Методика преподавания

Сейчас педагогика предлагает множество технологий, объединенных общим понятием диалогового взаимодействия. Что это значит? Под диалогом понимается общение двух или более лиц. То есть имеется в виду не монолог одного, сопровождаемый слушанием, более или менее внимательным, со стороны других, а именно обмен мнениями. Это понимание соответствует и здравому смыслу, и современным требованиям…

06.04.2018

Понятие «Активное слушание» понятие ввела в обиход психолог Юлия Гиппенрейтер; она посвятила этому вопросу книгу, которая называется «Чудеса активного слушания». Книга написана легким языком с большим количеством примеров и «домашними заданиями»; адресована она в основном родителям, но будет интересна и педагогам. Что же такое активное слушание и как использовать его приемы в работе учителем?

Соревнуются две команды по шесть игроков. Ведущий зачитывает вопрос; та команда, которая знает ответ, должна нажать кнопку и дать ответ. Если она ошибается, может ответить вторая команда. На подготовку ответа дается всего двадцать секунд. Проводится несколько боев; один бой длится до тех пор, пока одна из команд не наберет 5 очков.

Игровые технологии применяют как в работе с детьми, так и их родителями. Конечно, далеко не каждое родительское собрание следует проводить в форме игры, но периодически практиковать подобные способы можно, чтобы предотвратить монотонность хода собрания или научиться корректировать возникшую поведенческую проблему детей/родителей. Предлагаем вам подборку игр, которые применяют на родительских собраниях в детском саду. 

«Я учил, но не помню», — это может быть отговоркой нерадивого ученика, а может быть и суровой реальностью, ведь не все люди, которые стремятся что-то запомнить, и в самом деле это запоминают! Чем же объяснить такой печальный факт? Как помочь школьникам запоминать все необходимое? Может ли в этом помочь повторение на уроках?

Актуализация знаний — один из таких этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников.

Ученики, как любые люди, имеют свой характер, свои природные способности, свой уровень социализации. Все это может повлиять на их успеваемость и стиль поведения в классе. Как распознать, какой психологический тип или тип социального поведения свойственен конкретному ученику? В помощь учителю мы подготовили статью о нескольких вариантах классификации. 

Урок-конференция, как правило, проводится на фазе закрепления изученного материала, но нередко он бывает и первым из серии уроков какого-либо раздела. И то, и другое имеет свои плюсы. Рассмотрим подробнее, что такое и как провести урок-конференцию.

Действующая сегодня пятибалльная система оценивания давно перестала устраивать многих, именно в ней многие видят причину несостоятельности оценочной системы. Педагоги часто оказываются в затруднении, выставляя отметку за устный ответ или письменную работу, появляются «плюсы» и «минусы» рядом с «3», «4», «5». Иногда эмоции и вовсе выражаются восклицательными или вопросительными знаками. Но ведь в журнал такую отметку не выставишь. Да и дети (особенно в конце четверти или полугодия) нередко «бегают» за учителем, выпрашивая лучшую итоговую оценку.

Все больше отзывов приходит в редакцию Педсовет.су о том, что работа учителя становится невыносима: к валу бумажной отчетности добавились жалобы родителей. Мы провели опрос пользователей сайта и склонны считать, что в стране сейчас процветает «родительский терроризм».

Когда в классе 25 и более учеников, учитель поневоле вынужден уделять каждому всего лишь несколько минут на уроке. Этого может оказаться недостаточно для того, чтобы выявить тех школьников, у которых недавно возникли проблемы усвоения материала. Что же делать в такой ситуации? Как выявить этих учеников раньше, чем они получат «пару» на контрольной?

В свете новых ФГОС формат урока меняется. Больший акцент делается на самостоятельной работе учащихся. Но это не значит, что различным видам контроля на уроке теперь надо уделять меньше внимания. Просто, наряду с традиционными, приобретают актуальность новые формы контроля.

Какие бы инновационные методы и компьютерные технологии ни внедряли учителя в ходе современных уроков, они ни в не собираются отказываться от традиционных, проверенных временем способов работы с детьми. Педагоги единодушно заявляют о том, что даже в век ИКТ, ОГЭ и ЕГЭ необходимость вызывать учеников к доске не потеряла своей актуальности. 

Нередко представители администрации учителю высказывают такую претензию: «Низкая накопляемость оценок. Прошло уже 2-3 недели с начала четверти, а несколько человек до сих пор не опрошены». Конечно, это проблема. Но как ее решить, если некоторые ученики много болеют, а часов в неделю всего один или два? Как увеличить количество оценок в журнале и повысить их объективность? 

Жизнь школьника XXI века — это круговорот событий, испытание на прочность. Она существенно изменилась за последние 10 лет, в ней появились электронные дневники, гаджеты, новые активности. Тем не менее существует много способов помочь детям разобраться в этом потоке событий и вещей, и вот наиболее эффективные из них.

Decorate your mind with knowledge.

Пишет вам Сатанида Ироидовна Ч. из города N. Я работаю учителем уже без малого сорок лет, но никогда еще в своей деятельности я не встречала таких вопиющих нелепостей, которые наполняют сегодня наши образовательные учреждения, занимают умы наших дорогих деток и, не побоюсь этого слова, рождают странные помыслы в головах у некоторых из моих коллег.

Ответ у доски — ситуация, знакомая каждому школьнику. Только ведут себя дети в этой ситуации по-разному. Для одних выйти на всеобщее обозрение несложно и даже приятно. Им нравится внимание окружающих к собственной особе. Они прекрасно отвечают на вопросы учителя, даже не обладая знаниями по предмету. Другие испытывают дискомфорт и небольшое волнение, с которым легко справляются без посторонней помощи. А некоторые, услышав свою фамилию, ощущают растерянность и ужас. Они теряются, путаются в словах и, в конце концов, напрочь забывают выученный материал. Что же делать, если ребенок отказывается отвечать у доски?

В чем суть мозговой атаки, как педагогической технологии? Какие разновидности мозгового штурма можно применять на уроках в школе? Этапы работы, плюсы и минусы стратегии. В статье представлены примеры использования технологии «мозговая атака».

Развитие самостоятельности учащихся, здоровьесберегающие технологии, прочные предметные знания… В чем еще преимущества мурманской методики? В чем ее суть? Возможно ли ее использование в рамках ФГОС? Есть ли недостатки у этой разновидности коллективного способа обучения?

Методики сохранения изученного различны: начиная с мнемоники и заканчивая современным программированием памяти. Наш мозг отправляет ненужную на сей момент информацию в подвалы хранилища. Вытащить что-либо из подвала трудно, из мозгового — тем более. Забывают все. Как организовать свою работу так, чтобы нужная информация не терялась? Можно ли создать расписание, в котором учитывается время, наилучшее для тренировки памяти? Какие научные разработки  проводились и проводятся по этим вопросам?