Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка

Фото: С.С. Юсупова

Цель опыта: предложить способы использования личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка.

Теоретическая база опыта: опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л.С.Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой, на основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества на основе метода развития воображения творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности и восприятия искусства А.В. Плешаковой, гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения.
 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Актуальность и перспективность опыта
Цель личностно-ориентированного урока — создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт.

Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приёмы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребёнка:

  • создание ситуации успеха ( на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
  • создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);
  • опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
  • использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я — концепции личности; умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать её, принимать, верить;
  • возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
  • возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперёд в плане совершенствования;
  • педагогическое сотрудничество;
  • учёт жизненного опыта каждого ребёнка ( знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).


Область применения: 1-4 классы.
Продуктивность:

  1. Повышение качества знаний учащихся.
  2. Успешность учебной деятельности.
  3. Формирование ученика как личности.
  4. Эмоциональное благополучие ребёнка в классе.
  5. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

Трудоёмкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.

Внедрение: работа ведётся в течение 14 лет.

Система работы: в основе опыта лежит сочинение традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания самостоятельно.

Результативность работы
По данной системе работаю в 1-4 классах 14 лет. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребёнка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

Интерес к предмету успешно вырабатывается благодаря использованию нестандартных дифференцированных заданий, сориентированных на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний. К примеру, в 2007-2008 учебном году коэффициент успешности моей составлял 87,3%, коэффициент качества — 36,6%. В 2009-2010 учебном году КУ-100%, а КК — 59%. В 2012-2013 учебном году КУ-100%, а КК- 69%.

Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся. Сочинения ребят глубоко индивидуальны, в них виден нравственный рост школьников.
Дари себя детям!
Из «Заповедей»
Ш.А. Амонашвили.

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать своё мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех,- мечта любого учителя. К таким урокам я шла в течение многих лет работы в школе. Немаловажную рль в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков сыграло изучение и использование на практике всех особенностей и богатых возможностей личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что стало возможным в результате работы над темой самообразования: «Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка».

В центре внимания личностно-ориентированных технологий — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребёнку — атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших в жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической школы.

Педагогика сотрудничества — особого типа «приникающая» технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Целевые ориентации данной технологии:

  1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений;
  2. Гуманно-личностный подход к ребёнку;
  3. Единство обучения и воспитания.

Особенности содержания и методики.
В педагогике сотрудничества выделяют 4 направления:

  1. Гуманно-личностный подход к ребёнку.
  2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
  3. Концепция воспитания.
  4. Педагогизация окружающей среды.

Новая трактовка индивидуального подхода — отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности ( интересы, способности, направленность), учёт особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф.Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В.Занкова, Е.Н.Ильина. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике известный грузинский педагог Ш.А.Амонашвили. Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», построенная на принципах гуманно-личностной педагогики.

Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:

  • способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств;
  • развитие и становление познавательных сил ребёнка;
  • обеспечение условий для углубленного объёма знаний и умений;
  • идеал воспитания — самовоспитание.

Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.

Основными принципами технологии разноуровневого обучения является следующее:

  1. Всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
  2. Взаимное превосходство — если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
  3. Неизбежность перемен- ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель — создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Педагог должен принять ребёнка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижение детей в развитии.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.

Идти «от учеников» а процессе познания — это значит организовать и направлять коллективный поиск. Чаще вопросы ставят в общем виде, чтобы пробудить самостоятельную мысль ребёнка. Например: «Что вы можете сказать об этом слове?». «Расскажите всё, что знаете об этой букве?»
Выражая свои мысли и чувства, своё отношение к изучаемому, они проживают своё учение. Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Так ученики приучаются жить и работать не рядом, а вместе.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще всего повторительно-обобщающих уроках. В данном случае групповая работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, даёт возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

Одним из путей организации заданий является их вариативность по степени трудности, которая должна быть отражена в формулировке задания и отвечать цели индивидуализации выполнения. Дифференцированная методика предполагает оказание дозированной помощи учащимся путём предъявления одного и того же по содержанию задания по двум- трём разновидностям инструкции и переход от более трудной формулировки к менее трудной.

Часто использую работу в парах. Которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.

Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока русского языка стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость её велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Сочинение играет особую роль в развитии речи школьника. Подготовка учащихся к их написанию — работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы научить ребёнка этой работе, начинаю со второго класса на уроках развития речи. Учитель должен воспитывать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура — неавтономная область воспитательной работы на уроках, а составная часть общей культуры личности. Эту задачу, я решаю, используя интегрированный подход к развитию речи в школе. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу,Развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, живость и непосредственность суждений в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя. С этой целью мы заводим «Творческие тетради», и на протяжении трёх лет записываем красивые предложения, словосочетания, взятые из рассказов и стихотворений разных писателей. А затем каждый ученик вставляет их в свои сочинения.

Разработала уроки, готовящие учащихся к написанию сочинений по музыкальным произведениям, по рисункам, нарисованными учениками на уроках рисования. Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимися, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские. С технологией творческих мастерских я познакомилась в 2008 году на курсах повышения квалификации учителей.
Мастерские — это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», удивляет своей обращенностью к «я» ребёнка, к его интересам, поискам, целям. Внимание ребят направлено на выполнение заданий: через задания, логическую структуру мастерской мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Мастерская — это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнёрства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые и диалогические.
Обязательно сотрудничество, сотворчество. Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений.

Мастерская творческого письма (4 класс)

Тема: «Дождь».
Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением — описанием.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Работа по теме урока. Актуализация знаний.

1. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей.
- Ребята, у вас есть дома копилки?
-Для чего они нужны?
Сейчас я тоже раздам вам копилки ( листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку... Как вы думаете — чем? Конечно же, словами и мыслями.
- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. Закройте глаза и послушайте.
( Звучит запись «Ливневый дождь в лесу»).
- Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.
( Звучит запись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц»)
- Я вам сейчас раздам карточки. На них написано по одному слову.
( На каждой карточке написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, моё настроение).
- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. Найдите в «Творческих тетрадях» предложения или словосочетания на эти темы и выпишите их.

2. Групповая работа.
- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему « Природа». Распределите свои карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
- Нарисуйте первое найденное вами слово. ( Дождь).
- Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождём, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем.
- Какие ещё слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь?
Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.
После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.
Звук скрипки, небесный ливень, чистая вода, грустное настроение. Страшный гром, тёмные тучи, сверкающая молния, большие капли, громадные лужи, неожиданный страх, свежий воздух, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, летний холод.....

В результате записи учащихся дополняются.
- Что такое дождь? Попробуйте написать определение слова дождь?
Дождь — это...
Дождь -это плач неба.
Дождь — это послание Бога.
Дождь — это капельки, чистые и прозрачные.
Дождь — это природное явление.

3. Творческая работа.
- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст ( пять-шесть предложений) о дожде. Выразите своё отношение к дождю. (5-7 мин.)
- Я вижу, что вы уже готовы обменяться мнениями друг с другом. Прочитайте свои тексты друг другу вполголоса. Выберите кого-то одного, пусть он прочитает то, что у вас получилось.
Примеры детских сочинений.
«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу. Послышался оглушительный звук грома. Капли дождя забарабанили по крыше.»
«С неба падает чистая вода. Раздаётся звук, будто кто-то играет на скрипке. Через окно видно темное небо. И от этого у меня грустное настроение.»
«Когда начинается дождь, мне становится жутко. Он может сопровождаться страшным ураганом, сильной грозой, ослепительной молнией. Я это не люблю.»
«Страшная гроза и ослепительная молния. Чёрные тучи закрывают всё голубое небо. Мне особенно жаль птичек. Они мокнут под дождём. Хочется выйти из дома и принести их домой. Мне очень не нравится дождь.»
- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды».
-О чём эта песня?
- Выделите основную мысль и запишите её для себя.
( У природы нет плохой погоды. Каждая погода-благодать....
Любое время года нужно хорошо принимать.
Дождь мы должны встречать с добротой.
Ветер или снег —надо любить природу.
В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.
Надо благодарно принимать и снег, и дождь.)

4. Работа с текстом. Анализ текста.
Всем группам раздаются тексты ( одинаковые).
-Прочитайте текст, составьте 2-3 вопроса к нему ( работа в парах).
Самое важное чувство , которое мы должны воспитывать в себе,- это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: Каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаём для себя. Они ценны уже только тем, что они есть.....
Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность её и свободу; осознаем, наконец, что мы все — лишь её малая часть. ( Ю.Ф. Флоринская)
-Какие вопросы вы составили? Прочитайте?
-Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе?
-Что надо научиться понимать?
-Внимательно послушайте небольшой рассказ. Закройте глаза и представьте всё то, что я вам прочитаю.

Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жёсткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагу гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полуночи пробьют в небе звёзды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сияньем. Словно и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый.
- Напишите письмо себе от имени дождика.
«Здравствуй, Иринка! Я приходил к вам в гости на той неделе. Жаль, что ты меня не видела. Ты уже спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне почему-то скучно. А можно, я приду на днях ещё, но уже без грозы, я с ней поссорился». ( Ирина К.)
«Здравствуй, Анечка! Пишет тебе дождик. Я приходил к тебе утром. Я был мелким дождиком. Умыл твои цветочки на клумбе. Я видел, как ты на меня смотрела из окна и улыбалась.»( Аня С.)

5.Чтение работ. Обсуждение занятия ( рефлексия).

III. Итог урока.
О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно -ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились.
- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?
-Достигли ли мы цели урока?
- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему?Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?
- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?
Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.

Если на уроке обстановка доброжелательная, то учащиеся не чувствуют себя скованными, искренне поделятся своими мыслями.

Личностно-ориентированный урок позволяет ярко проявить себя не только ученику, но и учителю. Стараюсь своей работой настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего мудреца, недосягаемого для них, а как старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины.

В своей работе я использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности учителя и учащихся: уроки-путешествия, уроки-мастерские, уроки-смотры знаний и т.д. Главное содержание мотивации в школьном возрасте — научиться сотрудничать с другим человеком. На таких уроках самостоятельная групповая учебная деятельность позволяет сделать урок интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Урок должен быть напряжённым, трудным, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты.

Основной составляющей урока является мыслительная деятельность, которую организовать труднее, чем просто сообщить новые знания.

Русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения», поэтому он отражает все стороны действительности и без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность.

Одно из эффективных средств мотивации учащихся — музыкальные произведения. Я использую их как эмоциональный стимул к работе, самостоятельный источник впечатлений.

Звучание музыкальной пьесы должно занимать не более трёх минут: основное время на уроке отводится объяснению или повторению теоретического материала, написанию миниатюры, составлению предложений и выполнению грамматического задания.

Слушая музыкальное произведение, ученик или проникается «созвучным» настроением, или «видит» в воображении подсказанные музыкой картины и потом описывает их.
Вот интегрированный урок по русскому языку в 4 классе по системе Л.В. Занкова.

Тема урока: Обобщение по теме «Имена существительные второго склонения».
Цель: закрепить умение распознавать имена существительные второго склонения; склонять по падежам в единственном и во множественном числе; установить практическую значимость падежных окончаний; стимулировать интерес к наблюдению за речью; совершенствовать умение проводить орфографический самоконтроль и взаимоконтроль.
Ход урока.
1. Орг.момент.
Давайте настроимся на урок. Улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
2.Актуализация знаний.
-Что такое звуки?
Звуки — это то, что слышат наши уши. Они окружают нас повсюду, везде, всегда.
-Вспомните морозное зимнее утро, когда вы шли в школу. Что слышали под ногами? ( Скрип снега)
-А теперь представьте, что вы в лесу. Что слышите? ( Шум деревьев, крик птиц, треск сухих веточек, писк птенцов.
Всё это звуки. Музыка тоже состоит из звуков.
-Вы любите музыку?
-Что же получается , что есть звуки, с помощью которых создаётся шум, а есть звуки музыкальные.
-Какие это звуки? ( из которых создают музыку)
( На доске записаны ноты: ре ми фа до ля)
-Что вы видите? ( Названия нот. С их помощью композитор пишет музыку. Здесь не достаёт нот соль, си)
-Назовите их по порядку. Запишите их каллиграфически правильно в тетрадь.
3.Словарная работа.
(Показываю скрипичный ключ)
-Что это? ( Скрипичный ключ)
-Для чего он нужен в музыке?
-Можно сказать, что скрипичный ключ открывает нотный стан, где на 5 линеечках, как в домиках, сидят нотки. А мы им открываем наш словарик.
- Запишите слово ключ в тетрадь. Назовите орфограмму?
-Что ещё можно сказать об этом слове? ( Имеет много значений: родник, дверной ключ)
-А теперь разгадайте ребусы, в которых зашифрованные словарные слова. Будем записывать с комментированием.
Фасоль лягушка дорога помидор берег
-Откройте словарь в конце учебника и выпишите ещё 2 слова, в которых спрятались ноты.
-Какие выписали слова? На какие 2 группы их можно разделить? Докажите.
-Зачем нужны ноты?
-Кто пишет музыку? (композитор)
-Откройте словари и найдите это слово. Посмотрите как оно пишется.
-Давайте проговорим его орфографически правильно.
-Что вы можете о нём сказать? Просклоняйте это слово возле доски и в тетрадях.
-А каких композиторов вы знаете? Молодцы.
Постановка цели и темы урока.
-Так может кто-то уже может сказать, над какой проблемой мы сегодня будем работать?
-А какие цели себе поставим?
-Я предлагаю немного отдохнуть и послушать отрывок из оперы П.И.Чайковского «Щелкунчик» «Вальс цветов».
-Вам понравилась музыка? Какая она? ( Торжественная, важная, звонкая, сверкающая, сказочная)
-Вы правы. Музыка выражает настроение, чувства и может поведать нам обо всём, что нас окружает в жизни.
-Давайте к слову настроение подберём слова- рифмы.
-Проверим д/з. Кто сочинил 4-стишие со словом настроение?
-Перед вами таблица настроений. Какое бывает настроение?

праздничное бодрое противоречивое сонное неуютное хмурое капризное
торжественное приподнятое непонятное ленивое беспокойное мрачное привередливое
радостное уютное равонодушное тревожное сердитое хвастливое
весёлое мечтательное печальное угрюмое насмешливое
шутливое задумчивое грустное
смешное таинственное
светлое
прекрасное
сказочное

-Какая это часть речи? ( Им. прил.)
-Ваша задача: от данных имён прилагательных образуйте имена существительные 2 склонения. Запишите как можно больше. При этом можете советоваться друг с другом.
Проверка.
Давайте послушаем музыку Вивальди из альбома «Времена года».
-Какое настроение , чувства выражены в ней?

-Давайте запишем весеннее предложение возле доски иразберём по членам предложения.
На старой берёзе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом.
-Чем могли заниматься дети?
- Дополните эти предложения своим предложением, чтобы получился маленький рассказ. Какие у вас есть варианты?
Комментировать с места будет....
Ребята делали маленькие домики для птиц.
-Давайте послушаем «Турецкий марш» Моцарта. Прислушайтесь к звучанию музыкальных инструментов.
-Какие музыкальные инструменты вы узнали?
-А какие вы знаете ещё?
-Запишите только существительные 2 го склонения в Р.п. ед.числа. Выделите окончания.
Взаимопроверка.
5. Работа по учебнику.
6. Подведение итога урока.
Под «Лунную сонату» Моцарта мы подведём итог урока.
Некоторым ученикам я уже поставила отметки, а остальные поставят себе сами.
-Как вы считаете,вы уже научились склонять сущ.2го склонения?
-А кому нужно ещё поработать над этим?
-Какие задания вам показались более интересными?

Ещё одно направление межпредметной связи на уроках русского языка — связь с уроками изобразительного искусства. Эта связь активизирует речевую деятельность, способствует повышению работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, способствует эстетическому воспитанию.

Именно интегрированные уроки развития речи при использовании художественного творчества детей помогли мне создать эффективные условия для развития речевых умений у младших школьников при работе над сочинениями — описаниями.
Я провела эксперимент и поставила перед собой задачи:

  • Выявить уровень развития речевых умений детей при использовании на уроках взаимосвязи с изобразительным искусством.
  • Раскрыть эффективные методы и приёмы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи.
  • Определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.
  • Проверить эффективность методики экспериментальной работы.

Русский язык в качестве учебного предмета выступает в непосредственной межпредметной связи со всеми остальными учебными предметами.

На своих уроках я часто использую репродукции картин И.Левитана, В.Поленова, П. Кончаловского, В. Сурикова, К.Юона и других художников. Но ещё очень эффективно писать сочинения по рисункам самих детей.

Мною было проведено 5 уроков развития речи ( сочинений -описаний), на которых использовалось изобразительное творчество детей во 2 классе. Ученики рисовали предмет описания дома, а рисунки приносили на уроки, где с ними проводилась работа.
Темы уроков:

  1. Моё любимое животное.
  2. Мой лучший друг.
  3. Моя комната.
  4. Мой класс.
  5. Моя любимая игрушка.

Ниже приведу конспект урока развития речи.

Сочинение-описание «Моё домашнее животное»
Цели:
повторение особенностей описательного текста, формирование умения отличить описание предмета от других видов текста;
формирование умения строить описание( последовательно и связно описывать);
формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте;
Задание на дом перед уроком. Нарисуйте своё домашнее животное так, чтобы другому человеку, который не видел его, по рисунку можно было легко представить вашего питомца. Принесите на урок ваш рисунок.
Ход урока.
1.Повторение особенностей описательного текста.
-Сейчас я прочту сочинение о домашнем животном. Вы внимательно послушайте и скажите, что это за текст и почему вы так решили.
«На день рождения мне подарили маленького попугая. Я назвал его Кешей. Кеша всего боялся, пока не привык ко мне. Сначала он был маленький, но, со временем, вырос и стал большим. Кеша — разноцветный. На шее у него синие пятнышки, животик у него жёлтый, крылья — зелёные, хвост голубовато-зелёный, а лапки — красные. Кеша любит сидеть на столе и на моём пальце. Ещё он очень красиво поёт.
Мы с Кешей очень любим друг друга».
-Что вы узнали из этого текста?
-Можно ли представить домашнее животное, которое описывается в тексте?
-На какой вопрос отвечает тот текст? ( Как выглядит домашнее животное?)
-Какие признаки, названные в тексте, помогают представить домашнее животное?
-Какова роль описания в тексте?
А теперь послушайте два текста и определите, какой из них является описанием животного, а какой -нет.

«У меня есть котёнок. Его зовут Стёпка. Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс настоящую мышку. Мы очень удивились, что такому маленькому котёнку удалось поймать мышку.
За год Стёпка подрос, и этим летом поймает много мышей. »

«Однажды папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его назвали Ласка, потому что он был добрый и ласковый.
Ласка вся белая с чёрным пятнышком на лбу. На лапках у неё — розовые подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком и спать, свернувшись клубочком.
Я очень люблю мою ласковую кошку.»

-Какой текст является описанием животного? ( Второй.)
-А первый? ( Это описание события, повествование.)

Постановка учебной задачи.

-Сегодня вы будете учиться описывать домашнее животное. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
( формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Что значит описать домашнее животное? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? ( Какое домашнее животное?)
- Что мы сейчас определили? ( Тему сочинения)
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какой мой кот, рыбка, черепаха, собака, хомяк?»
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? ( Что животное любимое)
- А что мы теперь определили? ( Основную мысль)
Посмотрите на рисунки. Сразу видно, что вы любите своих питомцев. Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы: какой, какая, какое? И выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

4. Обсуждение структуры текста.
(формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения)

- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? ( Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? ( Основная)
- Что должно быть в основной части? ( Описание домашнего животного)
- Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про вашего любимца? ( Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или не любит, где спит, где ест, с чем любит играть.....)
- Глядя на свой рисунок, скажите, как именно вы опишите внешность? ( Можно написать, какого он цвета, размера, описать части тела....)
- А какие части можно описать? ( Голову: глаза, уши, усы, нос, туловище, лапы, хвост.....)
- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных?
- У кого по рисунку видно, какие повадки или любимые занятия они имеют?
- Как это можно описать? ( «Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя кошечка любит наблюдать за воронами из окна», «Моя собака любит играть мячиком»...)
- Как закончить сочинение? ( Выразить своё отношение)
- Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли по ним определить, как вы относитесь к вашим домашним животным?
- Какими словами это можно выразить? ( «Я люблю своего кота, потому что....», «Мне нравится мой попугай», «Я забочусь о своей собаке. Я её кормлю и гуляю с ней во дворе.»....)

5. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описании и обсуждении речевого оформления сочинения. ( Формирование умения использовать имена прилагательные в описательном тексте).

- Послушайте два описания и скажите, чем они отличаются друг от друга:
«Мне подарили хомяка на день рождения. Сначала он всего боялся,а потом, когда понял, что это его дом, стал крутить колесо. Он много ел. Когда он ел, у него раздувались щёки. Я люблю своего хомяка».

«У меня есть хомячок Хома. Он живёт у меня давно. Когда мне было 4 года, его купили на рынке.
Хома очень красивый: небольшой, с маленькими чёрными глазками, оранжевого цвета и очень пушистый. Он живёт в клетке. У него есть домик, в котором он любит спать.
Я очень его люблю и забочусь о нём».

- Кого вы представили себе лучше: хомяка или кошку? Почему?
- Какие части речи делают описание более полным, точным и образным? ( Имена прилагательные)
- Посмотрите на свои рисунки и назовите те прилагательные, которые будете использовать в описании.

6. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.

7. Сочинение.

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки. Во время работы пользуйтесь ими, Чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете.

8. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего любимца. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к домашнему животному?
- Грамотно ли построено твоё описание ( все ли части текста у тебя есть)?
- Проверь, написано ли орфографически грамотно твоё сочинение?

9. Д/з. К следующему сочинению нарисуйте рисунок лучшего друга. Отразите в нём все особенности внешности и, по возможности, характера.

Мир детей надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием правил и параграфов учебников. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи учебного материала, использовать новые технологии, чтобы ребёнок мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира. Личностно-ориентированный урок предоставляет огромные возможности для решения этих задач.

Одним из принципов обновления содержания основного общего и среднего ( полного) образования является его регионализация — опора на национальные, исторические, культурные, нравственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций региона, отдельных территорий.

Технический процесс XX века породил личность, отказывающуюся от традиций, духовных, этических, моральных ценностей своих предков. Цель национально-религиозного образования — воспитание молодого человека, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к религиозным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своём регионе, обществе, а также формирование у подрастающего поколения общероссийского патриотизма, толерантности, уважения к истории и культуре всех народов России.

Литературное богатство донского казачества дополняет общий фонд русской культуры, раскрывает её глубокие исторические истоки. Ведя уроки литературного чтения в начальных классах, стараюсь использовать на всех занятиях пословицы, загадки, игры, былины и песни, сказки и предания, созданные коренными жителями Дона, стихи и рассказы писателей земляков, а также всемирно известных русских писателей классиков о Доне-батюшке, его неповторимой природе, героическом прошлом, увлекательном настоящем, о взрослых и детях, которые жили на этой территории или населяют сегодня её города, станицы и хутора.

Перечисленное выше позволяет сделать процесс обучения не только более увлекательным, но и затрагивает сердца младших школьников, зажигает огонёк любви к родному краю и его людям, помогает приобщиться к истории, духовной культуре Донского края, позволяет вырасти активными участниками тех процессов, которые происходят на древней и вечно молодой Донщине.
 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:


Данный педагогический опыт позволяет добиться следующих результатов:

  • повышения качества знаний;
  • добилась чёткого понимания, для чего каждым из учащихся изучается новый материал, и ясного представления значимости работы на уроке;
  • добилась сплочённости детского коллектива;
  • учащиеся умеют контролировать свою деятельность на уроке;
  • Дети овладевают навыками самоанализа, самокоррекции.

За данный период работы над проблемой учащиеся показали хорошие знания в области русского языка и литературы.

За активное участие в возрождении Донского казачества и воспитание молодого поколения я была награждена знаком Атамана Платова и Крестом I степени «За возрождение казачества Дона».

Литература:

  1. Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.
  2. Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!»М.,1990г.
  3. А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте»М.,1988г.
  4. Г.Ю. Ксёнзова «Перспективные школьные технологии»М., 2000г.
  5. Л.А. Тростенцова «Урок русского языка на современном этапе»М. 1998г.
  6. Г.Б. Вершинина «Музыка на уроках обучения описанию».М., 1990г.
  7. А.А. Окунева «Урок? Мастерская? Или....»М.,2001г.
  8. И.Э. Унт «Межпредметные связи и умственное развитие учащихся»М.,1986г.
  9. Л.В. Занков «Избранные педагогические труды» М.,1990г.
  10. Ю.М.Колягин, О.Л. Алексеенко «Интеграция школьного обучения» Начальная школа. 1990.№9.с.28-32.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: