Алина Бикеева, 21.09.2015 2488 4

Размышление четвертое: "Вам, учителям, за это деньги платят – вот вы и воспитывайте! Необъявленная война против детей"


В последнее время дети стали как-то особенно единодушно шарахаться от школы. Учителя и ученики, а, может быть, вообще, взрослые и дети — это разные далеко удаленные друг от друга галактики. Современные дети испытывают к взрослым вообще и к учителям, в частности, резко негативные чувства: страх, недоверие, неприязнь, ненависть. Так сложилось, что Галактика Взрослых далеко удалилась и совершенно отвернулась от Детской Галактики. Нам, взрослым, надо срочно пересматривать свое отношение к Детской Галактике и идти на сближение. 


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

«Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение». А.С. Макаренко.

Для воспитания просто необходимы пространство любви и доброты, труд и сотрудничество, творчество и сотворчество, а также постоянное общение с детьми всех взрослых, их окружающих. Невозможно воспитать детей классными часами два раза в неделю или в месяц по 45 минут. Микстуру так принимать можно, воспитать человека — нет. Воспитывает ребенка весь мир взрослых вокруг него, вольно или невольно, все взрослое сообщество — своими нравами и традициями, своим трудом, своим духом, своим отношением к маленьким членам этого общества. Воспитывают не учителя, а весь мир взрослых вокруг. Если этот мир вокруг не воспитывает, а антивоспитывает, то на учителей очень удобно свалить вину за это, упорно продолжая игру или психологическую манипуляцию под названием «Вам, учителям, за это деньги платят, вот вы и воспитывайте».

Что же у нас за мир взрослых, который запрещает детям шлепать по лужам и бегать по школьным коридорам? А с учителей строго спрашивает за воспитание детей, назначив их за это дело единственно ответственными? Строго спрашивать надо бы со всех взрослых за их отношение к детям, за создание (или не создание) вокруг детей пространства доброты, любви и заботы, а еще пространство правды и справедливости. За это действительно ответственны все мы, взрослые!

Порой создается впечатление, что нам, взрослым, дети — в тягость, они — обуза, они всех раздражают и создают постоянные проблемы, проблемы большие и трудноразрешимые

Может быть, поэтому и воспитание у нас не ладится. А заладится оно, когда мы перестанем воспринимать детей как обузу или проблему, которую надо решать или которую надо устранить. И начнем их воспринимать как личностей, как маленьких людей. Воспитывать всем миром. Воспитывать не только словами и не столько словами, а чем-то другим, более действенным и эффективным.

Пока же, к сожалению, дети продолжают оставаться для нас, взрослых, проблемой. Проблемой энергозатратной и материально дорогой. Часто дети нас откровенно раздражают и мешают нам. Обратите внимание, кругом нашим детям взрослые делают замечания, кругом детей ругают, стыдят, обзывают. Подобные сцены можно увидеть и в кафе, и в трамвае, и просто на улице. Всюду мы, взрослые, раздаем детям приказы начальственным тоном. При чем, в наших взрослых головах прочно поселилось невротическое представление о том, что все наши приказы должны быть детьми незамедлительно и беспрекословно исполнены, а замечания непременно учтены. Это, видимо, идет от нашего невротического педагогического мышления. Везде вокруг взрослые воюют с детьми. Что же это за такая необъявленная война?

Дрессировка детей

Дрессировка детей

Если мы, взрослые, изменим свое отношение к детям, то и результаты нашего воспитания начнут постепенно меняться. А пока мы, взрослые, все время ломаем, корежим, гнем наших детей. Полагая, что мы их воспитываем, и что таким образом воспитать можно. А иногда детей бросаем и ими вообще не занимаемся. Поэтому для очистки совести назначили ответственными за воспитание детей учителей, с которых можно всегда спросить и на которых можно все свалить. Можно то можно, но каков смысл? Любви, добра, а также счастливых и здоровых детей от этого в мире не прибавляется. Преобладание злости, ненависти и раздражения в общении с детьми неизбежно ведет к подавлению и разрушению личностей маленьких людей, из которых может вырасти тупая и озлобленная толпа агрессивных людей взрослых.

Мы, взрослые, очень боимся оставить детей без пищи, то есть что дети наши останутся голодными, но не боимся их оставить без общения с нами. Голод общения нам почему-то не страшен. Мы боимся, что дети замерзнут от холодного воздуха. Но не боимся простудить их холодом своей души, своего отношения к ним. Мы, взрослые, очень боимся, что в школе дети недополучат и недоучат разные математические, физические и химические формулы. «Как это уроки пропадают?!» Но совсем не опасаемся, что наши дети недополучат уроки доброты, любви, нравственности и справедливости. Мне кажется, что мы боимся совсем не того. Ведь мы упорно продолжаем рассматривать ребенка только как физическое тело, забывая о душе подрастающей личности, и относимся к нему соответственно. Мало детей только кормить, одевать и обогревать батареями или обогревателями. Им необходимо пространство любви и заботы, искренней, честной и постоянной в справедливом и честном мире взрослых.

Как только мы, взрослые, научимся создавать вокруг наших детей это пространство, как только мы сами станем таким миром и будем всем миром охранять страну детства, как только мы начнем воспринимать детей как дар, как подарок судьбы, как радость и чудо — у нас, мне кажется, сразу пойдет в гору воспитательный процесс, или, по крайней мере, начнутся значительные позитивные сдвиги в этом деле.

Универсальный закон отношения взрослого к ребенку: При общении любого взрослого с любым ребенком количество добра, любви и справедливости на Земле должно увеличиваться.  

Это и будет воспитание. Это и будет учение и становление маленькой личности. Если же при нашем общении с ребенком на земле увеличивается количество зла, ненависти и несправедливости, то это уже — не учение, а мучение. Это — не воспитание, а разрушение подрастающей личности. Чем заниматься нам с детьми учением или мучением, воспитанием или анти-воспитанием — выбирать нам, взрослым. 

Продолжение следует...

Об авторе: Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях: от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. Книги А.С. Бикеевой на Ozon.ru.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 SvetlanaPyataeva • 22:05, 22.09.2015
Алина Сергеевна, спасибо Вам за статью. Мне ОЧЕНЬ понравилось. Мне вообще нравится, как Вы пишете, с удовольствием читаю. Вот и сейчас... Вы правы! Сто раз правы!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 MARINA_KOR • 13:26, 21.09.2015
Очень важно, чтобы учителя стремились не только поставить хорошую отметку, чтобы не испортить рейтинг, но они реально должны быть заинтересованы в обучение детей