Творческий урок как способ реализации профессионального потенциала педагога


Принцип активности в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе не возникает часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды.
 


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал
От школы и учителя требуется не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у учеников, но и научить их творчески этими знаниями распорядиться. Но, к сожалению, урок математики, как впрочем и любой другой, часто сводится к прохождению программы, причём преимущественно - с использованием объяснительно-иллюстративного метода (посмотри - повтори - запомни), что приводит к снижению качественной успеваемости учащихся и не решает проблемы развития их математических способностей.

На мой взгляд, эта тенденция обусловлена, во-первых, повышением уровня сложности содержания обучения, во-вторых, снижением интереса к предмету, связанного с трудностями восприятия и некоторой «скучностью» материала, в-третьих, отсутствием положительной мотивации к учению. Решение данной проблемы - это сложный процесс, требующий системного исследования постановки математического образования через урок как основную форму организации учебного процесса, через элективные курсы, через образовательные программы. Учитывая значимость урока в системе воспитательно-образовательного процесса, остановимся на решении этой проблемы через урок.

Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные, а ещё скучные - ответит на этот вопрос ученик. Учитель назовёт уроки по изучению нового материала, его закреплению, контролю. Учёный или методист приведёт ещё и несколько классификаций уроков по разным дидактическим основаниям. Данная работа посвящена особому типу урока - творческому.

Анализ двух подходов к основным элементам урока

Творческий урок

Творческий урок – это урок особого типа. Это урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый для себя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал.

Создание творческого урока – сложный процесс, т.к. учитель не просто планирует этапы урока и задания на каждый этап, а разрабатывает систему условий для детского творчества. При этом учитываются образовательная программа, уровень подготовки детей, тип урока, виды деятельности, которые помогут ученикам создать образовательный продукт. В основе творческого урока лежит эвристическое, проблемное, развивающее обучение.

Открытые задания

Успех творческого урока в немалой степени зависит от стартового задания, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность. Если задание звучит непонятно, неинтересно для детей, далеко от их личного опыта, то шансов на успех в работе мало. И наоборот, если задание сформулировано или соответствует потребностям учеников, то оно способно повести за собой весь ход урока. Интересно сформулированные задания особенно важны для «сухой» математики.

Следует заметить, что традиционное обучение мало интересует мотивы ребенка. Учителя бросаются в бой, чтобы как можно быстрее обучить его знаниям, умениям, навыкам. В основе же творческого урока обязательно лежит мотивация, создать которую призвано «стартовое» задание или, как его называют, открытое задание. Суть этих заданий состоит в том, что они не имеют однозначности их решения. Этим они и отличаются от традиционных вопросов и заданий. Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а формировать собственные знания о реальном объекте познания.

Открытые задания могут быть сформированы тогда, когда в классе уже создана образовательная напряженность и через выполнение задания ученики выражают свою активность. Но открытое задание и само может создать образовательную напряженность.

Выполнение задания как в первом, так и и во втором случае способствует разрешению образовательной напряженности и созданию образовательного результата. Более эффективным является первый случай, так как формирование задания происходит в результате коллективного обсуждения проблемы.

Пример:

Тема: Умножение обыкновенных дробей.

Основная цель: Сконструировать способ умножения обыкновенных дробей.

 
  • Предлагается следующая ситуация:

Учитель: "Дети, представьте себе, что вы участвовали в археологических раскопках и обнаружили три слитка золота одинаковой толщины размером 0,2дм×4дм; 2/5 дм×2дм; 16/25 дм×5/4 дм. Слитки имеют прямоугольную форму. В качестве награды разрешили взять один. Какой из них вы возьмете?"

Возникла образовательная напряженность. В ходе ее коллективного обсуждения родилось открытое задание: найти площадь каждого слитка и выбрать слиток самой большой площади. Решение этой задачи и позволило сконструировать способ умножения обыкновенных дробей.

 
  • Учитель сам формулирует открытое задание: найти площади прямоугольников со сторонами: 0,2дм×4дм; 2/5 дм×2дм; 16/25 дм×5/4 дм

В первом случае создается ситуация успеха, во втором - ситуация разрыва или образовательного напряжения.

Типы творческих уроков.

Разделение творческих уроков на типы может происходить на основе различных ведущих видов деятельности. Но это не означает, что урок должен быть строго определенного типа. Так, в младших и средних классах они, как правило, комбинированы, а в старших урок может быть одного типа при различных формах воплощения. Итак, творческие уроки бывают четырёх типов:
  1. Уроки когнитивного типа (урок-наблюдение; урок-эксперимент; урок исследования объекта или понятия, поисковый урок, урок постановки проблемы и ее решения; урок конструирования понятия (способа, правила); межпредметный урок и другие);
  2. Уроки креативного типа (урок составления и решения задания; урок моделирования; урок-путешествие(реальное, виртуальное); урок наоборот (ученик в роли учителя); урок-олимпиада; урок творческого обобщения; урок-открытий; урок защиты творческих работ; ролевая игра и другие);
  3. Уроки оргдеятельностного типа (урок целеполагания; урок с групповой работой; урок консультация; урок-зачет; урок самооценки; урок-рефлексия и другие);
  4. Уроки коммуникативного типа (урок-выставка; урок-аукцион; урок-соревнование; урок-КВН; урок взаимоконтроля и другие).



Перечисленные типы уроков позволяют строить систему знаний, образующих целостную технологию обучения.

Фрагменты планов творческих уроков:

I.Тема урока: Происхождение прямоугольной системы координат. (6кл.)

Тип урока: урок конструирования понятия

Цели:

  1. Ввести учащихся в процесс отыскания причин происхождения прямоугольной системы координат;
  2. Подготовка и демонстрация образовательного продукта.


Главная проблема: Необходима ли прямоугольная система координат?

Этапы урока:

 

  1. Актуализация опорных знаний (параллельные, перпендикулярные прямые, определение координат точек); построение точек на координатной прямой, нахождение расстояния между точками.
  2. Постановка открытого задания: Два шоссе, Восточное и Северное, пересекаются в пункте О. Восточное шоссе проходит с Запада на Восток, Северное - с Юга на Север. Пункты А и В расположены на Восточном шоссе: А - на расстоянии 30 км на Восток от О, В – на расстоянии 65 км на Запад от О. Пункты С и Д расположены на Северном шоссе: С – на расстоянии 75 км на Юг от О, Д – на расстоянии 45 км на Юг от О. Пункт Е находится на расстоянии 150 км на Восток от Северного шоссе и на расстоянии 50 км на Север от Восточного шоссе. Пункт F находится на расстоянии 40 км на запад от Северного шоссе и на расстоянии 120 км на юг от Восточного шоссе. Найти расстояние по прямой между пунктами: А и В, С и Д, Е и Д, Е и F.
  3. Работа в группах по созданию образовательного продукта.
  4.  Демонстрация образовательного продукта каждой группой.
  5. Создание прямоугольной системы координат.
  6. Подведение итогов работы, рефлексивное задание: В каких жизненных ситуациях приходится пользоваться прямоугольной системой координат.


II. Тема: Решение неравенств II степени (9кл.)

Цели:

  1. Сконструировать способ решения неравенств II степени;
  2. Обеспечить выдвижение гипотез о способах решения неравенств II степени;
  3. Составить алгоритм решения неравенств II степени.


Главная проблема: Как можно решить неравенства II степени?

Этапы урока:

 

  1. Учитель предлагает детям решить задачу: планируется разбить прямоугольный цветник, который будет примыкать к дому и иметь площадь не менее 48 м2. Заготовленного штакетника хватит на изгородь длиной 20 м. Найдите длину и ширину цветника.
  2. Обсуждение решения задачи, появление неравенства х2-10х+4≤0,
  3. Формулировка детьми проблемы. Как можно решить данную проблему?
  4. Выдвижение версий по решению неравенств и их обсуждение.
  5. Конструирование способа решения неравенств ІІ степени. Создание алгоритма.
  6. Рефлексия: Какую задачу составили на уроке (какая проблема?) Решили ли мы её?

 

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
3 traveller6131 • 03:22, 02.01.2012
Спасибо автору статьи за интересный материал! Только может быть, также соглашусь с Владиславом и добавлю, что если учащимся принести "слитки"(которые вполне можно сделать на уроках Технологии) и измерительный инструмент, например штангенциркуль, то может вообще получится интегрированный урок: "Математика+ Технология!".
Желаю Елене Валентиновне новых творческих успехов!
avatar
2 Владислав • 10:59, 01.01.2012
Здравствуйте! хотелось бы внести некоторое предположение

"Тема: Умножение обыкновенных дробей.
Учитель: "Дети, представьте себе, ....
....
Возникла образовательная напряженность..."

при таком подходе только у части детей может быть образовательная напряженность, на мой взгляд, было бы эффективнее, если бы вы эти "слитки" принесли с собой и дали обучающимся, они бы не только их измерили, но и интереса при решении было бы больше, так как это как-то большая реальность.
avatar
1 БаулоЕМ • 21:45, 31.12.2011
Елена Валентиновна, очень понравилась статья: все профессионально изложено: лаконично и подробно одновременно. Таблица - просто находка: бери и строй творческий урок. Я не математик, но прямо захотелось самой выполнить "открытое задание" и найти эти точки на координатной прямой :))
Умница!