Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам в МБОУ «Лицей №39» Озерского городского округа Челябинской области

gud-vin@mail.ru
gud-vin@mail.ru
В каждой школе существует своя система подготовки учащихся к олимпиадам. В статье рассказывается о модели, существующей в лицее №39 города Озерска Челябинской области. Данная система работы по подготовке к олимпиадам складывалась постепенно и не сразу. В ней можно выделить три основных этапа.

Комментировать статью
Гудков Николай Васильевич, учитель биологии и географии высшей категории, руководитель методического объединения учителей биологии Озерского городского округа, Челябинская область, город Озерск, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Озерского городского округа «Лицей №39»

На современном этапе в образовании все больше утверждается деятельностный компетентностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.

Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

Система работы по подготовке к олимпиадам в лицее №39 Озерского городского округа Челябинской области складывалась постепенно и не сразу. В нашей системе можно выделить три основных этапа.

1 этап. Выявление одаренных и высокомотивированных детей,
отличающихся нестандартным мышлением

Выявление одаренных учеников начинается еще с занятий в Школе будущего пятиклассника, которые имеют творческий характер, а многие задания рассчитаны на нестандартный подход, направлены на выявление уровня начитанности. Затем этот процесс продолжается в лицее на уроках и кружках. Например, в курсе математики 5 и 6 классов для выявления одаренных учеников большое значение имеют модули наглядной геометрии и решения нестандартных задач. В учебном плане администрация лицея увеличила количество часов математики за счет вариативной части с базовых 5 до 7. По многим предметам в лицее работают олимпиадные кружки, куда могут прийти все желающие. Например, по биологии, русскому языку и математике такие кружки есть с 5 по 11 классы. По физике - во всех параллелях, начиная с 7 класса, по химии - с 8 класса. На занятиях наши педагоги стараются поддержать интерес к своим предметам, используют различные методы обучения, изучают дополнительный материал, расширяют и углубляют различные программные темы.

2 этап. Вовлечение учащихся в олимпиадное движение
Серьезное участие во Всероссийской олимпиаде начинается только с 9 класса. Возникший разрыв с 5 по 8 классы успешно устраняется активным участием лицеистов в различных интеллектуальных мероприятиях, что формирует интерес к участию в олимпиадном движении. Это такие мероприятия:
на лицейском уровне:
• предметные олимпиады;
• учеба и отдых в городском летнем многопрофильном лагере на базе лицея;
на городском уровне:
• городские олимпиады юных физиков, химиков и биологов;
на областном и региональном уровне:
• областные олимпиады юных физиков, химиков и биологов;
• турнир математических боев «Кубок Урала» в Челябинске для учащихся 5-7 классов;
• Уральский турнир по математике в г.Кирове;
• традиционный турнир математических боев между МОУ «Лицей №39» и МОУ СОШ №125 г. Снежинска;

на всероссийском уровне:
• заочные и Интернет-олимпиады по математике, физике, химии и биологии;
• дистанционная эвристическая олимпиада «Эйдос» (организаторы: А.В. Хуторской и Центр «Эйдос»): в отличие от традиционных олимпиад на эвристических олимпиадах ученики соревнуются в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности;
• Интерактивный турнир по физике, организованный администрацией сайта физических олимпиад при участии МОУ «Лицей №31» г. Челябинска;
• международный конкурс-игра «Кенгуру», Всероссийский конкурс-игра «Русский медвежонок», Всероссийская олимпиада по английскому языку «Британский бульдог»;
• летние выездные школы (в Белорецке - по английскому языку, математике, физике, биологии, информатике; в Кирове - по математике, физике и биологии, в Мелеузе - по английскому языку, в Челябинске - по математике, в Казани - по химии). Причем во многих летних школах работают отдельные смены для учащихся среднего звена (5-8 классы) и для старшеклассников (9-11 классы).

У вас может возникнуть закономерный вопрос, за счет каких средств ученики принимают участие в вышеперечисленных мероприятиях. В данном случае финансирование многоканальное: частично из бюджета общеобразовательного учреждения, частично за счет родителей и спонсорской поддержки.

3 этап. Подготовка участников олимпиад
Подготовка к олимпиадам - это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности.
Основными подходами, которые используют педагоги МОУ «Лицей №39» при подготовке олимпийцев являются:
• решение как можно большего числа олимпиадных заданий;
• подробное дополнительное изучение тем школьного курса;
• изучение различных методов решения задач;
• комбинированные способы.

На олимпиадных занятиях по математике, физике, биологии, химии основными методическими приемами являются погружение (индивидуальная работа учеников при поиске возможного решения поставленной задачи), обмен опытом и мозговой штурм (групповая работа), консультации.

Целенаправленная подготовка участников олимпиад осуществляется:
• в специализированных кружках (например, кружок по физике проводится с 8 по 11 классы по программе ЗФТШ). В этих кружках работают не только педагоги лицея, но и преподаватели Озерского технологического института. На олимпиадные кружки выделяются часы ставки «педагог дополнительного образования», и частично они проводятся за счет средств Попечительского совета;
• в дни осенних каникул в выездной многопредметной школе (ВМШ) на базе санаторной школы им. Ю.А.Гагарина по таким направлениям как математика, физика, химия, биология, филология, английский язык, история и обществознание. Индивидуальные и групповые занятия выездной ВМШ проводятся силами педагогов лицея №39 и лицея №31 г.Челябинска, а также преподавателями ОТИ МИФИ, ЧелГУ, ЧГПУ, ЮУрГУ, УрГУ, СПбГУ;
• для биологов – на весенних учебно-тренировочных сборах по подготовке сборной Челябинской области. Учебная программа данных сборов включает в себя лекции и практикумы в лабораториях Челябинского государственного педагогического университета.
• для физиков - на зимних учебно-тренировочных сборах по подготовке сборной Челябинской области;
• для химиков - на зимних сборах в городе Казани на базе КГТУ. Учебная программа данных сборов включает в себя лекции практические занятия в лабораториях Казанского государственного университета.
• в летних выездных школах (смены для учащихся 9-11 классов).

Для учащихся, которые выходят на заключительный этап Всероссийской олимпиады, разрабатываются индивидуальные образовательные программы и индивидуальные образовательные траектории. Наше общеобразовательное учреждение имеет опыт работы по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для учеников 11 класса, которые позволили им высвободить дополнительное время в учебном процессе для серьезной индивидуальной подготовки к заключительному этапу Всероссийской олимпиады. Администрация лицея предоставляет возможность таким учащимся изучать ряд предметов в форме экстерната. Для ребят составляют индивидуальные расписания. Для каждого ученика предметы внеучебной деятельности, а это предметы по подготовке к олимпиадам, удается поставить в расписании вместо тех предметов, которые изучаются в форме экстерната.
Участниками олимпиад являются не только учащиеся. Можно сказать, что косвенно в них участвуют и учителя. Педагогам, занимающимся подготовкой к олимпиадам, необходимо постоянно отслеживать все инновации олимпиадного движения при помощи специальной литературы, информации, размещенной на образовательных Интернет-сайтах, постоянно заниматься самообразованием. У каждого учителя, занимающегося олимпиадным движением, созданы богатые «копилки» олимпиадных заданий от школьного до международного уровней. Эти задания систематически прорешиваются. Все педагоги нашего лицея имеют свободный доступ к Интернету. Многие обмениваются опытом с коллегами из других городов по электронной почте. Хорошей практикой для учителей является участие в работе осенней выездной многопредметной школы, где преподаватели вузов проводят тренинги по решению олимпиадных заданий. Наши выпускники, являющиеся студентами различных вузов, помогают специализированной литературой.

Из существующих проблем можно выделить отсутствие серьезных
курсов по подготовке учителей, занимающихся олимпиадным движением.
Практика показывает, что во многих городах подготовкой олимпийцев
высокого уровня занимаются не школьные учителя, а преподаватели высшей школы.

В каждой озёрской школе существует своя система подготовки к олимпиадам. Но если вас заинтересовала наша модель, то мы готовы оказать методическую помощь.
Есть мнение или имеете опыт в этой теме? Оставьте свой комментарий:
avatar
Рейтинг:
3.0/5 из 7


Читайте также:
Новости:
Комментарии: