В Нижнем Новгороде прошел семинар Амонашвили. Отзыв участника, или Что даст семинар родителю и учителю


У вас бывало такое, вроде бы слушаешь / читаешь известные вещи, но от общения с человеком, чтения книги или семинара почему-то наполняешься энергией, силой, новыми идеями и готов двигаться вперед? По-моему, нечто подобное испытали слушатели семинара Шалвы и Пааты Амонашвили в Нижнем Новгороде — я точно. Два дня, а жизнь у некоторых изменилась кардинально… перевернулось сознание… почему?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Главные, на мой взгляд, идеи семинара — «ребенок — это живая душа», «ребенка надо любить» — мы все вроде бы и так знаем. Но почему же семинар открывает нам глаза на наших детей? Не так любим? Не так относимся к ребенку?

Ребенком движут три силы: желание стать взрослым, желание развиваться и желание быть свободным. Так же как семечко, попавшее в плодородную почву, не может не произрасти, так и ребенок не может не взрослеть, развиваться и стремиться к свободе (не путать со вседозволенностью). Будем ли мы, взрослые помогать ребенку, или нет, он будет идти своей дорогой. Он может идти медленно, может плутать, а может смело шагать вперед. Каков будет путь ребенка? Куда он придет? Станет великим ученым? Врачом? Наркоманом? Отцом семейства или холостяком? Монахом или развратником? Это зависит от нас, взрослых.

Так же, как мы даем ребенку задачки написать буквы, сложить два числа или прочитать книжку, развивая его умственные способности, мы должны давать ребенку возможность развития духовной сферы. Ребенок не рождается сострадательным, благодарным, добрым, вернее, это заложено в  нем, но не будет взращено, если мы, взрослые, не поставим соответствующие задачи перед ребенком, не дадим упражнения и, главное, не покажем пример…

Кем мы хотим, чтобы вырос ребенок (или ученик)? Обладателем какой-то профессии? Сторонником какой-то религии или культуры? Человек, у которого есть набор каких-то материальных ценностей (квартира, машина, дача)? Кого мы видим в своем ребенке в будущем, через 10, 20, 30 лет?

Мы не можем знать, каким будет мир в будущем, какие технологии придут в нашу жизнь и перевернут ее, какие события произойдут (войны, катаклизмы, революции). Но мы знаем одно: в любое время, в любом обществе и при любых обстоятельствах мы будем ценить благородство и великодушие души — так говорит Шалва Амонашвили. Благородство и великодушие. Так, может быть, нам нужно взращивать в детях именно эти качества, а профессия и материальные ценности «приложатся»?

А как взращивать? Сказать сверху вниз: Наташа / Катя / Петя / Саша, почему ты так себя ведешь?! Будь великодушным!

А что это? Как это? Кто объяснит это ребенку?

Только родители. И мы опять возвращаемся к тому, что воспитание — это тоже труд, учеба, и должны быть и задачки (покормить котенка на улице) и примеры (когда родители совершают добрые поступки). Вырастить Человека нельзя нотациями, нельзя и разовыми акциями. Воспитание — длительный и постоянный труд от мечты о ребенке до конца жизни…

Основная, наверное, проблема родителей подростка — не то, что он курит или гуляет не с той компанией, а то, что мы не понимаем их, они не понимают нас. Проблема отцов и детей, на которую мы ссылаемся, говоря, что это нормально и так и должно быть. Нет. Не должно. Мы разные, у нас разное предназначение в жизни, разные привычки, стремления, интересы. Но мы родные, и мы должны быть первыми друзьями наших детей.

Как стать другом своему ребенку? С малых лет интересоваться тем, чем интересуется ребенок. Ребенок не может сам построить «ниточки общения» к взрослому, «ниточки» должен делать взрослый.

Вы знаете, чем живет ваш ребенок? Какие фильмы и мультфильмы он смотрит, какие передачи? В какие игры играет? Названия, имена героев, их характеристики, идею, смысл, взаимоотношения с другими героями? Сколько серий сериала, который смотрит ваш ребенок, посмотрели вы? Причем, посмотрели внимательно, пытаясь понять, что там происходит, а не одним глазом, между делом.

Ведь если ребенок смотрит сериал/кино/мультфильм/играет в игру, они ему действительно интересны, это его жизнь, он переживает за этих героев, и он обязательно будет говорить о них. Но с кем? С друзьями или родителями? Почему бы и не с родителями? Тогда нужно забыть «Опять ты играешь!», «Что за похабщину показывают?», «Как ты это смотришь!?», «Что за глупости» и сесть вместе с ребенком и посмотреть, поиграть. Один, два, три раза — полгода. И у вас появится еще одна тема для общения, тема, которая интересует ребенка, близка его душе. И через общение на эту тему подружиться с ребенком, а когда и предложить заняться чем-то другим… сходить куда-то, почитать что-то, приготовить обед… И ребенок сам выключит ТВ и компьютер, чтобы побыть с вами, с другом.

Я не хочу пересказывать семинар, я хочу сказать, что на нем звучит множество вопросов и множество ответов. Для родителей, для учителей. В первую очередь, семинар нужен родителям детей любого возраста (даже просто будущим родителям), но и учителям он будет полезен.

О чем мы постоянно слышим в учительской? Дети стали другие! Это компьютерные дети. Это наглые дети. Это гиперактивные дети. Как с ними работать? Какие методы использовать? Почему дети такие? И на эти вопросы дает ответ семинар.

Семинар нужно посетить. Может быть, вы не совсем согласитесь и даже поспорите с Амонашвили. Но в этом споре и родится ответ на вопрос, который, может быть, даже еще и не сформулирован вами.

От редакции: Мы дадим информацию на сайте о семинарах в других городах.

Фотографии семинара Амонашвили в Нижнем Новгороде

А также другие фотографии в группе нашего сайта Вконтакте >>>


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: