Развитие творческой компетенции учащихся через метод проектов при изучении раздела "Художественная обработка материалов"


С древних времен люди стремились строить свою жизнь по законам красоты. Ярким подтверждением тому является древняя притча Плутарха. "Три раба везут тачками камни. Каждому из них философ задаёт один и тот же вопрос: "Зачем ты везёшь эти камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы заработать на хлеб". Третий же с восхищением произнёс: "Строю прекрасный храм!"


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Умение видеть созидательное начало в любом труде — значит творить прекрасное. Чувствовать и понимать красоту необходимо каждому человеку не только для духовного обогащения, но и для успешной работы. Независимо от того, в какой области будет трудиться человек, он должен уметь видеть и понимать изящество и красоту.

Общеобразовательная школа различными формами и методами эстетического воспитания призвана воздействовать на ум и чувства ребёнка, пробуждать в нём эстетические эмоции, приобщать к постижению гармонии и красоты во всех их проявлениях, а также развивать его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях будущей деятельности.

Развивать творческую активность надо со школьного возраста. Стремление детей к творческой деятельности проявляется очень рано. Эстетические переживания детских лет оставляют глубокий след в памяти человека, и то, что запало в его сердце долго, а часто и всю жизнь сопутствует ему.

В этом отношении предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и даёт им возможность ещё в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры, вкуса.

Умение много (и хорошо) делать своими руками — залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребёнок умеет в сотрудничестве и под руководством, — утверждал выдающийся психолог Л.С. Выгодский, — завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих работ, проектов.

Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Возрождающийся проектный метод обучения при его умелом применении по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал.

Образовательная область «Технология» призвана привнести элементы новизны в содержание школьного образования, а вместе с ним и в методы обучения школьников, способствовать развитию качеств личности и здоровья учащихся, компенсации отрицательного влияния техносферы на их здоровье и психику. Нетрадиционными методами обучениями «Технология» научит школьников «рождать» и воплощать в жизнь идеи — идеи, способные развивать творчество, а вместе с ним и производство.

И вполне естественно, что для этого нужен учитель, способный научить школьников учиться, привить способы быстрого и эффективного усвоения знаний одним из таких методов — методом проектов.

Учащиеся видят перед собой конечный результат — вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие компетенции учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

Профессиональное самоопределение — именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным — сложное, слабым — по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися — это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.

Основной целью проекта является формирование творческой компетенции учащихся.

Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимых результатов. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Учебный проект основывается на следующих моментах:

  • pазвитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;
  • самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
  • решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
  • представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
  • сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).

Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволит:

  • индивидуализировать обучение;
  • актуализировать знания и умения;
  • изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;
  • выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме;
  • организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.

Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Внешние (видимые) компетентности проявляются, как правило, в форме умений и способов деятельности. Поэтому один из понятных и вполне грамотных путей формулировки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков.

Вот список таких умений и навыков, формирующихся в процессе проектной деятельности, который, естественно, может быть дополнен и расширен.

1. Рефлексивные умения

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения

  • умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной деятельности
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с партнерами;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (продукт, изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.);
  • умение участвовать в дискуссии;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навык интервьюирования, устного опроса и т.д.

7. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

8. Преимущества проектного метода обучения:

  • навыки работы в команде;
  • навыки общения;
  • междисциплинарные навыки;
  • развитие индивидуальных навыков участников проекта;
  • работа с личным сознанием.

Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.
Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. Они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках технологии.

Работа над проектом предполагает следующие этапы:

  1. этап – проблема;
  2. этап – осознание проблемной области;
  3. этап – выявление конкретной потребности;
  4. этап – определение конкретной задачи и ее формулировка;
  5. этап – выявление основных параметров и ограничений;
  6. этап – мини-исследование (выявление традиций, истории, тенденций);
  7. этап – выработка идей, вариантов, альтернатив;
  8. этап – выбор материала;
  9. этап – выбор инструмента, оборудования;
  10. этап – разработка технологического проекта;
  11. этап – организация рабочего места;
  12. этап – экономическое и экологическое обоснование;
  13. этап – контроль качества;
  14. этап – выполнение технологических операций;
  15. этап – контроль, испытание;
  16. этап – реклама;
  17. этап – оформление;
  18. этап – самооценка;
  19. этап – защита проекта.

Работу с проектом можно продемонстрировать следующей схемой.

Структура проекта

Творческие компетенции школьников особенно хорошо проявляются при изучении блока «Художественная обработка материалов». Остановлюсь подробнее на обучении школьниц технологии бисеронизания.

Бисер обладает уникальными декоративными возможностями, что позволяет учащимся проявить творчество и индивидуальность даже при использовании готовых схем и рисунков. Знакомя учениц с историей русского бисера, показывая им иллюстрации бисерных картин, выполненных в 17-19 вв., я ставлю перед собой цель приобщить школьниц к этому тонкому художественному рукоделию, развить их художественный вкус, сформировать восприимчивость к миру прекрасного, желание глубже изучить прошлое своего народа, ведь изучение народного искусства — шаг к творчеству.

В наши дни изделия из бисера, особенно выполненные индивидуально, пользуются большим спросом. Это придаёт особую актуальность обучению школьников бисеронизанию.

Занятия, как правило, проводятся в форме комбинированных уроков и включают теоретическую часть и практическое выполнение задания. При этом учитель использует различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их. Ведущее место занимает метод трудовых заданий, который реализуется на основе выполнения изделий, имеющих социально- экономическую значимость и спрос на рынке, а также методы контроля и оценки готовых изделий.

Формы работ на уроке и индивидуальные, и в группах. Объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им возможность выбора уровня её сложности, варианта технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы.

Методы обучения: репродуктивные — работа по готовым схемам, и индуктивные, поисковые — ученицы сами составляют схемы или вносят свои изменения в готовые, а также составляют схемы по готовому изделию. Ну уроках присутствует дух соревнования, творчества, ведь школьницы самостоятельно подбирают цвет, изменяют схемы или составляют новые по своему вкусу. Получив навыки, они уже могут самостоятельно выполнить более сложные изделия.

В методическое обеспечение урока входят рисунки, схемы, образцы изделий, иллюстративный материал, инструменты и приспособления для работы с бисером, журналы, книги, видеофильмы. Чем меньше возраст учеников, тем более наглядным должен быть урок.

Начинаем работу с бисером в 5 классе с изготовления простейших цепочек в одну и две нити. Причём школьницы сразу изготавливают законченное изделие – браслет-фенечку, самостоятельно подбирая цветовую гамму на свой вкус. Постепенно усложняю технику плетения, и в 6 — 7 классах осваиваем плетение на проволоке, леске, ажурное плетение, мозаику, полотно, плетение в 1,5; 2 ромба. И в 8 классе ученицы работают над творческим заданием — каждая индивидуально изготавливает какое-либо изделие (ожерелье, колье, воротник и др.).

Для обучения подбираю такие объекты труда, выполняя которые, ученицы видят результат своей деятельности уже через 1-2 урока. Это позволяет познакомить с большим количеством технологий бисероплетения, расширяет общий кругозор учащихся. Организую уроки так, чтобы школьницы могли выполнить более сложные и интересные для них изделия.

Работа с бисером — увлекательное, но кропотливое занятие, требующее внимательности и усидчивости. Для школьниц привлекательным также является желание изготовить родным и друзьям оригинальный подарок, который будет радовать их своей красотой и оригинальностью.

При разработке плана проекта учащиеся обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми, изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта. Первоначальный план реализации проекта постоянно пересматривается, возможные упущения исправляются.

Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь же разнообразной как и сами проекты. Самое главное, чтобы план отвечал проекту, а не наоборот.

Особое значение имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделий, услуги, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций: образовательная, воспитательная, развивающая.

Таким образом, главным результатом проектной деятельности учащихся является интерес к изучению технологии, развития творческой компетенции, воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности.

В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй — выступает в роли консультанта, помощника.

Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики. Предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), а также позволяет каждому обучающему работать в своем индивидуальном режиме, что в свою очередь позволяет реализовывать здоровье-сберегающие технологии в обучении.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В решении проблем растет и развивается личность.

От учителей часто можно услышать, что нынешние школьники учатся без интереса, в лучшем случае выполняют задание «от и до». Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что пассивность учащихся на уроках зачастую определяется не их инертностью, а низкой личной актуальностью учебных заданий или непривлекательным внешним видом предлагаемого на уроке объекта труда, или сложной, не соответствующей их учебным возможностям работой. Умение заинтересовать школьников – одно из направлений педагогического поиска как для молодого специалиста, так и для профессионала.

Превратить «пассивных» детей в «активных» можно, сформировав мотив к выполнению задания. Известно, что побудительная причина — основа любой деятельности. Нет мотива — нет деятельности — нет результата.

Список литературы

1. Симоненко В.Д. Технология. 5 класс (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко. – М.: "Вентана-Граф", 2010. С. 48.
2. Симоненко В.Д. Технология. 6 класс (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко. – М.: "Вентана-Граф", 2010. С. 61.

Блажнова И. П.,
учитель технологии МОУ СОШ № 19,
г. Абакан


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: