Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня их познавательной самостоятельности


В настоящее время перед школой по-прежнему стоит задача развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности как свойства личности, которое характеризуется стремлением и умениями без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения в своей самостоятельной познавательной деятельности.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал
Самостоятельность как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время, без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности. Познавательная же самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно–познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных работ.

Познавательная самостоятельность является одним из важнейших компонентов самостоятельной работы. Понятия «самостоятельная работа» и «познавательная самостоятельность» в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но при этом самостоятельности не проявлять. Раскрытие творческих способностей учащихся, повышение уровня их познавательной самостоятельности во многом зависит от общей направленности, характера и качества самостоятельной работы.

Немало полезных рекомендаций по развитию познавательной деятельности в работах Я. Коменского, К. Ушинского и др. Эта проблема также разрабатывалась видными педагогами и психологами (Д.Б.Богоявленским, Е.П.Бруновт, П.Я.Гальпериным, И.Я.Лернером и др.). В дидактических исследованиях изучаются условия формирования познавательной самостоятельности, разрабатываются вопросы, связанные с анализом определенных возможностей, обеспечивающих развитие соответствующих приемов. Психологи и дидакты отмечают характерные признаки и уровни познавательной самостоятельности, однако условия успешного формирования познавательной самостоятельности школьников до сих пор еще не достаточно исследованы в практике учителей начальных классов.

Как отмечают ученые, учебный процесс протекает эффективнее, если учащиеся выполняют задания учителя при систематическом, планомерном уменьшении его непосредственной помощи. Поскольку эта работа происходит постепенно, то развитие познавательной самостоятельности формируется поуровнево и поэтапно.

Первый уровень – отражательно-репродуктивный, для которого характерно более или менее точное воспроизведение учащимися знаний и приемов в том объеме и содержании, в котором они были получены в процессе обучения.

Второй уровень – продуктивный, он предполагает некоторую умственную переработку знаний об известных объектах, самостоятельный выбор методов и приемов их изучения, а также синтез знаний, полученных из других источников или в результате собственной мыслительной деятельности.

Третий уровень – творческий. Он характеризуется более глубокой умственной переработкой приобретаемых знаний, применением сформированных умений в работе с новыми объектами, умением рассматривать их с различных точек зрения, а также умением вносить в свою учебную деятельность исследовательские элементы.

В своем эмпирическом исследовании, проводимом в течение трех лет, мы изучали влияние умений самостоятельной работы младших школьников на повышение уровня их познавательной самостоятельности. Целью данного исследования было изучить вопросы организации самостоятельной работы младших школьников в теории и практике, проанализировать возможности учебного материала для организации самостоятельной работы и на этой основе спланировать и провести эксперимент, доказывающий положительное влияние этого вида деятельности учащихся на повышение уровня их познавательной самостоятельности.

Нами были решены все задачи, которые мы ставили перед собой в начале исследования. Была изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по данной проблеме таких видных ученых, как К.Д. Ушинский, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, М.А. Данилов и др. На этой основе мы спланировали и провели эксперимент. На констатирующем этапе мы определили у учащихся 4-х классов (экспериментального и контрольного) наличие умений самостоятельной работы и уровень их познавательной самостоятельности. Для определения наличия у учащихся умений самостоятельной работы им была предложена анкета. Проанализировав результаты анкетирования, мы выявили, что не все дети овладели умениями самостоятельной работы, не все заинтересованы в доведении ее до конца, испытывают затруднения, работая самостоятельно. Для определения уровня познавательной самостоятельности учащихся в обоих классах были проведены самостоятельные работы по русскому языку, содержащие одинаковые задания. Далее мы определили по итогам выполнения самостоятельной работы уровни познавательной самостоятельности (по Т.И.Шамовой).

Результат: в экспериментальном классе у 70 % учащихся – I уровень познавательной самостоятельности и у 15% учащихся – II и III уровни, в контрольном классе у 63 % учащихся – I уровень познавательной самостоятельности, у 21% учащихся – II уровень и у 16% - III уровень.

Таким образом, полученные на этом этапе исследования результаты констатирующего диагностического среза позволили наметить условия и средства организации самостоятельной работы с целью повышения уровня познавательной самостоятельности младших школьников.

На формирующем этапе мы проанализировали программу по русскому языку с целью возможности организации самостоятельных работ учащихся в 4-м классе и составили задания для самостоятельных работ, обеспечивающие развитие познавательной самостоятельности. Приведем пример такой самостоятельной работы.

Задание1. Образуйте от существительных имена прилагательные. Напишите.
Радость – радостный, доблесть - …, честь - …, счастье - …, краса – прекрасный, интерес - …, чудеса - …, вкус - … .
Подчеркните непроизносимые согласные.

Задание 2. Составьте из слов предложения. Напишите.
На берегу реки.
1. в, заводях, тихих, кувшинки, плавают, белые
2. водой, над, трепещут, в, воздухе, стрекозы, лёгкие
3. у, скользят, берега, по, паучки, воде, водяные
Определите падеж существительных.

Задание 3. Понаблюдайте над тем, как идет снег. Какие изменения происходят вокруг нас? Составьте текст, озаглавьте его и напишите.


Затем в экспериментальном классе были проведены уроки, в ходе которых систематически проводились самостоятельные работы, содержащие задания разного уровня самостоятельности. Организуя самостоятельную работу, мы придерживались того, что не каждая самостоятельная работа развивает познавательную самостоятельность, поэтому в заданиях старались программировать посильные затруднения, преодоление которых ученику доставляло бы радость и поднимало на следующий уровень актуального развития. также мы учитывали виды своей руководящей роли и исполнительской роли школьника, усложнение заданий для самостоятельной работы, индивидуальные особенности/подготовленность учащихся и имеющуюся учебно–материальную базу – основу для самостоятельной практической деятельности.

На контрольном этапе мы провели контрольный срез и сравнили сформированность умений самостоятельной работы, уровни познавательной самостоятельности учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем и контрольном этапах исследования. Проанализировав сформированность умений самостоятельной работы в экспериментальном классе, мы увидели, что количество детей, овладевших навыками самостоятельной работы, увеличилось, а число испытавших затруднения в ее выполнении уменьшилось. Результаты анкетирования в контрольном классе показали, что по-прежнему не у всех детей сформированы навыки самостоятельной работы, а число учащихся, испытывающих затруднения при самостоятельной работе, увеличилось.

Далее, в экспериментальном и контрольном классах была проведена самостоятельная работа с целью сравнения того, как у учащихся обоих классов изменились умения самостоятельной работы и уровень познавательной самостоятельности. Самостоятельная работа содержала одинаковые задания для обоих классов. Сравнив результаты констатирующего среза, мы увидели, что в экспериментальном классе I уровень у 35% учащихся (было 70%), а в другом классе этот же уровень у 53% учащихся (было 63%) . II уровень - у 25% учащихся экспериментального класса (было 15%) и 26% учащихся (было 21%) из контрольного класса. И, наконец, III уровня к концу эксперимента достигли 40% учащихся экспериментального класса (было 15%) и 11% (было 16%) контрольного. Результаты эксперимента показали, что в том классе, где специально формировались умения самостоятельной работы, уровень познавательной самостоятельности стал выше. В контрольном классе, где этой работы не проводилось, уровень познавательной самостоятельности учащихся изменился незначительно. Таким образом, проведенная научно-практическая работа позволяет сделать вывод о положительном влиянии умений самостоятельной работы учащихся на уровень их познавательной самостоятельности.

Повышение уровня познавательной самостоятельности может осуществляться поэтапно.

Первый этап формирования познавательной самостоятельности заключается в обучении приемам анализа и сравнения. Познавательная самостоятельность школьников на этом этапе носит в основном репродуктивный характер, что соответствует первому уровню.

Второй этап. Его задачи состоят в обучении школьников приемам умственной деятельности при изучении несложного материала и в формировании разнообразных умений работать с учебником и дополнительной литературой. При этом все еще осуществляется прямое руководство этой деятельностью: фронтальное задание, письменный и подробный инструктаж и т.п. Главное при этом – помочь учащемуся в любом его затруднении и показать положительное значение самостоятельной работы. Однако в некоторые задания уже включаются требования самостоятельного анализа, сравнения, установления причинно–следственных отношений, обобщения.

На третьем этапе развития познавательной самостоятельности от учеников требуется умение найти источники знаний, правильно их использовать (в том числе периодическую печать), выделить главное, особенно доказательства, объяснения тех или иных положений. Задания этого этапа должны требовать умственной нагрузки учащихся, вызывать у них состояние интеллектуального затруднения и стимулировать самостоятельный поиск и решение.

Задачи четвертого этапа должны быть направлены на обучение учащихся применению комплекса всех сформированных умений. Задания при этом должны быть краткими, а на выполнение работы должно отводиться меньше времени. Здесь им предлагается самим найти не только источники знаний, но и рациональные методы и проявить умения самостоятельно выполнить задание. Задания этого этапа требуют высокого – третьего уровня познавательности, а обучающая деятельность преподавателя может сводиться лишь к руководству.

Очень важно помнить, что не всякая самостоятельная работа может обеспечить воспитание и развитие интереса. Иногда это забывают и самостоятельность мысли школьника понимают односторонне – только как следствие любой работы, которую ученик выполняет сам или при минимальной помощи учителя.

Мы же, организуя самостоятельную работу, придерживались того, что не каждая самостоятельная работа развивает познавательную самостоятельность, а в заданиях старались программировать посильные затруднения, преодоление которых ученику доставляло бы радость и поднимало на следующий уровень развития. Кроме того, соблюдались непременные требования к главным признакам самостоятельной работы:
  1. наличие цели работы,
  2. наличие при выполнении мыслительных и моторных действий,
  3. направленность на развитие познавательной самостоятельности,
  4. вариативность заданий с учетом индивидуальных способностей школьников, их подготовленности,
  5. наличие умственного напряжения (каждая работа должна учитывать уровень актуального развития и обеспечивать развитие уже сформированных приемов и умений).

В результате исследования были выявлены противоречия между необходимостью формирования навыков самостоятельной работы и недостаточностью его развития, а также проблема в том, чтобы определить каковы условия (содержание, способы, приемы), необходимые для формирования у школьников навыков самостоятельной работы.



Список литературы

  1. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Под ред. Осиповой Л.Н. М.,1988.
  2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.
  3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М., 1993.
  4. Лернер И.Я. Качество знаний. Каким оно должно быть? М., 1985.
  5. Маркова Н.П., Богоявленская А.Е. формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Калинин, 1988.
  6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. 1980.
  7. Пидкасистый П.И. Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. М., 1980.
  8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. т.8, М., 1949.
  9. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.

 

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 Nike_Pashkov • 14:48, 22.01.2012
Свидетельство №1435/2012
avatar
1 solyba • 17:57, 14.01.2012
интересная статья, особенно понравилось наличие исследовательской деятельности.