Развивая речь - развиваем личность

Gorbunova.nadezhda0907@yandex.ru

Третий год мы работаем по ФГОС нового поколения. Помимо учебной деятельности по новым образовательным стандартам предусмотрена и внеурочная деятельность по разным направлениям. В своём 3 классе я провожу кружок по развитию речи «Родничок». Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также во внеурочной деятельности - в игровой и художественной, в повседневной жизни ребенка. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Я составила программу по развитию речи, где представлена развернутая система подобных занятий.

Цель моей программы - всестороннее развитие личности; развитие связной речи младших школьников, творческого мышления, эмоционального мира ребёнка.

Назначение программы состоит в повышении качества работы по развитию и совершенствованию устной, письменной речи учащихся, формированию речевых умений и навыков детей, повышению качества работ учащихся творческого характера. По ФГОС мы должны прививать детям коммуникативные навыки и этому способствует программа «Родничок».

Задачи курса:
• развитие связной устной и письменной речи;
• совершенствование грамматического строя речи;
• формирование умения понимать и сознательно строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно;
• обогащение словарного запаса детей;
• развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.

Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Разнообразные методы и приёмы, используемые на занятиях по развитию речи, повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.

Данная программа нацелена на формирование ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:

  • коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • информационная - умение работать со всеми видами информации;
  • социальная - умение жить и работать с другими людьми;

Используя творческий потенциал учеников, на занятиях у детей развиваются креативные способности, познавательные интересы, самостоятельная мыслительная деятельность, формируется культура речевого поведения.

Содержание курса призвано обеспечить:

  • развитие речевого творчества,
  • формирование у школьников положительного отношения к изучению русского языка,
  • развитие у обучающихся воображения, мышления, умения делать выводы,
  • пробуждение познавательной активности,
  • умение ясно выражать свои мысли,
  • формирование нравственных ценностей.

В программе выделено четыре основных раздела.

Содержание курса по разделам:
№ п/п Содержание Количество часов

  1. Слово 5
  2. Предложение и словосочетание. 5
  3. Текст. Речевые жанры. 18
  4. Культура общения. 6


Формирование умений и навыков осуществляется благодаря системе работы по развитию связной речи и взаимосвязей:

  • связь работы с житейским опытом (пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, подумал, почувствовал);
  • взаимосвязь в работе устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной речи;
  • связь работы с изучением русского языка (фонетика, лексика, морфемика, грамматика и стилистика);
  • межпредметная связь (окружающий мир, литература, технология, изобразительное искусство и др.).


Занятия по развитию речи состоят из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части большое внимание уделяется мысли-тельной деятельности учащихся: выполняют задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочинения и изложения с творческим заданием.

Важнейшим средством развития речи в данной программе служит система упражнений. Огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний показана на этапе подготовки к письменным изложениям и сочинениям. Они различаются по степени сложности заданий и уровню познавательной активности:

  • по образцу;
  • по заданным элементам текста (опорные слова, начало сюжета, план);
  • творческие – сочинения, словарное и графическое иллюстрирование, задание на переработку, дополнение текста, сокращение текста. Занятия выстроены следующим образом:
  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, подго¬товка к выполнению заданий основной части.
  • Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  • Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).


Примерная структура занятия:

  • Формулировка темы учащимися (целеполагание);
  • Эмоциональная речевая разминка;
  • Конкурсы скороговорителей (чтецов);
  • Орфографическая минутка;
  • Весёлая минутка: языковые игры, загадки, ребусы, шарада, анаграммы, кроссворды и т.д.
  • Речевое творчество (написание сочинений-миниатюр, иллюстрирова-ние, сочинение сказок, считалок и т.д.)


На занятиях используются следующие виды работ и упражнений:

  • Работа с готовым текстом: выделение опорных слов, составление цепочек связей.
  • Конструктивные текстовые упражнения: деформированный текст, редактирование текста.
  • Изложение по вопросам, по плану.
  • Сочинение по сюжету картины, по личным впечатлениям, сочинение – описание.
  • Диалоги по различным темам.
  • Составление и запись рассказа или сказки на тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по наблюдениям, впечатлениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов.


При проведении занятий используются цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, презентации. На всех занятиях стараюсь использовать различные приёмы и формы проведения, широко применяю игровой и занимательный материал, особенно в 1 классе. На каждом занятии использую малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Перед составлением текстов подбираем опорные слова, составляем словарь. Дети с удовольствием выполняют эту работу.

Например, 5 октября мы составляли текст «За грибами». В начале урока была предложена загадка о грибах. Проведена беседа о видах грибов и правилах их сбора. После чего были проведены эмоционально-речевая разминка, игра «Угадай слово», работа с орфографическим словарём, орфографическая минутка, работа над загадками, этимология слова, весёлая минутка (физминутка), работа с авторскими текстами, составление тематического словаря – словаря грибника, составление коллективного устного рассказа «За грибами» по предложенному плану. В процессе работы была организованна работа детей в группе, парами, индивидуальная работа. Затем текст с собственными рисунками был записан в тетрадь.

Тетради учащиеся оформляют по своему усмотрению с творческим подходом. Дети не только пишут в них тексты, но и рисуют, составляют в цветном изображении анаграммы, ребусы, кроссворды.
Основной упор делается на развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений; за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. В программу входят самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. На каждом занятии идет работа по развитию устной и письменной речи, обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов по толковому словарю, словарю синонимов. Этот курс обучает умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: формирует языковые, грамматические и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.

Результатом работы по программе «Родничок» можно считать у детей умение общаться; сформированность коммуникабельности, любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах. Развивая речь учащихся, мы, прежде всего, развиваем саму личность. А это очень важно и необходимо для жизни в современных условиях.

Литература:

  1. Козлова М.А Я иду на урок в начальную школу. - М., Первое сентября, 2000.
  2. Бетенкова М.С, Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Москва. Астрель, 2006.
  3. Т.Н. Соколова Школа развития речи. – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
  4. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 1 класс.- Москва «Вако». 2009
  5. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 2 класс.- Москва «Вако». 2009
  6. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. 3 класс.- Москва «Вако». 2009
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. - Москва. «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с
  8. Мали Д. Уроки развития речи в третьем классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с
  9. Прищепова И.В. «Речевое развитие младших школьников» КАРО; Санкт-Петербург. 2005г.


 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: