Использование технологической системы обучения русскому языку Ю.А.Поташкиной как средство интеллектуального развития учащихся

Использование технологической системы обучения русскому языку Ю.А.Поташкиной как средство интеллектуального развития учащихся


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Даже среди абитуриентов филологических факультетов, не говоря уж о рядовых школьниках, редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. И это притом, что изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя-словесника неизменно провозглашается воспитание любви к родному слову.
Однако на деле необходимость изучения строя языка, которым уже владеешь, для школьника неочевидна. А жесткие, не сравнимые ни с какими другими школьными предметами, нормы оценивания лишают допустившего одну-единственную ошибку на трех-четырех страницах текста возможности получить высший балл. Все это сводит обоюдные усилия учеников и учителей к одной цели – писать грамотно. именно по количеству ошибок, по умению упомнить, вовремя распознать и безопасно миновать все «кованые», «жеваные» и причастные обороты с дополнительным обстоятельственным значением» оцениваются успехи и работа педагога.
Надежды последнего времени, которые возлагались на технологии, принадлежащие так называемой концепции развивающего обучения, теперь под угрозой из-за раздающихся с разных сторон сомнений в их эффективности. Представляется, однако, что разочарование преждевременно и потому, что обучение родному языку, как, впрочем, и любому другому предмету в школе, просто обязано быть развивающим, и потому, что в НМЦ «Словесник» при Воронежском государственном педуниверситете именно в русле концепции развивающего обучения создана нестандартная технология обучения русскому языку в школе, обнаружившая в ходе десятилетней экспериментальной апробации не только небывало высокую результативность в плане знаний и умений школьников, но и явные развивающие возможности. Развивается языковая интуиция даже у самых слабых учащихся, исчезают дети, требующие обычно дополнительных занятий летом и затем «переэкзаменовок», удается «разговорить» самых «неразговорчивых» и у всех пробудить интерес к интеллектуальной работе на уроке и дома; русский язык становится желанным предметом. Развиваются не только речь и связанные с ней интеллектуальные способности, но и такие высшие психические функции, как произвольное внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи, тем более грамотной. Актуальность выбранной темы обусловлена еще и тем, что речь идет о создании условий для творческой самореализации учащихся. При разработке основных положений опыта работы использовались теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной.
При умелом использовании способов, приемов развивающей технологии обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной можно обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала, успешнее реализовать весь комплекс образовательно-воспитательных задач, а главное - приобщить детей к изучению русского языка, развить глубокий интерес к предмету, в полной мере развить их интеллектуальные способности.

В основу опыта положена идея формирования высокого интеллектуального и речевого уровня развития учащихся. В плане методической разработанности структуры и форм освоения учащимися сложнейшей интеллектуальной поисковой деятельности, которой требует правописный аспект речи, данная технология помогает учащемуся обеспечить помимо превосходного знания правил, владение рациональными способами решения многочисленных задач правописания, такой высокой техникой их решения, чтобы стало возможным стремительное переключение с одной на другую, виртуозной техникой всех лингвистических разборов, обеспечивающей саму возможность как видения правописных проблем текста, так и полноценного решения конкретной задачи. Кроме того, данная технология формирует и делает необходимым для учеников средство, позволяющее удерживать внимание в процессе письма на вопросах его грамотности, которые даже на диктанте ухитряются иногда ускользнуть (надо удерживать в памяти продиктованный фрагмент предложения, надо поторапливаться его записать) – можно представить, что происходит при создании текста творческой работы, когда правописный аспект оказывается на переферии и сознания и внимания.
Технология Ю.А.Поташкиной помогает учащемуся решить все эти задачи, вооружив его специально разработанной моделью целесообразной правописной деятельности и постоянно её тренируя, добиваясь не знания того, как надо действовать, а свободного владения приобретенными умениями и навыками. Нельзя не добавить, что целесообразно организованная правописная деятельность, требующая не только знания правил, но и концентрации внимания, и разнообразных интеллектуальных операций (и смысловой анализ предложения – одна из важнейших), не только совершенствует правописание, но развивает языковую интуицию, словесно-логическое мышление и , как показал Д,Б.Эльконин , тренируя в расчленении чужой, а затем и своей мысли, даже устную речь.
Таким образом, сущность опыта заключается в возможности на основе использования технологии Ю.А. Поташкиной, комплексного анализа текстов, тематических уроков развивать высокий уровень интеллектуального и
Опорой технологической системы Ю.А. Поташкиной является сочетание системного, проблемного и деятельностного подхода, воплощающегося в задачной организации всего процесса обучения, включая теоретический аспект, что создает для него принципиально иную базу, являются следующие принципы:
• такие классические принципы дидактики, как «научность», «системность», «доступность», «преемственность», «концентрическое расположение материала», «связь теории с практикой»;
• принципы Л.В. Занкова, доказавшие свою высокую эффективность в педагогической деятельности В.Ф. Шаталова, такие, как «ведущая роль теоретических знаний», «обучение на высоком уровне трудности», «быстрый темп прохождения материала», «осознание процесса учения», «работа над развитием всех учащихся», «принцип открытых перспектив».
Принципы авторской технологии Ю.А. Поташкиной.

Технологические принципы, сложившиеся как таковые в процессе разработки авторской системы работы по русскому языку в школе:
1. «Опора на речевой опыт ребенка, на имеющиеся у него лингвистические знания» - позволяет переводить в план осознания те нужные в данный момент знания и умения ребенка, которыми он владеет неосознанно. Это существенно ускоряет и упрощает обучение, способствуя к тому же интеллектуальному развитию учащихся, которые начинают постепенно осознавать и формы родного языка, и элементы своей мысли, которых они никогда не сознавали. Так, например, совершенно необходимым для правописания гласных в безударных окончаниях глаголов является умение различать глаголы совершенного и несовершенного вида. Знакомство с видами глагола, а значит, и сознательная работа над их дифференциацией не предусмотрены программой начальной школы, что создаёт условия для неизбежного появления ошибок при определении гласных в личных окончаниях однокоренных глаголов, типа «ответить – отвечать» или « спросить - спрашивать». Но ведь в речевой своей практике дети после 7 лет эти глаголы различают прекрасно, поэтому учитель должен только показать им, что они хорошо умеют это делать с помощью вопросов «что делать?» / «что сделать?», позволить убедиться в необходимости сознательного умения при написании глаголов и не забывать о тренировке, а знакомство с видами глагола как явлением грамматики можно будет спокойно отложить. Однако дети смогут уже осознать наличие в языке глаголов двух типов, которые называют два типа совершающихся в мире действий, а это уже вклад в развитие их интеллектуального роста.
2. «Опора на смысловой аспект языковых явлений».
Данный принцип является основным средством воплощения смыслового подхода к изучению родного языка. Он обеспечивает понимание и разноаспектное развитие сущностных знаний, способных поднять на более высокую ступень интеллектуальное развитие школьников. Алгоритмизация 7 правил «О // Ё после шипящих», изучаемым в течение трёх лет, оказывается более чем доступной для пятиклассников не только благодаря обобщению. Дети могут не делать полного морфемного разбора, ограничившись только установлением его корня, и при этом овладеть не 7-ю, как в школе, а 9-ю правилами. Вопрос об отглагольном / неотглагольном происхождении анализируемого слова удалось заменить вопросом о его смысле, а значит, дети могут поразмышлять, превратив решение каждой такой задачи правописания в упражнение по развитию интеллектуальных способностей.
3. «Принцип разделения трудностей».
Этот принцип предполагает выделение учителем ряда проблем, неизбежно возникающих перед учащимися в связи с необходимостью овладеть каким-то правописным или грамматическим умением. Кроме того, принцип ориентирует на такую организацию обучения, которая позволит освоиться с ними по отдельности, в целесообразном порядке, чтобы к моменту изучения нужной темы «трудностями» они быть уже перестали.
Работа по формированию данного навыка начинается с 1 сентября в 5 классе. Задолго до встречи с самой темой вырабатываются три важнейших умения: мгновенная постановка ударения в слове, быстрый подбор группы родственных слов, мгновенное определение корня слова. При систематическом тренинге постепенно удаётся сформировать привычку проделывать эти операции стремительно, в уме, до того, как пишется слово.
4. « Работа в режиме непрерывного теоретического, правописного, речевого и интеллектуального тренинга».
Этот принцип позволяет поддерживать в рабочем состоянии практически значимые теоретические знания, речевые и правописные умения и навыки до последнего дня в школе. Он предполагает, что вся работа ученика должна быть построена как непрерывное упражнение в развитии речи, интеллекта и других высших психических функций.
Он осуществляется с помощью организации особого ежедневного этапа урока–разминки, которая обеспечивает систему непрерывного правописного тренинга. Это «интенсив» по развитию речи и правописанию, опирающийся на осознанное знание и тренирующий также мыслительные способности. Этот принцип позволяет поддерживать в рабочем состоянии практически значимые теоретические знания, речевые и правописные умения и навыки до последнего дня в школе.
Он осуществляется с помощью организации особого ежедневного этапа урока–разминки, которая обеспечивает систему непрерывного правописного тренинга.
Разминка состоит из обязательных этапов:
• «озвучивание» всех лингвистических разборов, сделанных в домашнем задании;
• скандирование недельной порции словарных слов с «пением» ударения;
• нахождение начальных форм разных частей речи;
• работа с омонимами;
• «диагностика» на слух разных видов задач;
• письменное решение самых трудных из пройденных орфографических задач;
синтаксическая разминка

5. «Капельный способ отработки практического материала»
После прохождения новой темы и формирования устойчивых первичных умений учитель не требует мгновенных высоких результатов, а продолжает отработку этих умений микродозами (каплями) в ежедневной работе в классе и дома, чтобы дать время сформировать стойкие навыки даже слабым детям.
Схема работы по этому принципу такова:
 выявление учащихся, не овладевших новым навыком;
 продолжение работы с применением 3 –4 слов в домашнем задании;
 проведение контрольной работы;
 объяснение классу новой темы без прекращения повторения предыдущей;
 предоставление возможности для слабых учащихся дополнительной тренировки в индивидуальном порядке.
6. «Запрет на бездумное письмо»
Принцип, требующий от учащегося не только осмысленной правописной деятельности в школе и дома вплоть до получения аттестационной оценки по русскому языку, но и фиксации в доступной для ученика и учительского контроля форме «следов размышлений» по самому ходу письма в работах любого типа.
При этом используется традиционная символика: знак ударения, обозначение корня и других морфем слова, выделение орфограмм и их опознавательных признаков, скобки, указывающие границы простых предложений в составе сложного.
7. « Дозирование и жёсткое ограничение механического запоминания изучаемого материала»
Этот принцип предполагает строгий учёт того материала, который требует именно механического запоминания, а также систематическую работу с этим материалом. Кроме того, необходимо создать условия для осознания учебного материала, не поддающегося механическому заучиванию.
Такие условия создаются посредством использования системы вопросов творческого характера, рассчитанных на проверку степени понимания и помогающих развивать память, внимание, речь, словесно–логическое мышление.
К механическому заучиванию относятся непроверяемые написания всех морфем, исключения из правил. При проведении такого рода деятельности используются приёмы мнемотехники: структурирование материала, подлежащего запоминанию, использование ритма, рифмы, речёвок (Приложение 1).
Этот принцип предполагает строгий учёт того материала, который требует именно механического запоминания, а также систематическую работу с этим материалом. Кроме того, необходимо создать условия для осознания учебного материала, не поддающегося механическому заучиванию.
Такие условия создаются посредством использования системы вопросов творческого характера, рассчитанных на проверку степени понимания и помогающих развивать память, внимание, речь, словесно–логическое мышление.
Важно, что этот принцип технологии позволяет не менее четко очертить учебный материал, овладение которым предусматривает такие формы его представления и закрепления, которые должны не допустить неосознанного запоминания. Именно в этих целях Ю.А. Поташкина отказалась от учебника традиционного образца, где материал по теории или правописанию дан текстуально и позволяет бездумное, механическое заучивание, истинных знаний не гарантируя. Для освоения учащимися теории в любом классе пользуемся логико-структурными схемами с символами и опущенными словами, позволяющими не только представить материал системно, но и предложить детям принять участие в извлечении его из таблицы и связном текстуальном его изложении. Это и интеллектуальная задача, и прекрасное упражнение по развитию устной речи в самом сложном для ученика стиле – научном. А по окончании темы в порядке её обобщения и углубления ещё несколько задач того же рода, развивающих и интеллект, и речь, - вопросы не репродуктивного характера, повышающие столь необходимую для успешной учёбы заинтересованность изучаемым материалом. Большая часть материала по правописанию тоже представлена как система задач, основные типы которых представлены алгоритмами. Это не только делает невозможным никакой механицизм, но, напротив, предлагает целую систему программ для самостоятельной познавательной практической деятельности, которая, будучи регулярной, представляет собой важнейшую часть системы интеллектуального и речевого тренинга, доставляющего ребенку удовольствие, позволяющего быть успешным и способного развить и усовершенствовать даже лингвистическую интуицию.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
3 Марина • 12:48, 14.04.2011
Я училась с 5 по 11 класс по этой системе. Эта система дает необходимый запас знаний,которым человек будет пользоваться всю жизнь.Я закончила школу 7 лет назад, но основы русского языка не забыты. Я применяю методы этой системы постоянно, поэтому считаю,что система Ю.А.Поташкиной должна быть введена в каждую школу.Нет никаких правил,которые нужно запоминать,необходимо запомнить лишь звенья определенной цепочки. Я бы хотела,чтобы мои дети обучались по этой системе.Испытано на себе!
avatar
2 Любовь Анатольевна • 20:15, 06.04.2010
Здравствуйте! Спасибо за статью! Я сама восьмой год работаю по этой технологии в начальной школе. Есть хорошие результаты, технология работает и дает рост качества. Но нам не разрешают работать по этой технологии. говоря. что она не допущена Министерством Образования. как у Вас с этим обстоит дело? Спасибо.
avatar
1 l@l@ • 18:38, 17.03.2010
Очень заинтересовала Ваша статья. Скажите, а где можно поконкретнее познакомиться с этой технологией? Есть разработки, учебное пособие? Как его можно приобрести?