.д.)  Предвижу реакцию: да мы так и делаем. Но здесь один и очень важный штрих: ассоциативно успех зафиксировать ароматом. И то будет аромат успеха каждого в отдельности ученика. А в начале следующей четверти этот же аромат настроит ученика на новые успехи.

К разработке Катарсисной технологии должны подключиться опытные психологи, методисты высокого уровня, педагоги высшей квалификации.

И еще: все существующие современные школьные технологии и методики будут легко накладываться на Катарсисную технологию, дополнять и усиливать друг друга.

Разработанная, спланированная и управляемая ответственным человеком Катарсисная технология может быть успешной при условии (как, впрочем, и все проекты):

  1. Выполняется всем коллективом.
  2. Будут задействованы все доступные ресурсы.

Следует систематически проводить педагогический анализ результатов использования Катарсисной технологии: наблюдение за реакцией учащихся, анкеты и опросники, беседы с учениками и их родителями.

Перед внедрением в школьный процесс Катарсисной технологии психологам необходимо будет сделать все замеры, чтобы в дальнейшем проводить мониторинг. 

Об авторе: Салохидинова Лидия Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 г. Сургута.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
4 кошкадын • 21:24, 16.01.2015
Идея, бесспорно, интересная, если не учитывать то, что нельзя поставить катарсис на поток. Это настолько тонкое, личностное ощущение, может быть, даже не всегда осознаваемое человеком, что как бы мы ни наполнили школу ароматом и волшебной музыкой, душа может отозваться совсем не на это, а может и не отозваться ни на что. В явлении катарсиса нет ничего "однозначного и неоспоримого". И очень страшно звучит понятие "Катарсисная технология". Правда, страшно.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 Inna-VK81 • 10:30, 07.01.2015
По-моему, описанные в статье приёмы, это приёмы оптимизации психоэмоционального состояния, а не элементы "катарсисной технологии".
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 l@l@ • 04:38, 07.01.2015
Cогласна с мнением Екатерины Пашковой. Приводимые в статье методические приёмы могут быть интересны сами по себе, однако говорить о целостной технологии здесь нет оснований. А говорить о катарсисной технологии в школе считаю недопустимым. В моём представлении как выпускницы филологического факультета катарсис - это очищение через сильное эмоциональное потрясение. В словарных статьях, которые приводит автор, даётся такое же толкование. И вот, нарисовав образ ребёнка, тревожность которого зашкаливает, нам предлагают подвергать его неким сильным потрясениям? По-моему, автор статьи неудачно выбрала термин для своей новации. И ещё практический вопрос: о каких замерах речь? Что замерять? Уровень тревожности? Духовное здоровье? Каким образом?
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 22:54, 06.01.2015
Лидия Петровна, некоторые Ваши идеи мне показались интересными, но я не могу их рассмотреть как элементы "катарсисной технологии", поскольку они, скажем так, успешно и логично внедряются в рамках других технологий, но и просто не связаны с понятием катарсиса. Вы же пишете, что дети наследники тяжелого прошлого, дети и взрослые испытывают массу негативных чувств, то есть действительно как бы нужен катарсис, такое очищающее переживание, но причем здесь цвет стен в школьном кабинете и запах скошенного сена на уроке литературы? Никак не могу связать это с катарсисом. И само выражение "катарсисная технология" пугает, по-моему, это два слова, которые не должны стоять вместе.