Вера Подакина, 21.10.2010 30

Поколение, живущее в сети


Родителям подростков, завязших в липкой всемирной паутине, социальные сети и игры кажутся порой всеядными и вездесущими огромными пауками с цепкими лапами. К сожалению, основания для такого восприятия есть.


Обсудить статью (уже 30 коммент.) Опубликовать свой материал
  • «В контакте»;
  • «Одноклассники»;
  • Twitter;
  • чаты, форумы, Живые Журналы;
  • огромное множество компьютерных игр;
  • казино on-line и др.


С точки зрения взрослого адекватного человека все перечисленное представляет собой суррогаты, призванные подменить собой реальное человеческое общение и реальную жизнь с ее повседневностью, победами и поражениями. Родителям подростков, завязших в липкой всемирной паутине, социальные сети и игры кажутся порой всеядными и вездесущими огромными пауками с цепкими лапами. К сожалению, основания для такого восприятия есть.

Компьютерная и интернет-зависимости впервые были описаны как расстройства И. Голдбергом в 1995 году. В настоящее время специалисты различают 5 типов зависимости от компьютера и интернета:

  1. Веб-серфинг: бесцельные и нескончаемые блуждания по сети в погоне за ненужной информацией.
  2. Виртуальное общение и знакомства в социальных сетях.
  3. Кибераддикция : увлечение виртуальными играми.
  4. Увлечение азартными играми, участием в интернет-аукционах, игра на электронных биржах.
  5. Навязчивое стремление к киберсексу и посещению порнографических сайтов.

К сожалению, многие родители даже не представляют себе, насколько распространены все перечисленные виды компьютерной зависимости у подростков. Мама, разыскивающая школьную подружку в «Одноклассниках», порой даже не предполагает, что ее двенадцатилетняя дочь проводит на этом сайте многие часы, общаясь со школьными приятелями. Причем это виртуальное общение может происходить и в школе, на уроках, когда дети сидят в одном классе и выходят в Интернет при помощи мобильных телефонов. Папа, играющий в широко известную игру World of Warcraft, зачастую даже не подозревает, что его подросток-сын вчера вместе с ним участвовал в рейде ничуть не менее «прокачанным» персонажем — вместо того, чтобы готовиться к экзамену. Но родители, обладающие более устойчивой зрелой психикой, легко переключаются с виртуального общения на обычную жизнь, а более уязвимых подростков виртуальная вселенная затягивает, заставляя совершенно выпадать из реальности.

Сами подростки говорят о причинах возникновения зависимости по-разному. Для кого-то из любителей игр наиболее привлекательным аспектом становится возможность соревноваться в чем-либо с другими игроками или с компьютером: победить больше противников в поединках, вырастить больше всех капусты или быстрее всех пройти гоночную трассу. Предложите такому игроку заняться тем же самым, но в реальности — нет, не интересно и трудно. Усилий больше потребуется. Гораздо легче получить ту же дозу адреналина, клацая по клавишам или двигая мышкой. Нередко подростки, проводящие в игровых мирах большую часть суток, начисто утрачивают связь с реальностью, у них размываются понятия о жизни и смерти, о добре и зле, притупляется даже инстинкт самосохранения. В условиях, когда возникает самая настоящая и непосредственная опасность, вплоть до угрозы жизни подростка, он может никак не отреагировать на происходящее. Зачем? Ведь он недавно «сохранился», и сможет «воскреснуть», даже если этот огромный грузовик сейчас размажет его по асфальту…

Другие не умеют строить реальные отношения с людьми, будь то сверстники или родственники. Такие дети придумывают себе второе «Я», наделяя своего виртуального персонажа теми качествами, которых им недостает (или кажется, что недостает) в реальности. Врастание в придуманную личность способно совершенно разрушить адекватное мировосприятие и стать причиной больших проблем, вплоть до полной десоциализации.

Чем больше затягивает подростка паутина виртуальной жизни, тем более чуждой и неинтересной кажется ему реальность. Он чувствует себя хорошо только сидя за компьютером, все попытки отвлечь вызывают у него раздражение и даже агрессию. При этом ребенок сам не способен дозировать время, проводимое в сети. Учеба, домашние дела, обязательства и договоренности перестают иметь какое-либо значение и воспринимаются только как досадные помехи. Более того, зависимый от компьютера и Интернета молодой человек начинает пренебрегать собственным здоровьем, забывает о сне, еде и гигиене.

Психологи отмечают: дети, проводящие у компьютера слишком много времени, утрачивают фантазию, у них отмечается эмоциональная незрелость, менее эффективными становятся некоторые виды памяти. Такие подростки склонны к самоизоляции, они неуравновешенны и рассеянны, они теряют внутренние ориентиры, социальные связи разрушаются.

Компьютерная реальность дает возможность почувствовать себя кем угодно, создает иллюзию неограниченных возможностей при полном отсутствии ответственности. Сомневаться в разрушительном действии таких иллюзий на неокрепшую психику подростка, к сожалению, не приходится. Детям необходима самореализация, и, если реальность не дает им такой возможности, Интернет, как Гаммельнский Крысолов, уводит в иллюзорные миры целое поколение, пойманное в неосязаемые, но прочные сети Всемирной паутины.

В 2004 г. С. А. Кулаков разработал психологический тест, позволяющий определить, насколько серьезно влияет компьютер и Интернет на жизнь ребенка, и не пора ли безотлагательно обращаться за помощью к специалисту. Существуют и другие подобные разработки. Тем не менее, проблема компьютерной зависимости у подростков становится все более насущной и актуальной. В немалой степени так происходит от того, что многие родители и педагоги не придают этой проблеме должного значения.

Приложение:

Тест на детскую Интернет-зависимость
(С.А. Кулаков, 2004)

Источник: http://www.psypodderjka.ru/content/view/86/

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 - всегда
1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенного Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

_ _ _
Вы можете опубликовать эту статью на своем сайте, поставив прямую ссылку на наш сайт.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
30 Tayretari • 23:15, 20.08.2011
Помимо перечисленных причин обращения детей к активной жизни в сети, можно назвать еще одну: комплексы, которые развились у ребенка в реальной жизни, теряют свою значимость в сети. Цвет волос, глаз, рост, вес, длина ног......можно создать виртуальную личность, забыв о том, что так тревожит "в реале".
В комментариях были упомянуты такие последствия чрезмерного общения в Интернете, как стилистическая скудность речи, неумение строить полные красивые предложения. Скажу и об орфографической деградации: "щас, превед, красавчег, споки-ноки"и др. В ближайшее время выложу на сайт статью о виртуальной коммуникации и ее языковых особенностях.
[Материал]
avatar
29 Маня58 • 23:51, 23.02.2011
Как учитель информатики, наблюдающий в непосредственной близости и детей и компьютеры, хочу сказать, что проблема приобретает в последние 2-3 года катастрофический размах. Как "вширь", так и "вглубь", т.е. как по количеству детей-компьютероманов, так и по степени зависимости. Читая литературу по этому вопросу, беседуя с родителями, с некоторыми коллегами, считаю, что масштабы этой катастрофы еще предстоит оценить, осознать и ужаснуться. Разговор двух пятиклассниц после уроков:"Ты домой?" - "Да" - "Давай быстрее, в Контакт выйдешь" - "Само собой".
Утеряно искусство писать письма. Из школы практически изгнали сочинение, заменив ЕГЭ. Многим детям незнакомо ощущение - книга в руках.
Виртуальный мир обесценивает ценности реального. Хотелось бы надеяться, что ошибаюсь, но есть реальные факты ( и их уже не мало), которые не вселяют оптимизма.
[Материал]
avatar
28 гулягуля • 19:09, 30.01.2011
Спасибо за статью. Всё очень хорошо доступно написано.Обязательно использую для родительского собрания.
[Материал]
avatar
27 Annetta92 • 18:22, 15.01.2011
прекрасная статья, хоть нет классного руководства, но все еще впереди)))
[Материал]
avatar
26 tonya75 • 20:40, 22.12.2010
Великолепная статья и тест. Обязательно использую Ваш материал для классного часа.
[Материал]
avatar
25 Solovey7896 • 03:51, 28.11.2010
Я бы не делал из интернета очередного "врага народа".
Для тех, кто в сети давно, она уже неотъемлемая часть жизни. А часто и источник заработка.
Дети должны познакомиться с интернетом и быть с ним в результате на "ты". Иначе в современном мире прожить им будет трудновато. А если они неразумны - так ограничьте им доступ к определенным ресурсам техническими способами.
А бездумное блуждание по сети быстро проходит. Когда наступает пресыщение бесконечным потоком часто ненужной информации. Знаю по своему опыту. Мой сетевой стаж больше 10 лет.
[Материал]
avatar
24 смуглянка7 • 21:19, 26.11.2010
работа в сети важна, но детям не достает реального общения
[Материал]
avatar
23 chertik_maksyd • 00:20, 24.11.2010
Тема очень актуальная. Но я считаю, что в интернете находится много интересной и полезной информации!
[Материал]
avatar
22 [Материал] Спесивцева С.Н. • 12:49, 18.11.2010
Да, это действительно глобальная проблема нашего общества, как и сама глобальная сеть Интернет. Молодое поколение сутками проводит за компьютером, забывая поесть, сделать уроки. Видимо большинство родителей не понимают, что их дети в опасности.
[Материал]
avatar
21 Tatyana116 • 16:33, 16.11.2010
Действительно, тема очень актуальная!
[Материал]
avatar
20 ЕленаО777 • 18:22, 15.11.2010
Как раз вовремя! Завтра родительское собрание, а проблема существует. Но есть ещё один фактор! Недавно была в ужасе: наблюдала драку мамы с дочерью за право пользоваться Интернетом незамедлительно, никто не хотел уступать, и дело дошло до реального рукоприкладства. У меня в классе есть родители, которые радуются, что их дети проводят вечера "дома", сидя в Нете, а не шляются по подворотням. ???? Нужно учить родителей, не многие понимают, что как они читали своим детям в детстве книжки, так и по интернет пространству безопаснее водить их за руку, по крайней мере первое время, пока не научат "читать"
[Материал]
avatar
19 [Материал] Лифер Елена Викторовна • 04:31, 07.11.2010
Спасибо за материал. Обязательно проведу тест на интернет - зависимость родителей моих учеников на очередном родительском собрании. Но давайте не будем забыть , что этот материал мы получили через интернет! И, за возможность вот так быстро и интересно обмениваться информацией, мы говорим спасибо интернету!
[Материал]
avatar
17 [Материал] Владимир Птицын • 11:48, 03.11.2010
Статья несколько однобокая. Акцентирует внимание только на негативе сети Интернет. Надо учитывать, что в постиндустриальную эпоху без Интернета не обойтись. Надо только направлять интерес в сети в конструктивное русло. Ориентировать детей на творчество в сети. Ресурс "Моя православная Родина" http://www.myrussia.orthodoxy.ru/ выполняет такие задачи. В январе 2011 я планирую запустить на нем несколько новых позитивных конкурсов и проектов. Так что заходите, пожалуйста, и участвуйте.
[Материал]
avatar
О! Да, я участвовала с учениками в вашем конкурсе. Будет информация, присылайте, опубликуем.
[Материал]
avatar
16 ответ • 04:58, 03.11.2010
ответ Стремительное развитие компьютеризации не должно пагубно сказываться на здоровье людей, а особенно -детей. Нужна добротная просветительская работа
[Материал]
avatar
15 Михаэль • 18:23, 02.11.2010
Согласен с автором статьи. Тема очень актуальна. Но в наше бурное время нескончаемых конкурсов, рефератов, олимпиад и прочих внеклассных нагрузок, школьнику просто негде больше взять информацию. Пользоваться библиотекой просто не реально ( по затратам времени и эффективности), ведь существует более быстрый и надёжный способ "скачивания" информации. Да и учителя часто сами давая то или иное задание школьнику, расчитывают только на умение ученика пользоваться Интернетом.
Дело лишь в контроле за разумным использованием техники ребёнком, что согласен, сделать очень нелегко.
[Материал]
avatar
14 malkova87 • 19:16, 31.10.2010
Да и не только для подростков актуальна эта тема, взрослые тоже с головой погружаются в интернет. А дети учатся у взрослых. Интернет чаще всего просто бесполезно "съедает" все наше время.
[Материал]
avatar
13 topirina • 15:02, 30.10.2010
Согласна с Верой Подакиной! Меня тоже беспокоит эта проблема. Я выложила на сайте презентацию "Компьютеромания - не виртуальная реальность" /load/151-1-0-6860
[Материал]
avatar
12 Довбня • 07:05, 30.10.2010
Спасибо вам за статью.Очень полезная информация!!!Не зря же придумали интернет.Кто его знает у кого и какие были цели???
[Материал]
avatar
11 Nadya2010 • 15:21, 27.10.2010
Своевременный, актуальный материал. Готовлюсь к школьному семинару "Педагогические аспекты информационной безопасности школьника". Ваша статья - ещё одна яркая иллюстрация к этой проблеме. Спасибо, что не остаётесь в стороне.
[Материал]
avatar
10 irochka • 19:31, 26.10.2010
Ваша статья - реальность, действительно сейчас вместо того, чтобы погулять на улице мы проводим время в интернете, ищим сами не знаем что! Обязательно о вашей статье поговорю с детьми и коллегами.
[Материал]
avatar
9 vvs • 22:42, 25.10.2010
Спасибо за материал. Обязательно использую для родительского собрания.
[Материал]
avatar
8 Appolinariya • 19:35, 25.10.2010
А мне кажется, это актуально не только для детей, но и для родителей...Себя тоже можно протестировать и сделать определённые выводы...
[Материал]
avatar
7 Светик38431 • 19:24, 24.10.2010
нужный материал для родительского собрания
[Материал]
avatar
6 Мария2010 • 21:07, 23.10.2010
каждое поколение не похоже на другое. Жизнь движется, останавливать ее не надо.
[Материал]
avatar
5 [Материал] хлесткова • 20:56, 23.10.2010
Тема очень актуальная. Обязательно познакомлю коллег с этой информацией.
[Материал]
avatar
4 Хлесткова • 18:39, 23.10.2010
Хлест

Статья очень актуалная. Наши дети, действительно, завязли в этой паутине

[Материал]
avatar
3 Ирина041270 • 18:30, 22.10.2010
Действительно, тема очень актуальная!
Немаловажную роль играет фактор компенсации общения. Подросток находит в компьютерной игре то, чего нет в реальном мире, чего не существует в обычной жизни.Уход от реальности в мир компьютерных игр так же связан с жизненными проблемами. Подросток перестаёт ценить реальный мир как основу жизнедеятельности, происходит переоценка ценностей, а, следовательно, и формирование нового мышления.Если подростку трудно в реальном мире, то он обязательно будет искать другую реальность, в которой сможет реализовать себя полностью.
[Материал]
avatar
2 Библиотекарь4 • 17:14, 22.10.2010
Тема самая актуальная! Спасибо за материал!
[Материал]
avatar
1 olgab • 23:40, 21.10.2010
Спасибо за материал.
[Материал]