Как воспитать мальчика мужчиной, а девочку — женщиной? Формирование представления о женственности и мужественности в ДОУ


Одной из причин утраты семьи как ценностной категории, без сомнения, является то, что в последние годы произошли существенные изменения в полоролевом поведении мужчины и женщины: женщины стали более мужественны, мужчины, напротив, более женственны. Рассказывая детям о подвигах богатырей, о доброте, милосердии женщины-матери, в реальной жизни ребенок часто видит другие примеры. Он дезориентирован. Мы считаем, что формировать полоролевое поведение нужно с раннего возраста и делать это в тесном контакте с семьей.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Я расскажу о том, как мы формируем представление о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста в контексте программы "Социокультурные истоки".

Эта программа основывается на культурно-исторической теории Л.С. Выготского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком-дошкольником.

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это создает благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

В своей работе мы опираемся на технологию развития ценностных ориентаций, которая включает в себя следующие этапы:

  • Знакомство с ценностью.
  • Осознание и проговаривание ценности.
  • Тренировка в ценностном поведении.

1 этап: знакомство с ценностью

Использование примеров из художественной литературы, чтение и обсуждение прочитанного

Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используем устное народное творчество и художественную литературу.

Из сказок, былин, рассказов о защитниках Отечества дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым. Эти качества присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. В формировании социальных ролей мужчины и женщины, отца и матери, мужа и жены, бабушки и дедушки незаменимыми являются сказки.

Мать в народных сказках предстает перед детьми как нежная ласковая заботливая способная преодолеть любые трудности, чтобы защитить своих детей ("Белая уточка").

На занятиях читаем произведения таких авторов, как А. Барто, Л.Ф. Воронковой, С.В. Михалкова, В.А. Осеевой А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и т.д. А литературная викторина "Добры молодцы и красны девицы" помогла обобщить полученные детьми представления.

Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным ситуациям

Одновременно мы работаем с родителями, организуя активные занятия в ресурсном круге, где используем развивающие тренинги, анализируем проблемные ситуации, работаем в парах.

В результате родители пришли к выводу о том, что важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 Марта и маленький букетик дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой.

В семье, где родители придерживаются традиционного уклада, где добрая и ласковая мать, строгий, но справедливый отец, ребенок по-настоящему счастлив. Любовь и доверие ребенка к близким рождает любовь и доверие к миру. И только тогда мир воспринимается по-настоящему добрым.

2 этап: осознание и проговаривание ценности

Обсуждение

Во время бесед уточняем представления о мужественности и женственности. Целесообразно проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме "секретных совещаний", "разговора по душам", так и со всеми детьми вместе, например, о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла.

Мы привлекаем на занятия мам и пап, которые рассказывают о своих делах и обязанностях. Закрепляем полученные знания на тематических выставках о выдающихся женщинах и мужчинах, где детям рассказываем об их личностных качествах с акцентом на внешний и внутренний мир.

Игры-драматизации и народные игры

Значительное место в формировании представлений о женственности и мужественности принадлежит играм-драматизациям по знакомым произведениям.

Создаются также театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую правильную, то есть социально одобряемую.

Знакомим детей с русскими народными играми "Верба-вербочка", "Прялица", "Яша", где мальчики выбирают себе "подружку" из играющих девочек. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитание у девочек и мальчиков добрых, нежных чувств друг к другу.

Составление описательных рассказов по портретной живописи

Хороший результат дает составление описательных рассказов по портретной живописи. Мы используем картины известных авторов: В.М. Васнецова "Аленушка", "Три царевны подземного царства", "Три богатыря", "Иван Царевич и Серый волк", В. Серова "Мика Морозов", "Дети", "Девушка, освященная солнцем", В. Сурикова "Сибирская красавица", М. Врубеля "Снегурочка" и другие.

Дети учатся давать психологическую характеристику герою (по позе, по взгляду, по цветовой гамме), определять настроение героя, видеть его внешнюю и внутреннюю красоту. Составляя рассказ по портрету, выражают своё отношение к изображаемому персонажу.

Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выбора в конкретной ситуации

Важно помочь ребенку реализовать формирующиеся представления о полоролевом поведении. Для этого используем проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Решая их, дети учатся высказывать свое мнение, обсуждать его и доказывать.

3 этап: тренировка в ценностном поведении

На данном этапе происходит осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, что позволяет перевести полученные знания в практическую деятельность детей.

Проигрывание ценностных отношений в сюжетно-ролевых играх

Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: "Семейное путешествие", "Ждем гостей", "Рождение малыша" и другие.

Большой интерес вызвала у детей тема "Богатыри земли русской". В игровой среде появилось богатырское снаряжение. На роль главного богатыря выбираем самого ловкого, сильного. Девочки берут на себя роли матерей, которые благословляли на ратные подвиги своих сыновей, ждали их с полей сражения, вели хозяйство.

Планирование конкретных дел ценностного содержания
 
Для реализации представлений о полоролевом поведении организуем различные виды деятельности. Мальчиков учим скреплять детали кукольной мебели с помощью шурупов, чинить игрушки, выполнять посильную им физическую работу, например, перенести столы и стульчики или вынести их на веранду. Также поощряем мальчиков, когда они помогают девочкам нести книги из библиотеки.

Девочек учим вышивать, сервировать стол, привлекаем к оформлению интерьера, формируем умение ухаживать за малышами.

Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, дифференцируем для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, а мальчики накладывают их на тачку, отвозят ее в установленное место, разгружают.

Установление и поддержание ценностных традиций группы, ДОУ

В повседневной жизни мальчиков и девочек приучаем их оказывать знаки взаимного внимания, в частности дарить "сувениры" в Международный женский день или День защитника Отечества, обмениваться комплиментами. Представителей сильного пола приучаем замечать "проблемы" девочек, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь; девочек — воспринимать внимание с благодарностью, — заметив неполадки в костюме своего товарища, помочь поправить их. На музыкальных занятиях в детском саду мальчики и девочки осваивают танцевальный этикет.

Публичная нравственная оценка событий и поступков

Очень действенной является публичная нравственная оценка событий и поступков. Ребенок испытывает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом "Самой аккуратной", "За помощь маме" или "За благородный поступок".
 
Жизненный опыт ребенка слишком мал. И кто, как не мы, педагоги и родители должны помочь детям освоить духовно-нравственные ценности.

Наша работа направлена на то, чтобы сегодняшние дошкольники, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью.

Об авторе: Ушакова Е.В., старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 6".



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Генеральдовна • 20:13, 19.02.2014
Елена, я прочитала вашу статью, и у меня сложилось противоречивое отношение к ней и вашей работе. С одной стороны, все, что вы пишете вроде бы правильно и хорошо: материнство, помощь женщине, традиции... Но почему у меня складывается впечатление, что что-то вы делаете не то или не так. По методике и заданиям вопросов нет: но надо ли в саду выращивать вот этих "женщин" и "мужчин". Может быть, мужчина это нечто большее, чем тот, кто подает пальто и забивает гроздь, а женщина - не только мать? Трудно объяснить... У вас в воспитании прививаются "правильные" мысли: женщина - это забота, дети, и, наверное, кухня, а мужчина - это такой добытчик, который делает комплименты, на которые вы тоже учите девочек отвечать "с благодарностью". А нужна ли сейчас, в 21 веке, эта женская благодарность и подчиненность мужчине? Зачем заведомо воспитывать неполноценную, урезанную личность - "женщину", да и "мужчину", может быть, нужно прививать не "традиционные православные ценности счастливой семьи", а общечеловеческие? Может быть, не стоит в детском саду, воспитателям целенаправленно формировать у детей семейные ценности, отношения мужчина-женщина, может быть, это сделают сами семьи: мамы и папы ваших детей?