Развитие творческого потенциала дошкольников через проектную деятельность


В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит на занятиях. Учителя начальных классов тоже говорят об отсутствии у детей любознательности, угасании интереса к познанию нового. С. Я. Маршак писал в одном из своих стихотворений:
 

Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал
Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?».

Поэт сумел показать один из главных пороков традиционного обучения. Построенное на сообщении новых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка, то, что заложено природой.

Современная же социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно!- инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможности для совершенствования. Поэтому на данном этапе развития нашего общества педагоги ищут новые пути развития творческого воображения и мышления детей дошкольника. [3]

Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное обучение определенным знаниям, умениях и навыкам, а как умение создать условия для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и является технологией проектирования. Проектирование, как одна из технологий обучения - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни без специально провозглашенной диагностической задачи со стороны организаторов. [1]

Целью работы в режиме проектной технологии является формирование творческой личности дошкольника, развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности. Для достижения цели были определены следующие задачи:
- способствование развитию творческого мышления и воображения, любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности;
- создание условий для свободного экспериментирования с различными материалами путем преобразования пространственно предметной развивающей среды;
- создание благоприятных условий для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.

Основные принципы развития творческих способностей:
  1. Принцип беглости мышления (предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществляется по методу «мозгового штурма»);
  2. Принцип сотрудничества и кооперации (позволяет выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе);
  3. Принцип благоприятного климата (обязывает взрослого поддерживать на занятиях благоприятную социально-психологическую среду, характеризующуюся психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка);
  4. Принцип неоцениваемой деятельности (предоставляет каждому участнику право делать ошибки). [2]

Формирование интереса у детей к исследовательской деятельности является одним из главных факторов и важнейшим условием развития творческого потенциала личности. Для этого в группе создается предметно-развивающая среда - центр экспериментирования под названием «Пробуй, Чувствуй, Узнавай». Центр художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. Для того чтобы у детей формировалось осмысленное отношение к собственному здоровью и безопасному поведению при работе с различными материалами, вместе с ними разрабатываются правила работы в центре экспериментирования.

Для поддержания и дальнейшего развития интереса детей к детскому экспериментированию разрабатывается план работы опытно-экспериментальной деятельности на учебный год, используются разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время игр, занятий, на прогулке, трудовой деятельности; используются сюрпризные моменты и проблемные ситуации. При работе над проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

На первом этапе, когда педагог ставит проблему, намечает пути ее решения, а само решение и его поиск самостоятельно осуществляется детьми, важно научить детей самостоятельно находить и подбирать нужный материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, и тем самым развивать собственную творческую активность.

Для достижения этих задач использовались наводящие вопросы: «Сможешь сделать как я?», «Что для этого тебе надо?» (оборудование, материалы), «Расскажи, что будешь делать?», «Где можно взять данные предметы?». Уважительное отношение к любым детским высказываниям, их действиям развивает в них чувство психологической защищенности, а помощь в формулировании умозаключений, отражения в речи их действий и предоставление свободы выбора, свободы действий и перемещения в пространстве способствуют проявлению творческой активности и самостоятельности, настойчивости и уверенности в себе.

Дети очень любят играть с водой, эти занятия доставляют им большое удовольствие и радость. Во время проблемной ситуации «Как спасти лягушек от цапли?» воспитатель поставила перед детьми цель - сделать так, чтобы цапля не смогла найти лягушек? Как это сделать?- решение этой задачи предоставила детям. Вода прозрачная в ней легко увидеть резиновых лягушек. Предложения были разными: накидать в таз каштаны и лягушки смогут спрятаться под ними, сделать лягушкам домики, поселить цаплю подальше от лягушек, сделать пруд непрозрачным, чтобы цапля не видела лягушек и т.д. Дети самостоятельно нашли краски, деревянные палочки в центре экспериментирования и спрятали лягушек.

На втором этапе обучения, где педагог только ставит проблему, а метод её решения дети ищут самостоятельно, на первый план выходит задача научить детей разными способами находить решение проблемных задач. В работе использовались:
- проблемные вопросы: «Что надо сделать?», «Как можно это проверить?», «Что получиться, если…?»;
- вопросы, побуждающие к демонстрации и развитию беглости и оригинальности мышления;
- создание специальных условий для практики межличностного общения и сотрудничества;
- пополнение уголка новыми материалами и предметами;
- моделирование исследовательской деятельности взрослым (для развития навыков экспериментирования и активности у пассивных и застенчивых детей).

Например, воспитательница младшей группы обратилась к детям за помощью: сделать кораблики для игр с водой, но такие, чтобы малыши могли как можно дольше ими играть. Идеи реализации этого проекта были такие:
- опытным путем найти такую бумагу, которая долгое время не намокала и из нее сделать бумажные кораблики;
- использовать природный и бросовый материал (скорлупки орехов, крышечки от йогуртов).

Дети из первой подгруппы самостоятельно отобрали бумажные листы из коллекции бумаг и провели опыт «Вся ли бумага намокает одинаково быстро?» В результате дети сделали малышам прочные и яркие кораблики из плотной журнальной бумаги. Вторая подгруппа, изготовив кораблики из скорлупок и крышечек, заметила, что их модели не очень подвижны, и они доработали их - взяв трубочки от сока и дуя в них, они направляли кораблик в нужном направлении. Первая подгруппа тотчас же взяла этот прием на вооружение, также дополнив свои кораблики. Таким образом, дети не только выполнили задание педагога, но и предложили свой способ действия с ними. Ребята добились такого мастерства в играх с корабликами, что представили для малышей настоящий морской парад

На третьем этапе обучения, где постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно, приходиться решать следующую задачу: как сделать, чтобы ребенок старшего дошкольного возраста смог самостоятельно пройти через все структурные компоненты проектной деятельности. Для этого использовались следующие методы и приемы:
- разработка карточек–символов, подсказывающих способы деятельности детей;
- презентация ребенком своей деятельности;
- помощь старших братьев и сестер, родителей
- использование дневниковых записей с графическим описанием опытов.

Работа с бумагой: выявление ее свойств, изучение строения, некоторых достоверных сведений из истории бумаги и бумажного производства - вот тот объем умений и знаний, который включает наш проект «Волшебный мир бумаги». Почему «волшебный»? Потому что ребенок для выявления свойств бумаги проделывает поистине чудесные превращения, открывает завесу истории.

Цель: Узнать, правда ли что бумага «растет»? Как делают бумагу?

Задачи: Выявить связь между деревом и бумагой, схематично изобразить процесс изготовления бумаги. Научиться самостоятельно проводить опыты с бумагой, используя ее свойство расправляться при намокании, различную плотность, то, что уменьшение площади бумажного листа влияет на ее выносливость.

Педагог обращает внимание детей на то, что после самостоятельного рисования на столе остается много использованной бумаги. Предлагает детям не выбрасывать ее, а складывать в коробочку и «приоткрыть маленькую дверцу» в ее «волшебный мир». А почему он «волшебный» дети узнают, когда поближе с ней познакомятся.
Дети делают предположения, какие материалы могли использовать древние люди, чтобы делать записи, для чего понадобилось придумывать бумагу?

М. узнал из детской энциклопедии и рассказал всем детям о китайце Цань-Лунь, который придумал процесс изготовления бумаги из внутренней части тутового дерева. О современном изготовлении бумаги детям рассказал папа Н. и принес интересные фотографии станков, на которых её делают. Детей больше всего удивило то, что бумагу делают из дерева, и поразило огромное количество выпускаемой бумаги. Сколько же нужно вырубить деревьев, чтобы бумаги хватило на всех? Но наука не стоит на месте и для охраны лесов ученые придумали использовать синтетические материалы, макулатуру, хлопчатобумажную ткань. Результатом этого исследования стало стихотворение-физкультминутка, сочиненное детьми совместно с воспитателем:

Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.

(Дети выполняют имитационные движения.)

Увлекшись этой темой, мы собрали небольшую коллекцию разного вида бумаг. Мы старались подбирать разные по фактуре экземпляры. Один кусочек мы наклеили на фриз, а другой такой же положили в коробку, сшили повязку на глаза. Получилась игра «Найди на ощупь».

Затем были опыты: «Вся ли бумага намокает, одинакова быстро?», «Бумажные цветы», «Лист-силач», «Мостик». Детям понравилось экспериментировать с бумагой, многие показывали фокусы-опыты дома, друзьям.

Я листок бумажный -
Маленький, отважный!
Ты рисуй на мне, пиши,
Другу фокус покажи.
Если я в воде намокну,
То расправлюсь ловко,
Будто в озере кувшинки
Расцвели на зорьке. (Бумажные цветы)

Хоть не сильный я сейчас, но сложи гармошкой,
И смогу я выдержать и собаку с кошкой. (Лист-силач)

И мостом я через пропасть лечь сейчас сумею,
Только ты сложи меня и «Камаз» проедет. (Мостик)


Во время рефлексии дети отметили, что им нравиться узнавать новое и интересное, экспериментировать, помогать другим, делиться своими знаниями и умениями. Работа в проекте сплотила ребят - ведь они были заняты общим делом, результат ее виден на стендах и фризах, а их стихотворные строчки декламирует весь детский сад, родители гордятся ими.

Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Ведь, прежде всего, воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.



Список литературы:

  1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24-36.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008
  3. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
  4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. М., 2003.
  5. Попова Н.С., Тукаева И.А. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ребенка. Ростов н/Д., 2009.

 

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
3 Elka_peshkom • 21:15, 02.10.2016
Спасибо, очень интересный опыт.
avatar
2 Семечкина Галина Владимировна • 18:15, 04.09.2012
Спасибо педагогам за такие материалы. Я давно работаю с дошкольниками по развитию творческого мышления, но метод проектов еще не использовала, хочу попробовать, очень интересно. Такие материалы являются стартовой площадкой для тех, кто хочет начать что-то новое.
avatar
1 Энже • 22:08, 18.06.2012
Сейчас много разговоров о том, с какого возраста дети должны выполнять проектную работу. Ваша работа доказывает, что очень важно уметь зажечь детей идеей, и тогда вопрос о возрасте детей отпадает, главное, чтобы детям было интересно и полезно, спасибо.