Алина Бикеева, 07.09.2015 0

Размышление второе: "Вам, учителям, за это деньги платят – вот вы и воспитывайте! Попрек, Упрек, Замечание, Оскорбление — методы воспитания"


Воспитание проходит через вызывание чувств у воспитанников. Вызвал злые, нехорошие чувства — посеял зло. Вызвал добрые чувства в душе ребенка — воспитал добрые чувства, которые ведут к добрым желаниям и добрым поступкам. Какие чувства в душе ребенка пробуждает наша современная школа? Умеем ли мы вызывать добрые чувства? И, вообще, стремимся ли к этому в школе? Или мы решаем другие задачи? Какие? С.Л. Соловейчик называет наш наиболее часто используемый комплект воспитательных мер — «воспитанием от ПУЗа»: «Попрек, Упрек, Замечание, Оскорбление — ПУЗО. Воспитанием от ПУЗа любви не научишь, это невозможно». (Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех»).


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Часть первая >>>

Зачастую у нас любой разговор взрослого с ребенком — это предъявление претензий первого ко второму.

Прямо-таки «Ярмарка злословия» какая-то!

Но наша задача совсем в другом — в установлении контакта и сохранении такового на все время. А это — большой труд! Установление контакта с ребенком не происходит ни в результате эмоционального высказывания претензий, ни само по себе. Здесь важен морально-психологический климат семьи, школы, общества. СЕМЬИ + ШКОЛЫ + ОБЩЕСТВА! Такой климат зависит от системы отношений общества в целом, от устройства народного образования в стране, от методов управления им и, разумеется, от отдельно взятой ячейки общества — от семьи. От вашей конкретной семьи, уважаемые взрослые!

 «Истинная сущность воспитательной работы — вероятно, вы и сами уже догадались об этом заключается не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора». (А.С. Макаренко «О воспитании»).

Мы в школе чаще всего требуем от детей формального следования определенным правилам и нормам. Вот наши дети формально всему этому и следуют. В нас, взрослых, сидит какое-то маниакальное стремление к формальному порядку. Мы почему-то думаем, что это — главное. Общество требует с учителей формальное воспитание, ведь для неформального, настоящего нужно создание определенных условий, а это — сложно. Ну и, пожалуйста: учителя формально это воспитание и проводят. Поэтому наши дети так и шарахаются от школы. Чувства ребенка обмануть почти невозможно. А если и возможно, то очень ненадолго.

Дети нас, взрослых, чувствуют. А мы все воспитываем наших детей и воспитываем. Все им грозим, и что-то постоянно запрещаем. И никак мы, взрослые, не поймем, что человеку ничего запретить нельзя. Это сделать может только сам человек, сам себе. А наша задача как раз в том и состоит, чтобы вырастить такого человека, который бы это делал. Чем благоприятнее нравственно-психологический климат в обществе, чем крепче семьи, тем успешнее идет воспитание детей в этом обществе. Чем выше уровень развития, «цивилизованности» этого общества, тем лучше в нем отношение взрослых к детям.

В семье, школе, обществе (СЕМЬЕ + ШКОЛЕ + ОБЩЕСТВЕ!) необходимо развитие чувств и эмоций ребенка, постоянная тренировка этих чувств, то есть работа над духом, душой ребенка. Если это есть, дети вырастают воспитанными. В школе же мы, в основном, закачиваем или вколачиваем в их головы информацию, знания. Всюду у нас в любой школе престижна и первостепенна по значимости учебная работа. Она обеспечена детально разработанными программами, массой учебных пособий, четкой и понятной методикой. Воспитательная же работа оказалась в современной школе совсем не престижной и вообще задвинутой на задний план. Кстати, ни четких программ, ни строгих методик, ни готовых разработок и сценариев в школу никто не присылает. Как хотите, учителя, так и воспитываете детей; что хотите, то и сочиняйте; и вообще все придумывайте и разрабатывайте сами. Но цель поставлена, по крайней мере, на бумаге, то есть в нормативных документах, великая — чтобы на выходе получился воспитанный человек. Вот и превращается рабочий день учителя в ненормированный, а объем его обязанностей в необъятный и при этом ответственность — за все! За всё-то за всё. Но опять получается, что за что-то не то.

Итак, словами, словесными формулами детей не воспитать. Это — псевдовоспитание, от которого дети могут, в лучшем случае, демонстрировать чисто внешнюю псевдовоспитанность.

Добродетельный человек воспитывается посредством дел, а не посредством болтовни». (Я.А. Коменский)

Так и хочется добавить от себя: А посредством болтовни воспитывается болтуны.

Для воспитания подрастающей личности нужна разносторонняя разноплановая деятельность. Нужны многочисленные пробы себя в разных делах. Конечно, ошибки, промахи и неудачи вполне естественны в любых попытках человека, а тем более маленького, проявить себя. И все эти оплошности и неуспехи должны идти рука об руки с удачами, успехами и победами.

Уважаемые взрослые, может быть, хватит «глаголом жечь сердца» детей?! Это им очень больно. Не лучше ли их оберегать, подбадривать и этим самым «глаголом» вдохновлять на успешную созидательную деятельность?! А еще постоянно создавать для подрастающей личности ситуацию успеха. Вот это задачи!

В школе происходит становление личности, именно в этот период жизни человека закладываются основные черты его будущего характера, его мировосприятие. А наша современная школа как раз и не предоставляет каждому ребенку разнообразного поля деятельности. В нашей школе требуют сидеть тихо, не высовываться и заучивать, а потом воспроизводить основы разных скучных и не всегда понятных наук, выполняя многочисленные задания по образцу. Если ребенок (любого возраста!) этим требованиям не соответствует, то автоматически попадает в неуспешные личности, в неудачники. А ведь, наверняка, есть сферы деятельности, где ребенок-троечник и даже двоечник смог бы стать успешным человеком и даже победителем, но школа ему таких возможностей чаще всего не предоставляет. Наш шаблон работы: «Молчи, слушай, повторяй, учи, делай по образцу!»

Педагог-новатор И.П. Волков говорит о том, что мы часто заставляем детей заниматься тем, чем им не хочется, и не позволяем им делать то, что они хотят. (Волков И.П. «Приобщение школьников к творчеств»). И.П. Волков считает, что детям нужно дать возможность заниматься тем, чем им хочется, то есть, конечно, не только этим, но ребенку просто необходимо какое-то любимое дело плюс обязательные школьные предметы. Тогда у детей будут развиваться их способности, создаваться реальные возможности для раскрытия и самовыражения личности. И.П. Волков предлагает организовать в каждой школе «творческую комнату», куда может прийти любой школьник и заниматься интересным ему делом: моделированием (сборка моделей самолетов, кораблей и т.д.), резкой по металлу, рисованием, чеканкой, швейным делом и т.д. И вообще всем, что душе ребенка угодно. Любопытно, что, организовав подобную комнату, И.П. Волков заметил, что первыми ее самыми активными посетителями стали не лучшие ученики класса по успеваемости и дети, у которых просматривались проблемы в общении со сверстниками. Почему именно они? Они в «творческой комнате» нашли, в чем могут реализоваться, в чем могут быть успешными. И.П. Волков всем своим педагогическим опытом приходит к выводу, что единственно реальным путем преодоления отставания в учебе ребенка является включение его в сотворчество. При этом непременно состоится и воспитание подрастающей личности. У каждого ребенка есть интерес к чему-либо. И.П. Волков считает: если дать ребенку заняться тем, чем он хочет, сразу же проявится личная направленность. На этой основе педагогу и следует давать ребенку первые творческие задания. Любой ребенок способен к творчеству. Итак, «творческая комната» по Волкову — это, во-первых, место, где дети могут трудиться и заниматься творчеством. А, во-вторых, это — место, где дети могут общаться, причем не только друг с другом, но и с учителем. Общение учителя с учеником происходит на равных, без нравоучений и замечаний. Просто общение двух людей и все. Задачей учителя становится стимулировать общение, труд, творчество, успешность каждого ученика.

Афоризм нашего времени: На успехах учатся!

И вполне естественно, что в такой атмосфере воспитательный процесс протекает очень эффективно, хотя совсем ненавязчиво.

Ребенок плохо учится, испытывает затруднения в общении со сверстниками? У него ничего ни в чем не получается? Обязанность, задача мудрых и любящих взрослых, находящихся рядом — дать ребенку «второе рождение». А потом — третье, четвертое, пятое и, если понадобится, сто пятое, то есть надо постоянно давать и давать ребенку шансы возрождаться — из провала, из неуспеха, из отчаяния.

Итак, наша школа не предоставляет каждому ребенку возможности раскрыться, найти свое неповторимое «я». Поэтому, уважаемые родители, сделать это можете и должны вы, ваша ячейка общества.

Не бывает неталантливых детей, есть унылые, скучные, ленивые, вечно занятые своими делами взрослые, не сумевшие увидеть и раскрыть детские таланты.

Школа способствует тому, что многие дети «закрываются» и как артисты играют перед учителями ожидаемые от них роли. А внутренний мир ребенка, его истинные мысли, эмоции и чувства — для нас, учителей, часто сплошные потемки. Вот и получается многоступенчатая игра:

  • с учителями играют в игру «Вы должны детей воспитывать», никак подобное требование не подкрепляя и не обеспечивая;
  • учителя играют с учениками в игру «Мы вас воспитываем» или «Я — прекрасный воспитатель», хотя у них на это нет ни сил, ни времени, ни достаточных психологических знаний и методических пособий;
  • а дети, чутко улавливающие игры взрослых, играют в свои игры — «Мы – паиньки-заиньки», «Мы вас слушаемся» и проч.

А что на самом деле творится с нашими детьми, взрослые не всегда представляют и понимают.

Скажу крамолу: Взрослые часто не понимают детей, хотя уверены в обратном.

В своем этом непонимании и бессильном отчаянье они порой бросают колкое и обидное: «Вам, учителям, за это деньги платят! Вот вы и воспитывайте!»

«Воспитание без контакта совершенно невозможно. Душевный контакт с ребенком — первая и последняя проверка, как идет воспитание. Есть контакт — все идет хорошо; нет контакта — ничего нельзя предсказать. Как получится, так и получится. Воспитание в этом случае зависит не от нас, а от многих житейских обстоятельств, от других людей». (С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»).

Вот и получается, что мы в школе растим и воспитываем или тихих и послушных пессимистов и неудачников, или буйных и агрессивных грубиянов, никого и ничего не признающих. Нет у нас в школе ни материальной базы, ни времени воспитывать других. Нам, учителям, главное — вычитать все часы и темы, полагающиеся по программе, сдать все отчеты и плохо ль хорошо ль натаскать учащихся к зачетам и итоговым экзаменам. А думать о тонкостях воспитательного процесса, об эмоциях и движениях детской души — абсолютно некогда! Плохо еще то, что нынче в моде огромные школы на 1000-1500 учащихся. По-моему, нельзя создавать школы, где учится более 500 детей. Если их больше, то получается толпа, и теряются отдельные личности. Толпа детей — это плохо с точки зрения гигиены. Толпа детей — это ужасно с точки зрения воспитания. Коллектив из толпы не создать, да и психология толпы совсем другая.

Манипуляции взрослых

Манипуляции взрослых

Я вспоминаю свою родную школу, в которой я проучилась все десять лет, а потом еще и работала в течение семи лет. Это самарская школа №120 с углубленным изучением английского языка. В нашей школе никогда не было больше 500 человек. Все знали всех. Возникало своеобразное школьное братство. То, что англичане называют «чувством галстука». Представьте, идет чопорный англичанин с отменными манерами по улице Лондона и вдруг на другой стороне улицы он видит человека в таком же галстуке, как и он. Галстук — это элемент школьной формы, который обозначает, что эти два человека учатся или учились в одной школе, поэтому и галстуки у них одинаковые. Так что же делает наш англичанин, завидев своего бывшего однокашника? Он со всех ног бросается к нему, даже нарушая все правила дорожного движения (О, ужас! Ситуация почти невозможная для англичан!) Вот оно — чувство галстука! Должна признаться, что я тоже остро испытываю подобное же чувство, увидев человека, с которым когда-то училась в одной школе. Моя школа смогла во мне это чувство воспитать, взрастить.

Совет ученику: Выбирай школу так, как ты выбираешь друзей.

Администрации любой школы нужно знать каждого ученика в лицо. Кроме того, важна сама атмосфера, дух учебного заведения. Вспомним о духе Пушкинского лицея, или об атмосфере, царившей в Смольном институте благородных девиц (люди из него выходили действительно благородные!), или уклад жизни и система учебы более близких и понятных нам Суворовских училищ.

Афоризм нашего времени: Школа — вторая натура.

Школа, может быть и вторая! Но семья — первая натура подрастающей личности. Это уж точно! А за первую эту натуру ответственны взрослые, организовавшие когда-то первичную ячейку общества, то есть свою семью.

В школе моего детства был такой дух, уклад, да назовите это как угодно, микроклимат, атмосфера, аура, биополе. В моей школе никогда не было безликой толпы. Мне кажется, какую атмосферу, ауру создадут в школе взрослые — такой и будет результат воспитания. В каждой школе должен быть свой дух, свой уклад жизни. И школе не нужна, а даже вредна толпа, массовость, массовка. Только школа со своим собственным характером, с каким-то только ей свойственным духом, а не безликая новостройка на 2000 учащихся может воспитать человеческие качества в ребенке: порядочность, доброту, отзывчивость на чужую боль, ответственность и проч.

 «Воспитание детей — это укрепление духа духом, а иного воспитания просто нет, ни хорошего, ни плохого. Так — получается, а так — не получается, вот и все». (С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»).

Кроме того, чтобы в школе успешно шел воспитательный процесс, необходим высокий уровень обучения. Если же этот уровень низок, то у детей разрушается все: позитивный настрой, мотивация, а потом и личность молодого человека. Тогда уже идет антивоспитание.

Своим так называемым воспитанием в школе мы, в лучшем случае, насаждаем в наших детях сплошные комплексы неполноценности. А следовало бы выращивать в молодых личностях комплексную полноценность. 

Продолжение следует... >>>

Об авторе: Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях: от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. Книги А.С. Бикеевой на Ozon.ru.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?