Методика преподавания

Методы и формы обучения в школе в последнее время активно развиваются. Стремительно появляются новые, модифицируются старые, уже известные в педагогике, ориентируясь на новые требования ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие методы и формы организации обучения наиболее востребованы? Чем новые формы и методы в педагогике отличаются от уже привычных? На что стоит обратить внимание учителю, выбирая ту или иную форму или метод организации урока?

11.02.2016

Урок в форме «круглого стола» удобнее всего проводить на стадии обобщения и закрепления материала, так как такая форма позволяет увидеть изучаемую тему в общей системе знаний по предмету, выявить межпредметные связи. Кроме того, урок «круглый стол» помогает связать теорию и практику, выявить практическую ценность полученных знаний, умений и навыков. 

Урок остается основной формой организации учебного процесса. При всем разнообразии уроков (даже в рамках одного предмета), выделяют некоторые общие черты всех занятий в школе: временные рамки (45 минут), определенное количество участников (учитель, ученики одного класса). При этом предполагается, что учитель является организатором деятельности на уроке, методически подготовлен, а урок организован в соответствии с конспектом и поурочным планом.  

Как наладить обратную связь с учеником так, чтобы ваш крик души достиг адресата и вызвал цепную реакцию позитивных изменений? Или хотя бы заставил на минутку задуматься, ведь, как известно, мысль всему начало. Об этом и о личных наблюдениях читайте ниже. 

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения? 

Что лучше, объективнее и рациональнее для использования на уроке: устный или письменный опрос? Споры тянутся с давних пор. И до сих пор нет четкого ответа, так как находится много сторонников того или иного способа. Рассмотрим подробнее, письменный и устный вопросы, обсудим их особенности, приведем несколько способов проведения и решим: устный или письменный опрос использовать?

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?

Со временем у каждого учителя в его методической копилке накапливаются самые разнообразные приемы опроса. Предлагаем ознакомиться с некоторыми, наиболее популярными способами проведения опроса на уроке. 

В знаниевых тестах (тестах, направленных на определение уровня знаний по заданной теме) мы чаще всего используем тесты с выбором одного или нескольких вариантов ответа, а также задания открытого типа, когда опрашиваемые сами вписывают ответ. Но это несколько скучно. Давайте рассмотрим, как можно разнообразить проведение тестов — какие виды тестовых заданий можно использовать на уроке.

На уроке в кабинете учителя оказываются двадцать пять учеников с разным учебным потенциалом, способностями и мотивацией. Возможно ли научить их всех предмету на одном уровне? Как быть с учениками слабыми и учениками одаренными? Ведь, если походить ко всем одинаково, у всех рано или поздно потеряется мотивация к обучению: одни все равно ничего не поймут — нечего и стараться, другим все скучно, медленно и не интересно — не стоит и слушать этого учителя, лучше дома почитать энциклопедию. Помогут ли справиться с этой проблемой многоуровневые задания?

Представим ситуацию: за вами весь день ходит приставленный к вам очень умный и образованный Наставник. Он весь день зорко за вами следит, выискивая ваши ошибки и оплошности, и тут же о них вам сообщает, иногда при многочисленных свидетелях. У вашего наставника самые благие намерения. Он знает все, в особенности, то, что, как и когда вам следует делать. 

В последнее время дети стали как-то особенно единодушно шарахаться от школы. Учителя и ученики, а, может быть, вообще, взрослые и дети — это разные далеко удаленные друг от друга галактики. Современные дети испытывают к взрослым вообще и к учителям, в частности, резко негативные чувства: страх, недоверие, неприязнь, ненависть. Так сложилось, что Галактика Взрослых далеко удалилась и совершенно отвернулась от Детской Галактики. Нам, взрослым, надо срочно пересматривать свое отношение к Детской Галактике и идти на сближение. 

Уважаемые родители, а также все остальные любящие родственники! Пора понять и принять, что в наше время школа детей не воспитывает. Уж так получилось, что эта функция отмерла или отброшена. И детей своих воспитываете или не воспитываете только вы. Только вы сами! А школа, надо честно признаться, с этим делом на сегодняшний момент не справляется. То ли не может, то ли не хочет, а, может быть, обществу этого и не надо. Но воспитанием детей на сегодняшний день занимается семья (или улица, или телевидение, или еще кто-то, или никто). Но школа точно этим не занимается. А жаль! Хорошо было бы вернуть школе воспитанную функцию. На мой взгляд педагога с советской закалкой (в лучшем смысле этого слова!), это просто необходимо! 

Воспитание проходит через вызывание чувств у воспитанников. Вызвал злые, нехорошие чувства — посеял зло. Вызвал добрые чувства в душе ребенка — воспитал добрые чувства, которые ведут к добрым желаниям и добрым поступкам. Какие чувства в душе ребенка пробуждает наша современная школа? Умеем ли мы вызывать добрые чувства? И, вообще, стремимся ли к этому в школе? Или мы решаем другие задачи? Какие? С.Л. Соловейчик называет наш наиболее часто используемый комплект воспитательных мер — «воспитанием от ПУЗа»: «Попрек, Упрек, Замечание, Оскорбление — ПУЗО. Воспитанием от ПУЗа любви не научишь, это невозможно». (Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех»).

В школьной жизни есть два переломных момента, когда ученику приходится привыкать к новым условиям обучения. Это период адаптации в первом и пятом классе. Рассмотрим основные проблемы адаптации детей в школе, а также пути их решения. 

Мне, как учителю-предметнику и классному руководителю, часто приходилось выступать на родительских собраниях перед родителями моих учеников. Среди родителей попадались разные люди. Некоторые порой обвиняли учителей, несправедливо упрекали их. Но лично я приняла для себя правило: на родителей учеников не обижаться. Ведь если родители говорят мне что-то обидное или слишком эмоциональное, это свидетельствует лишь о том, что эти люди беспокоятся о своем ребенке. Именно поэтому чувства и эмоции их захлестывают, а поведенческие реакции могут быть слишком бурными. 

Игра для детей — основной вид деятельности. Она полностью удовлетворяет их потребность в движении, действии, общении и познании. Это доступный мир, где любая мечта и задумка становится реальностью. Подвижные, интересные игры на перемене в школе не только придутся детям по душе, но и благоприятно отразятся на их физическом состоянии и работоспособности. Какие игры можно предложить детям на перемене?

Хорошая успеваемость ребенка в школе невозможна без хорошей памяти. Память является краеугольным камнем обучения и воспитания, формирования навыков и личностной ориентации в мире. Для того чтобы быстро, легко и в то же время выборочно запоминать нарастающие с каждым годом учебы объемы информации, нужно тренировать память как в школе, так и дома. Очень часто родители задают педагогам и воспитателям вопрос: как лучше развивать память? Какие приемы и упражнения для этого использовать?

Определив ведущий канал восприятия информации школьника, можно существенно облегчить процесс его обучения. Если речь идет о дошкольнике или ученике начальных или средних классов, то вывод о преобладании того или иного канала восприятия информации делается в результате наблюдений. Подростку или взрослому предлагают пройти специальные тесты.

Дети, познающие мир с помощью зрения — визуалы, лучше воспринимают и запоминают то, что увидели. Они могут часами рассматривать картинки, в их речи чаще можно услышать слова: увидел, разглядел, посмотрел и даже озарило. Ребенок запоминает не только сюжет фильма, но и может в подробностях описать костюмы персонажей, он запоминает мизансцену, для него важен цветовой фон. Он очень быстро учиться отличать формы, размеры, цвета предметов, может с легкостью повторять ранее увиденные действия или игры. Если предоставить ему выбор занятия, то он предпочтет то, где можно что-то долго рассматривать.