Школа двадцать лет спустя: взгляд учителя, пришедшего в школу в 90-е годы


Жизнь движется вперед. Все меняется вокруг, меняется и школа. Старшее поколение, наблюдая за преобразованиями в сфере образования, видит, как правило, лишь отрицательные моменты, молодым же по сердцу нововведения. В качестве учителя я переступила порог школы тридцать лет назад. Что изменилось в школе за эти годы?


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

Как изменилась школа?

Школа — это в первую очередь здание, классы, коридоры, спортивные залы, столовая, мебель, методические пособия и много других предметов и вещей, без которых невозможно себе представить школьное здание. Если вернуться в прошлое и пройтись по классам и коридорам, одолеет тоска и уныние. Чем я могла воспользоваться тогда, двадцать лет назад, проводя уроки русского языка и литературы? Мел, доска, старые портреты классиков, небольшие репродукции картин, самодельные карточки для индивидуальной работы — вот весь арсенал, доступный учителю тогда.

Перенесемся в наше время и совершим экскурсию по той же школе. Интерактивная доска, компьютер с доступом в интернет, принтер, диски, аудио- и видеозаписи теперь привычные атрибуты каждого урока. Безусловно, это огромный плюс. Оснащение учебных кабинетов стало более современным. Это дает возможность учителю качественно и эффективно проводить уроки, делая занятия содержательнее, интереснее, нагляднее.

Какими стали наши дети

Школа — это еще и ученики. Приглядимся к ним повнимательнее. Вместо пестрой, разноцветной толпы подростков, заполняющих коридоры в девяностые годы, мы увидим одетых в форму детей. Введение обязательной формы одежды значительно облегчило жизнь родителей, избавило многих детей от комплекса неполноценности из-за низкого материального состояния семьи, сделала их собраннее и дисциплинированнее. Современные ученики мало интересуются внешним видом своих одноклассников. Их внимание приковано к телефону, планшету, плееру. Они не расстаются с наушниками, не выпускают из рук мобильники ни вовремя уроков, ни на перемене.

Наши «продвинутые» дети прекрасно разбираются в компьютере, но с большим трудом формулируют свои мысли. Устные и письменные высказывания, чтение классиков, увлечение поэзией — все осталось там, в двадцатом столетии.

Но я в корне несогласна с теми скептиками, которые с горечью утверждают, что нынешнее поколение деградировало. Мой учительский опыт дает право утверждать: ученики не стали хуже, они просто стали другими. В каждом классе по-прежнему встречаются слабые и ленивые, талантливые и трудолюбивые. Среди подростков есть наркоманы, алкоголики, хулиганы, но основная масса детей ведет здоровый образ жизни, отказывается от курения и употребления алкоголя, занимается спортом, мечтает об успешной карьере.

Без родителей никуда

Ну как не вспомнить о родителях. Их роль в формировании личности ребенка по-прежнему остается значительной. Ведь именно в семье закладываются основы нравственности, прививаются навыки, воспитывается характер. Педагог дает знания, помогает советом и корректирует действия пап и мам. Изменились ли родители сегодня? Несомненно! Ускорение темпа жизни, кризис, материальные проблемы влияют на отношения внутри семьи. Не остается времени на общение, возникает непонимание, конфликтные ситуации. Многие родители обвиняют школу, перекладывая на нее всю ответственность за промахи и ошибки своих детей. Преподавательская деятельность в глазах общественности принимает статус сферы обслуживания, теряет уважение и авторитет. Хотя объективности ради надо отметить, что родители в наше время встречаются разные — так же, как и двадцать лет назад.

Что произошло с учителем

Ни для кого не секрет, что школа держится на учителе. Как же изменения в обществе повлияли на облик педагога? Активное внедрение в образовательный процесс новых технологий, инновационные программы, современные формы и методы обучения заставляют учителей постоянно учиться, перестраивать свои уроки, повышать профессиональный уровень.

Сегодня невозможно работать в школе без знания компьютера, умения заполнять электронные журналы и дневники. Современный учитель вырос профессионально, но при этом, на мой взгляд, утратил что-то важное и необходимое. Несколько десятилетий назад мы были внимательнее и добрее. У преподавателя хватало времени на личное общение с каждым ребенком, была возможность проводить бесплатные дополнительные занятия с отстающими учениками. Теперь все иначе. Чтобы справиться с потоком новой информации, вовремя сдать бесконечные отчеты, разобраться в постоянно меняющейся форме аттестации, педагог сутками проводит время за компьютером, откладывая беседы по душам на потом. Чтобы выжить и прокормить семью, нагружает себя часами, отказываясь от безвозмездных внеурочных занятий.

Претерпел значительные изменения и возрастной состав педагогического коллектива. Маленькая зарплата и большой объем работы делают специальность учителя непривлекательной для выпускников. Школа держится на старых кадрах, молодой учитель — большая редкость.

Прогресс не остановить. Не стоит с ностальгией оглядываться в прошлое. Надо брать из него все хорошее и двигаться вперед.

Об авторе: Беляева Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы в школе 30 лет.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 ТАНтан • 23:13, 26.04.2016
Светлана Валерьевна, я разделяю ваше мнение о современной школе. Хочу защитить молодых специалистов. За последние 3 года только в начальные классы к нам в школу пришли 6 специалистов, из них 4 прижились. И в Советском Союзе из школы много молодых уходили в другие профессии. Трудно в школе работать, а где легко? Если учитель (доктор, продавец, доярка,...) - мастер, или стремиться им стать, он трудности решает с коллегами, родителями, ребятами (одному не выплыть)! Ныне жизнь отличается стремительностью (была размеренная) событий. "Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе". А раньше было не так? Думаю, любить надо дело, которым занимаешься и людей, с которыми общаешься, а так же "...учиться, учиться и ещё раз учиться"
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 Aliselizabeth • 10:04, 21.04.2016
Мне кажется, что и тридцать лет назад учитель мог бы сказать то же самое. То, что всё меняется, - превосходно, значит, мы живы, дышим и думаем (вероятно). Самое страшное то, что изменилось крайне мало. В повести Тендрякова "Ночь после выпуска" "никогда и ни в чём не ошибающаяся первая отличница" сказала: "Школа заставляла меня знать всё, кроме одного - что мне нравится, что я люблю... Тысячи дорог - и все одинаковы, все безразличны". Не боюсь показаться самоуверенной, эту фразу сегодня повторит за ней далеко не только "первый отличник".