Решение полиэтнической проблемы в школе


Более пяти лет я как педагог дополнительного образования провожу занятия по формированию у детей коммуникативных умений на базе общеобразовательной школы №232 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга. А так как я имею два базовых образования: педагогическое и психологическое, администрация школы обратилась ко мне с просьбой написать статью в районную газету о том, как решается полиэтническая проблема в нашей школе, где обучаются дети мигрантов. Я откликнулась на их просьбу и, зная, что подобная проблема коснулась не только школ Петербурга, но и других городов России, решила поделиться опытом педагогов Петербургской школы на страницах сайта Pedsovet.su.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
В силу объективных причин, Санкт-Петербург, как и другие города России, в период развала Союза захлестнула волна мигрантов из ближнего зарубежья. Не обошло стороной это явление и нашу школу. Наши ученики – представители разных культур: азербайджанской, узбекской, таджикской, молдавской, славянской. Перед педагогическим коллективом самой жизнью была поставлена задача, которая заключалась в оказании помощи детям из ближнего зарубежья в адаптации к изменившимся условиям, в преодолении языкового барьера.

Нам, петербуржцам, возможно, эту задачу было решать несколько проще, так как Санкт–Петербург по праву можно назвать городом мира. Ведь создавать его помогали люди разных национальностей, и они же составили немалую часть населения Петербурга.

Из истории известно, что в начале XVII столетия значительную долю населения города (по некоторым данным до 50%) составляли иностранцы – немцы, голландцы, датчане, французы и др. После 1917 года доля иностранцев значительно уменьшилась. В XIX веке в город хлынул мощный поток представителей народов империи, среди которых преобладали евреи, поляки, украинцы, татары, белорусы и армяне. На протяжении многих лет люди разных этнических групп не только мирно сосуществовали друг с другом, но и создавали своими руками величественный город, развивали промышленность, науку и культуру. Со дня своего основания за долгие годы наш многонациональный город приобрел большой опыт мирного сосуществования людей разных национальностей. Преодолевая конфликты, непонимание, нетерпимость, горожане создали особый стиль отношений, которым прославились на весь мир.

Наша школа расположена в районе Коломны. Существует несколько легенд, раскрывающих историю возникновения названия района. По одной из них оно возникло от названия села Коломенское, из которого были присланы «работные люди» для строительства города. По другой - от слова «колония», т.к. иностранцы, строившие город, селились колониями обособлено по национальному признаку. Постепенно иностранное слово «колония» превратилось в русскую Коломну. Третья легенда гласит о том, что архитектор Доменико Трезини, прорубая в болотистом лесу просеки для будущих улиц, называл их колоннами, но будучи иностранцем и плохо произнося русское слово, превращал колонны в «коломны». В совокупности все эти легенды дают довольно точное представление о том, как бывшее Козье болото с примыкавшими к нему лесами людьми разных национальностей и вероисповеданий было превращено в район одного из красивейших городов мира.

Педагогам нашей школы, как и всем здравомыслящим петербуржцам, понятно, что стареющему городу необходим приток населения для его дальнейшего развития. Поэтому новую волну мигрантов приняли как данность и приступили к работе, направленной на гармонизацию создавшейся ситуации. Прежде всего, пригодилось нам умение договариваться. Мы убедили родителей вновь прибывших детей в том, что мирное сосуществование – задача общая, и решить её можно только совместными усилиями.

В первую очередь необходимо было преодолеть языковой барьер. Из вновь приезжих взрослых и детей была создана добровольная группа переводчиков, хоть немного знающих русский язык. Он помогали при общении и обучали языку соотечественников. Педагоги школы прошли специальные курсы, созданные на базе НМЦ «Адаптация детей мигрантов в общеобразовательной среде».

Прием в классы детей мигрантов проходил по собеседованию, цель которого состояла в выявлении уровня знаний и умений по предметам. У некоторых детей знания не соответствовали знаниям по предмету класса, в котором они должны обучаться по своему биологическому возрасту. По согласию родителей такие дети зачислялись на класс или два ниже в соответствии с полученными в ходе собеседования результатами. В школе появились разновозрастные классы, при работе с которыми педагоги начали применять в обучении элементы работы малокомплектных школ.

Кроме того, для детей мигрантов создавались индивидуальные образовательно-воспитательные маршруты. Педагоги по истории и литературе совместно с классными руководителями знакомили этих детей с историей района и школы, одновременно изучая традиции и культурное наследие стран, из которых прибыли дети. С родителями и детьми всей школы проводилась просветительская работа, направленная на разъяснение создавшейся в городе ситуации и формирование основных принципов взаимоотношения с мигрантами и их детьми. Одновременно проводилась работа классными руководителями со всем классом по сплочению коллектива.

Независимо от национальности и вероисповедания, каждый человек имеет право на проявление своих чувств и эмоций, но всех нас объединяют общечеловеческие ценности, на которые необходимо опираться в сложных жизненных ситуациях. Как и в любой другой школе, у нас среди воспитанников иногда возникают конфликты, которые выражаются в форме вербальной или физической агрессии. И если в них задействованы дети разных национальностей, мы рассматриваем их только с точки зрения общечеловеческих ценностей, но, конечно, с учетом национальных особенностей.

Педагогический коллектив в таких случаях использует наиболее продуктивную, на наш взгляд, тактику - акцентирует внимание не на национальном вопросе, а на формирование созидателя, достойного горожанина, умеющего уважать себя, ближнего своего и свою планету, свою страну, свой город, свой район, свою школу. В детском фильме «Москва – Кассиопея» есть кадр, в котором множество рук формируют планету. Именно этот образ всплывает в воображении, когда я думаю о будущем мира, в котором живу.

На сегодняшний день из 299 учащихся нашей школы 46 человек приехали из Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Молдавии. И все мы стараемся жить в мире и согласии, и в большинстве случаев у нас это получается.

Список использованной литературы:
1. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга – С-Пб., 1994.
 
Модзалевская Надежда Константиновна,
педагог дополнительного образования
ДДЮТ "У Вознесенского моста",
г. Санкт-Петербург

 

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Nike_Pashkov • 14:54, 22.01.2012
Свидетельство №1471/2012