Детское самоуправление в Детском доме №1 г. Иркутска: как это сделали мы?


Самоуправление — это определенная форма организации жизнедеятельности коллектива детей, через участие в которой обеспечивается развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. В статье рассказывается об опыте организации детского самоуправления в детском доме г. Иркутска.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Самоуправление в детском коллективе

Самоуправление в учреждениях образования необходимо рассматривать с точки зрения процесса сотрудничества администрации, педагогического и детского коллективов, представителей всех общественных объединений, творческих мастерских и клубов по интересам, действующих на базе учреждений образования [3].

В отечественной педагогической литературе существует множество трактовок понятий "самоуправление". Так, например, В.М. Коротов определяет детское самоуправление как метод организации воспитательного коллектива. По мнению Ю.П. Сокольникова "самоуправление — способ организации деятельности школьников". Л.И. Новикова вкладывает в понятие "самоуправление" разумно осуществляемую самими детьми деятельность, включающую постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля. Н.Л. Аникеева считает, что детское самоуправление — это организация гуманистических отношений [1;2].

Нам ближе значение этого термина, который дал М.И. Рожков.

Самоуправление — особый вид управления, отражающий структуру отношений, сложившуюся между участниками взаимодействия в той или иной иерархии интересов и потребностей [4].

Учитывая все вышесказанное можно подвести итог, что детское самоуправление — это определенная форма организации жизнедеятельности коллектива детей, через участие в которой обеспечивается развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Для успешной социализации воспитанников в обществе, для развития определенных навыков культуры общения и умения правильно аргументировать свою позицию, для научения детей реализовывать себя в различных социальных ролях, в ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № 1 г. Иркутска был создан детский совет "Олимп".

Развитие детского самоуправления в нашем ОУ

На протяжении многих лет совет "Олимп" являлся добровольным объединением воспитанников детского дома. Деятельность его органов ограничивалась Уставом учреждения, в связи с отсутствием своих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность детского совета. В 2011 г. членами детского совета были переработаны Устав и Положение о выборах председателя детского совета деятельность которого в настоящее время регламентируется данными документами. Согласно Уставу детский совет "Олимп" является добровольным органом самоуправления в детском доме, он формируется в начале учебного года из воспитанников в возрасте 10-16 лет, имеющих интерес и склонности к организации дел, являющихся примером в поведении и учебе. Председатель детского совета выбирается путем общего голосования на основе положения "О выборах председателя детского совета "Олимп". Остальные вакантные должности по секторам распределяются среди добровольного состава по желанию. Заседания детского совета проходят еженедельно в строго отведенное время. Педагоги в детском совете "Олимп" выступают в роли равноправных участников совместной работы, руководствуясь в своей деятельности методами косвенного воздействия (творческого взаимодействия, совета, просьбы, рекомендации). Детский совет имеет свой отличительный знак в виде эмблемы. Решение детского совета считается принятым, если за него проголосовали не менее 2/3 членов. Все члены имеют свободное право выхода из состава детского совета.

Регулируют функционирование детского совета "Олимп", следующие нормативно-правовые акты:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция о правах ребенка
  • Федеральный закон "Об образовании";
  • Устав детского дома № 1;
  • Устав детского совета "Олимп".

Структура Совета. Органы самоуправления

  • Члены сектора "Знание" оказывают помощь в периодическом отслеживании успеваемости детей, проводят анкетирование среди детей по вопросам учёбы и организации свободного времени, оказывают помощь библиотекарю по проведению рейдов проверки сохранности учебников, сохранности школьных принадлежностей.
  • Сектор "Спорт" оказывает помощь в организации и проведении спортивных соревнований, пропагандирует здоровый образ жизни.
  • Сектор "Труд" ежедневно совместно с дежурным администратором проводит рейды "Чистота и уют в доме", ведет экран дежурств по уборке лестничных клеток. Сектор "Пресса" раз в два месяца выпускает газету работников и воспитанников детского дома "И это все о нас…", ведет фотохронику событий, участвует в проведении конкурсов газет и рисунков.
  • Сектор "Досуг" выпускает поздравительные открытки, оказывает помощь педагогу-организатору в проведении вечеров отдыха, концертов, в оформлении актового зала.

В 2012 году нами разработана программа обучения актива детского самоуправления. Целью программы является создание условий для самореализации, самосовершенствования, самоопределения воспитанников, активизации процесса социализации личности, в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых. Предполагается через систему занятий, обучение актива детского самоуправления коммуникативным умениям: "слушать и слышать", принимать критику и критиковать, правильно аргументировать свою позицию, принимать решения. Ознакомить членов детского самоуправления с теоретической базой самоуправления в целом, формами и методами организации своего досуга, нормативно-правовой базой детского самоуправления.

Программа подразделяется на три блока:

  • теоретическую базу
  • практические занятия
  • психологические тренинги.

Теоретический блок включает в себя подробное рассмотрение сущности и механизмов самоуправления, знакомство с нормативными документами о самоуправлении (что входит в состав, на какие законы опирается), как правильно составлять анкеты для соцопроса, изучение определенных извлечений из нормативных документов (Из Федерального закона "Об образовании" (N 12-ФЗ от 13 января 1996 г.) ст. 35, 50; Из Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.) ст. 9; Из Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 196 от 19 марта 2001 г. пункт 4, 71; Устав учреждения), подробное изучение планирования и разработки КТД по И.П. Иванову.

В практический блок программы входит: работа с нормативными документами о самоуправлении, обработка анкет соцопроса, деловая игра по теме "Наш устав", разработка своих предложений по внесению изменений в устав детского совета, практические наработки по планированию КТД (составление коллективного дела).

Блок психологических тренингов направлен на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств, аргументация своей позиции, тренинги на коммуникативные умения, отстаивание своих интересов и принятие решений.

При реализации программы мы столкнулись с такой трудностью, как низкая заинтересованность воспитанников в изучении теоретического блока программы, низкий уровень освещенности педагогов о работе органов самоуправления. Поэтому в настоящее время нашей основной задачей является мотивирование воспитанников к изучению теоретической части программы, через ролевые игры; ознакомительная конференция в конце учебного для педагогического коллектива о проделанной работе за год, привлечение коллектива для активного участия в самоуправлении.

Литература:
1. Демакова И. Селиванова Н. Крупные дозы воспитания, или Ученическое самоуправление по-новому.- М., 2007.
2. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.
3. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. -М.: АРКТИ, 2005.
4. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: