Проектная деятельность. Физика


Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:
- уметь гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
- уметь критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи;
- уметь грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь предотвращать конфликтные ситуации;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.


Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой школьника к профессиональному умственному труду. Решению данной задачи полностью отвечает технология проектно-исследовательского обучения (активное введение учеников в научную деятельность).

Метод творческих проектов – это гибкая система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых моделей и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость[1].

Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых школьники:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, могут пробовать себя в различных сферах на основе самостоятельно выделенной цели разработки проекта;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач (соотносят поставленную цель и условия ее достижения);
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения;
  5. развивают системное мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями, осуществляют рефлексию.


В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и умение вести исследовательскую работу. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную или групповую), которую ребята выполняют на протяжении определенного промежутка времени.

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

- накопление теоретических и практических знаний и умений;
- составление эскизных рисунков, чертежей, схем проекта;
- выбор наиболее удачного варианта проекта и краткое описание принципа его действия;
- предварительный расчет и приближенное определение параметров элементов, составляющих выбранный вариант проекта;
- принципиальное теоретическое решение и разработка самого проекта;
- подбор деталей, материалов, инструментов и измерительных приборов для материализации проекта;
- мысленное предвосхищение всех основных этапов деятельности по сборке материального макета проекта;
- систематический контроль своей деятельности при изготовлении прибора (установки);
- снятие характеристик с изготовленного прибора (установки) и сравнение их с предполагаемыми (анализ проекта);
- перевод макета в завершенную конструкцию прибора (установки) (практическая реализация проекта);
- защита проекта на специальной конференции и демонстрация прибора (установки) (общественная презентация)[2, 3].


В школе №33 города Липецка создана особая технология организации внеурочной деятельности учащихся в рамках научно–исследовательского института. Разработаны и утверждены положения о научно–исследовательском институте, структура НИИ. Одно из направлений работы НИИ – секция физики.

Цель организации проектной деятельности: выявление одаренных детей и поддержка интереса к глубокому изучению профильных предметов; творческое развитие личности; развитие интереса к инженерно-техническим и исследовательским профессиям; привитие элементов исследовательской культуры, которое осуществляется посредством организации исследовательской деятельности школьников; социализация личности как путь познания: от формирования ключевых компетенций к личностным компетентностям.

Исследовательской деятельностью в рамках института занимаются учащиеся профильных классов и наиболее одаренные учащиеся 5-9 классов. Во время или после изучения конкретной темы учащимся предлагаются творческие задания: самостоятельно разработать проект, описать принцип его действия и возможное практическое применение. Воплощение проекта в реальную конструкцию может быть индивидуальным или групповым. После практической реализации основных проектов организуется и проводится конференция, на которой защищаются проекты и демонстрируются в действии изготовленные по ним приборы, модели, установки.

При организации ученического исследования необходимо, учитывая способности и познавательные интересы учащегося, а также практическую значимость и актуальность темы, отыскать надлежащую проблему, сформулировать задачу, обозначить тему проекта. Выбор тем ведется учащимися по следующим направлениям:

  • Астрофизика:
- Транзит Венеры по диску Солнца 8 июня 2004 года.
- Во власти тяготения: изучение влияния законов тяготения и теории упругости на формирование топографических особенностей рельефа планет.
  • Оценка состояния окружающей среды в микрорайоне школы:
- Шум как фактор, влияющий на окружающую среду города.
- Изучение радиационного аспекта экологического состояния окружающей среды (на примере 24 микрорайона города Липецка).
- Опыт исследования электромагнитной обстановки, уровня шума и освещённости в жилом помещении (оценка физических параметров среды городской квартиры).
  • Конструирование приборов:
- Музыкальный репетитор.
- Торнадо: стихийное бедствие или надежда энергетики?


Наиболее эффективный путь воспитания у школьников интереса к проектной деятельности − организация их игровой деятельности. В этом плане большую ценность представляет игра–соревнование, которая позволяет учащимся получать ответы на вопросы в совместной деятельности, моделируя определенную жизненную ситуацию. Результатом игры должно быть коллективное решение поставленной задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры.

Пример творческой игры для учащихся 7 классов

Школьники становятся членами космического корабля (командир, группа астрофизиков, группа конструкторов, группа астрогеологов, художники и т.п.). В полет можно «отправлять» два или несколько соревнующихся между собой экипажей для исследований. Командам даются задания:

  1. придумать конструкцию моста, который мог бы выдержать наибольшее из возможных давлений;
  2. спроектировать и изготовить модель аэромобиля с микроэлектродвигателем и питанием от солнечной батареи;
  3. изготовить модель шлюза для выхода в космос;
  4. изготовить микромодель космической ракеты и т.п.


Применяемые методы творческого конструирования: метод расчленения, метод объединения, метод замещения, метод аналогии и др.

Каждая команда готовит макет космической поверхности, на которой размещает модели и конструкции изготовленных проектов. На итоговой конференции команды защищают проекты. Критерием оценки проектной деятельности школьников является достижение цели проекта и надпредметных целей.

Предполагаемый результат. Если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Проектная деятельность позволяет школьнику изучать и проверять закономерности, уточнять и развивать основополагающие понятия, раскрывать методы исследования и прививать навыки по измерению физических величин, показывать возможность управления физическими процессами и явлениями, подбирать приборы, инструменты, аппаратуру, адекватную изучаемому реальному явлению или процессу, понимать роль опыта в познании явлений природы, создавать гармонию между теоретическими и эмпирическими значениями.

Организация исследовательской деятельности школьников способствует формированию в нестандартных условиях, во внеурочное время ключевых компетенций. Формирование учебно-познавательных компетенций осуществляется через научно-исследовательскую деятельность школьников (привлечение разных предметных знаний (общественных и естественных наук) для решения какой-либо проблемы). По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности. Школьник учится независимо критически анализировать, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Использование различных форм обучения - работа в группе, обсуждение, презентация совместных проектов с использованием современных технологий, необходимость быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, умение работать сообща в разных сферах, предотвращая конфликтные ситуации или достойно выходя из них – способствуют развитию коммуникативной компетентности.

Организационная компетентность включает планирование, проведение исследования, организацию исследовательской деятельности. В процессе исследования у школьников происходит формирование информационных компетенций (поиск, анализ, обобщение, оценка информации). Они овладевают навыками грамотной работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет-сайтами. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

При выполнении проекта, научно-исследовательской работы, ученического исследования школьники знакомятся с различными способами научного познания, учатся применять перспективные методы исследования в практической природоохранной деятельности. Участие в конкурсах стимулирует познавательную активность школьников и повышает ответственность учителей за качество образовательного процесса. Повышается мотивация развития, как преподавателя, так и учащихся.

Результативность
- 18 победителей, призёров и лауреатов конкурсов и выставок:
- Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского (г. Москва);
- Всероссийская открытая Олимпиада «Созвездие» научно-исследовательских и творческих проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос» (г. Королев);
- межрегиональный конкурс "Инструментальные исследования окружающей среды" (г. Санкт-Петербург);
- региональная молодежная и инженерная выставка «Шаг в будущее. Центральная Россия»;
- участие в областных, городских и школьных выставках.


Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.



Список литературы:

  1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения/ В.В.Гузеев// Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. – 1995. - №6.
  2. Пахомова И.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003.
  3. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Народное образование. - №7. – 2000.

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: